Учение – свет
Проблемы и перспективы лесотехнического образования
В начале ноября в Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете (СПбГЛТУ) состоялась конференция, посвященная настоящему и будущему российского образования для лесной отрасли.
Непривычная аббревиатура СПбГЛТУ стала отныне «своей» для широко известной СанктПетербургской государственной лесотехнической академии им. С. М. Кирова, получившей в этом году статус университета. Это событие закономерно и напрямую связано с изменениями в системе высшей школы. Среди них и принятие Федерального закона РФ № 83 от 8 мая 2010), и прошлогодняя ликвидация Агентства по образованию с передачей его функций непосредственно Министерству образования и науки. А главное - активное продвижение Закона об образовании, в котором декларируется существование только двух категорий вузов: институтов и университетов.
Из академий в университеты
Наряду с этими изменениями системы сейчас одним из наиболее острых и обсуждаемых вопросов является укрупнение вузов страны и, следовательно, сокращение их общего количества. В связи с этим обострилась конкуренция между учебными заведениями, идет борьба за существование и самостоятельность вузов среднего и мелкого масштаба. СПбГЛТУ, занимающий по данным интернетопросов 135е место среди 1535 вузов России и являющийся лидером среди учреждений, ведущих подготовку кадров для лесной отрасли, также затрагивают эти преобразования - в свете объединения под его началом других учреждений. Сейчас уже полностью завершено присоединение к СПбГЛТУ Колледжа автоматизации лесопромышленного производства, в будущем возможно присоединение к ведущему лесному вузу Университета растительных полимеров и Лисинского лесного колледжа. На примере СПбГЛТУ можно оценить, насколько значительны происходящие перемены.
В том числе и по этим причинам, сотрудничество вузов становится все более интенсивным и дает положительные результаты. Нельзя не отметить, например, создание научнообразовательного инновационного комплекса «Лесной НОИК». В него вошли СПбГЛТУ, Петрозаводский и Вологодский ГТУ, СПбГУ растительных полимеров, ВНИИБ, Ботанический институт РАН, Союз мебельной промышленности СевероЗапада и Союз лесопромышленников Ленобласти, компании «Вологодские лесопромышленники» и «Ленлес». Таким образом, создана целая сеть научнообразовательных центров тематической направленности, охватывающих все основные направления лесного комплекса.
Две ступени на пути к профессии
К началу текущего учебного года в большинстве вузов закончен переход на систему двухуровневого образования: бакалавриат и магистратуру. На протяжении последних лет эта тема многократно обсуждалась на ученых советах и активно освещалась в прессе. Сейчас переход к Болонской системе уже данность, и остается только наблюдать, подтвердится или будет опровергнута эффективность внедрения этой западной модели в российскую систему высшего образования.
Стоит заметить, что этот процесс потребовал серьезного пересмотра и корректировки учебных планов вузов, работа над оптимизацией которых продолжается до сих пор. Несмотря на то что некоторые дисциплины пришлось отменить, такое обновление должно привести к повышению эффективности занятий.
Будущее за регионами
Большая часть конференции была посвящена обсуждению текущего состояния и перспектив развития лесотехнического образования в регионах России, в частности в Республике Коми. В г. Сыктывкаре уже около
60 лет функционирует филиал СПбГЛТУ - Сыктывкарский лесной институт (СЛИ), являющийся одним из основных источников кадров для лесного комплекса региона.
Республика Коми играет важную роль в лесной промышленности России. Достаточно сказать, что занимает первое место в РФ по производству бумаги. В Коми реализуется немало приоритетных инвестиционных проектов. В качестве примера можно привести запущенный в 2010 году ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», в реконструкцию которого инвесторами было вложено около 545 млн евро.
Начальник отдела ЛПК Министерства развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми Андрей Кривошеин рассказал о стратегии развития региона до 2020 года. Главной задачей реализации этой стратегии он назвал создание высокоэффективных перерабатывающих производств, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной лесопродукции для поставок на внутренний и внешний рынок. Для решения этой задачи необходимо оптимизировать территориальную структуру, обеспечить рост объемов глубокой механической переработки древесины, добиться комплексного использования древесного сырья и ускорения развития биоэнергетики, расширения лесной инфраструктуры.
Стоит выделить задачу кадрового обеспечения отрасли региона. И дело не только в недостатке персонала с высшим образованием, необходимого для работы на высокотехнологичных производственных линиях, но и в нехватке выпускников техникумов и колледжей. На примере работы ООО «Эжватранс» можно проследить, как влияет недостаток водителей сортиментовозов на фактическую производительность предприятия: «недовоз» лесопродукции здесь составляет около 248 тыс. м3 в год. Следует обеспечивать производства не только современной спецтехникой, но и специалистами для работы с ней.
Для решения этой проблемы в феврале, на основании Концепции модернизации профессионального образования республики на период до 2015 года, был создан первый Лесной образовательный кластер Республики Коми. В него, кроме СЛИ, вошли Коми республиканский агропромышленный техникум, а также многие учебные заведения Сыктывкара: Целлюлознобумажный техникум, Торговоэкономический колледж, Индустриальный колледж, Кооперативный техникум, несколько профессиональных училищ. Кроме того, подготовлены условия для создания некоммерческой организации «Ассоциация лесных образовательных учреждений Республики Коми».
Эти объединения призваны обеспечить многоуровневую непрерывную систему подготовки специалистов. Ожидается, что наряду со строительством крупных лесопромышленных производств решение кадровой проблемы позволит к 2020 году значительно увеличить объем лесозаготовок, повысить качество продукции и значительно расширить ее ассортимент за счет производства мебельных щитов, клееного бруса, строительных конструкций и др.
Научная деятельность
Активная научная деятельность - одно из главных направлений развития высших учебных заведений. Она напрямую зависит от объемов финансирования этой сферы, которые с каждым годом растут. Так, в 2011 году в СЛИ на эти цели выделено 4623,6 тыс. руб., тогда как в 2009 году - 3302,7 тыс. руб. Это позволяет реализовывать различные научные программы, в том числе для развития биоэнергетики и охраны окружающей среды, среди которых «Использование низкосортной древесины и отходов лесопереработки в качестве топлива для производства горячей воды, тепловой и электроэнергии».
Благодаря планомерной работе, в конкурсе на лучшие инновационные проекты в сфере науки и высшего профессионального образования СанктПетербурга 2011 года авторский коллектив СПбГЛТУ под руководством профессора Алексея Бирмана стал победителем в номинации «Лучшее инновационное бизнеспредложение» (проект «Производство деревянных облицовочных покрытий из отходов деревообработки»). В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 года. № 217ФЗ при университете созданы четыре малых инновационных предприятия: ООО «Открытые инновации ЛТА», ООО «Гелиантус», ООО «Центр защиты древесных растений и древесины» и ООО «Научноисследовательский центр «Управление лесами»». В них работают молодые выпускники университета.
Международное сотрудничество
Интернационализация образовательной деятельности - залог успешного развития вузов, в том числе и в лесной сфере. Работа ведется по следующим направлениям: учебное и научное сотрудничество, а также международные студенческие обмены. Наиболее тесные партнерские отношения сложились со Скандинавскими странами. Активно расширяется деятельность Международного совета по сотрудничеству в области лесного профессионального образования финноугорских стран и регионов России. В СПбГЛТУ и СЛИ ведется совместная работа с ведущими учебными центрами Финляндии, Швеции, Эстонии, Латвии и др. Обмен опытом положительно сказывается на освоении студентами передовых технологий и на организации учебного процесса в целом.
Работа с бизнес-сообществами
При подготовке квалифицированных специалистов большое значение имеет производственная практика. Уже сейчас студенты СПбГЛТУ участвуют во всех стадиях заготовки леса (отводе лесосек в рубку, подготовительных, лесосечных и лесоскладских работах), транспортировке (трелевке, вывозке до верхнего склада) и первичной обработке древесины (окорке, продольной и поперечной распиловке). Под наблюдением операторов машин и механизмов студенты управляют форвардерами, лесовозами с гидроманипуляторами, помогают предприятиям на лесоскладских (сортировка сортиментов) и лесовосстановительных (посадка ели на вырубках) работах.
А кроме того, следует «заразить» молодежь духом здорового предпринимательства. Для решения последней задачи в СЛИ создали лабораторию «Полигон молодежных проектов», где студенты приобретают навыки управления проектами. Здесь они получают первичные знания о консалтинговых услугах, регистрации ИП, подготовке бизнеспланов.
Перспективы
Ректор СПбГЛТУ Андрей Селиховкин назвал основные цели развития университета:
- сохранение СПбГЛТУ как ведущего научнообразовательного центра в области лесного комплекса России;
- обеспечение подготовки конкурентоспособных специалистов;
- работа с бизнессообществами, союзами и отдельными предприятиями по формированию специализированных учебных программ и привлечению целевых средств;
- увеличение бюджета вуза за счет участия в крупных государственных программах, научных и образовательных программах развития предпринимательской деятельности и полного использования возможностей всех подразделений;
- переход в категорию «Национальный исследовательский университет».
2011 год был объявлен Международным годом лесов. Лесотехнический университет с оптимизмом смотрит в будущее. На восьми факультетах университета обучается около 6000 студентов, их подготовка осуществляется по 42 образовательным программам в сфере управления, воспроизводства и охраны лесных ресурсов, заготовки, транспортировки и глубокой переработки лесных материалов.
Марина Скляренко