Деловую древесину – в дело
Лесозаготовительное производство - одно из ключевых звеньев лесопромышленного комплекса. Именно оно характеризует степень использования древесного сырья как природного ресурса. Возобновляемость и кажущаяся неистощимость отечественного лесного фонда - не повод отказаться от обеспечения более точного учета и условий максимального использования этого ресурса.
Для начала давайте осмыслим такой факт: в Японии использование экспортируемого Россией пиловочника превысило... 100 % объема поставляемых бревен. Недоумение российских специалистов развеялось при анализе японских технологий деревообработки и отечественного способа определения объема пиловочника, не учитывающего объем коры на бревне, составляющий до 10 % объема бревна. Перерабатывая «бесплатную» кору в многочисленные виды продукции, японские лесопромышленники с лихвой компенсировали естественные потери при лесопилении (распыл и усушка).
Эта информация побуждает к размышлениям о традиционной проблеме отечественного ЛПК - комплексном использовании древесного сырья.
Что берем, а что бросаем
Из научной литературы известно, что объем древесной биомассы растущего дерева (исключая листья или хвою) равен суммарному объему ствола, корней и веток. Объем стволовой древесины - наиболее весомой части биомассы - может достигать 75-90 % объема древесной биомассы; на корни приходится в среднем около 10 %, а на ветки - менее 10 %. Эти цифры характеризуют основные лесопромышленные породы в лесфонде страны и применимы для товарных древостоев, т. е. пригодных для получения требуемых сортиментов (бревен определенной длины и диаметра).
При заготовке пиловочника как наиболее массового сортимента степень использования стволовой древесины обычно не превышает 75-80 %. Потому что минимальные размерные характеристики пиловочника по действующему стандарту, в частности, на круглые лесоматериалы хвойных пород, таковы: верхний диаметр бревна - 14 см, длина - 3 м. Остатки ствола с иными параметрами могут считаться отходами. Следовательно, при целевом использовании лесфонда для получения основных сортиментов (пиловочника, балансов, рудничной стойки и др.) природный ресурс используется в лучшем случае (даже без учета пневой древесины, т. е. корней) на 60-65 %.
Более трети объема древесной биомассы считается лесосечными отходами. В крупных лесозаготовительных структурах, являющихся подразделениями лесоперерабатывающих комбинатов или поставщиками древесного сырья для таких производств, лесосечные отходы используются (если это окупается) для изготовления технологической щепы. Но большинство сегодняшних лесозаготовителей считают их порубочными остатками и просто сжигают прямо на лесосеке. Такое положение определяется устоявшимся представлением о ценности лесосечных отходов, применяемыми технологиями, экономикой и организацией лесозаготовительного производства.
Иной взгляд на природный ресурс
Существующие технологии лесопромышленных производств позволяют перерабатывать весь объем заготавливаемой древесной биомассы, в первую очередь химическими и химико-механическими способами. Перечень получаемых из древесного сырья материалов и веществ постоянно пополняется. Новые способы обработки (и особенно химической переработки древесины) подтверждают мудрость выражения: «Век древесины не столько в прошлом земной цивилизации, сколько в ее будущем». Словом, уже нет надобности доказывать, что вся древесная биомасса может быть использована для производства многих видов продукции, т. е. пущена в дело, и потому в полном объеме считаться деловой древесиной.
Возможно, такое определение деловой древесины в ближайшее время будет реализовано в бережном отношении к каждой щепке и веточке на лесосеке.
Но уже сегодня можно ввести в практику лесопользования иные нормы минимальных параметров деловой древесины. Новые нормативы будут способствовать оптимизации использования природного ресурса до 90-95 % объема древесной биомассы. Такими параметрами могут быть толщина (диаметр) и длина ветки или вершины ствола, характеризующие, условно говоря, эталон деловой древесины.
Эталон должен не только учитывать уровень действующей лесозаготовительной техники и применяемой технологии, но и стимулировать их развитие. У эталона должны быть стандартные нормативы, но относиться они будут только к товарным древостоям, что должно обеспечить сохранность молодняка и подроста как основы лесовосстановления и возобновляемости природного ресурса.
Первоочередным следствием принятия эталона деловой древесины должна стать переоценка отводимых под рубку участков лесфонда. На ее основе лесопользователь должен будет не только внести установленную сегодня попенную плату, но и оплатить весь объем предоставляемой ему деловой древесины.
Очевидно, что такие решения должны базироваться на системе гибкого экономического стимулирования комплексного использования отведенного и фактически реализованного объема деловой древесины: освоил весь объем - получаешь возврат части первоначальной оплаты, оставил на лесосеке или сжег так называемые порубочные остатки - платишь штраф.
Разумеется, мерам экономического регулирования должно предшествовать решение ряда других вопросов: о методах оценки объемов деловой древесины в разных типах лесов, о новых технологиях лесозаготовок и соответствующих средствах механизации, об отличающихся от действующих формах организации лесосечных работ и др. Инициировать поиск и обоснование таких решений может только новая нормативно-правовая база лесопользования, включая откорректированный Лесной кодекс РФ. Это, в свою очередь, потребует масштабной апробации нормативных документов, включающих новые стандарты на круглые лесоматериалы.
О стандарте деловой древесины
Прежде всего должно быть регламентировано само понятие «деловая древесина», т. е. дано его определение и установлены размерные параметры этой древесины. Сортиментация круглых лесоматериалов, базирующаяся на учете их назначения, не потребует существенных изменений, но ее можно унифицировать за счет исключения из нормативных документов требования подразделять сортименты по породам древесины. Это позволит улучшить организацию лесосечных работ в смешанных лесах, которые характерны для лесфонда большинства регионов страны. Не внося изменения в правила сортировки бревен по породам, можно пересмотреть принципы нормирования пороков в бревнах одного назначения, например в пиловочнике как в наиболее массовом сортименте.
Действующие стандарты на хвойные (ГОСТ 9463) и лиственные (ГОСТ 9462) круглые лесоматериалы нормируют большое количество пороков, не всегда учитывая их реальное влияние на качество конкретных сортиментов, но существенно усложняя оценку качества бревен в производственных условиях.
Кроме того, способы измерения и нормирования пороков весьма разнообразны (в абсолютных размерах, в долях диаметра, в процентах от длины бревна и др.), что затрудняет автоматическую оценку качества и сортировку бревен.
Многочисленными исследованиями установлено, что более чем для 90 % бревен от объема заготовленных сортиментов качество определяется наличием всего трех-четырех пороков (сучков, гнили, кривизны, трещин). Поэтому можно признать достаточным нормирование только этих пороков, нормы же других пороков могут устанавливаться при необходимости в договорах на поставку лесоматериалов. Также доказано, что основные сортообразующие пороки целесообразно нормировать одним способом - в долях вершинного диаметра бревна. Этот метод открывает дорогу использованию автоматизированных систем оценки качества и сортировки прежде всего пиловочника и повышает точность планирования выхода пилопродукции.
Следует уточнить подходы к сортообразованию круглых лесоматериалов. Действующие стандарты подразделяют их по наличию и размерам пороков на три сорта. При этом в материалах высшего, т. е. первого, сорта допускаются сучки, гнили, трещины, кривизна и другие пороки.
Хотя известно, что почти у 20 % хвойных и 30 % лиственничных (преимущественно комлевых) бревен нет видимых пороков. Поэтому такие бревна как высококачественные действительно целесообразно относить к высшему (отборному или «экстра») сорту.
По сути, не затрагивая принципы нормирования качества круглых лесоматериалов, стандарт деловой древесины должен обеспечить максимально возможное использование этой древесины при химических и химико-механических способах переработки древесного сырья. Тем самым вся деловая древесина может быть вовлечена в лесопромышленные производства, и степень использования природного ресурса будет оптимальной.
До принятия нормативных решений государственного формата, например ГОСТа, апробация стандарта деловой древесины может быть проведена в формате стандарта организации (СТО), что соответствует положениям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ0 «О техническом регулировании». Такой СТО может принять и проверить любая структура, например крупная лесопромышленная компания или Рослесхоз.
Виктор КИСЛЫЙ, канд. техн. наук, директор фирмы «МП "ДОМ"»