Технология антисептирования древесины
Технология антисептирования древесины. Начало статьи
Первые партии товара, отгруженные компанией, название которой мы решили не упоминать в статье, соответствовали основным требованиям и не вызвали нареканий у покупателей. Однако затем из Турции была получена претензия по поводу качества поставленной тонкой (25 мм) доски. Представитель компании «Сенеж» после переговоров с руководством компании-покупателя выехал на производство, чтобы проверить, что стало причиной ухудшения качества антисептирования материалов. Результатами осмотра производственной базы он поделился с журналом «ЛесПромИнформ»:
1. Были произведены замеры концентрации рабочего раствора в ванне и выявлено первое нарушение технологии: концентрация раствора составила всего 1–2%. По технологии, при экспортных поставках пиломатериалов морским транспортом требуется концентрация не менее 5%.
«Запас прочности защитных антисептиков достаточно велик, но не бесконечен. Основная причина поражения пиломатериалов – недостаточная концентрация раствора. Это не «святая вода», от самого факта наличия антисептика в растворе нужного результата не будет, необходима точность», – комментирует Эдуард Мошников.
2. Был осмотрен склад для хранения пиломатериалов. Пиломатериалы толщиной 40 и 60 мм были в хорошем состоянии (хранилась в пакетах и на прокладках толщиной 20 мм), а вот пиломатериалы толщиной 25 мм были поражены синевой и черной плесенью. Максимальная толщина прокладок составляла не более 8 мм, и на длину 4 м их приходилось всего пять штук, т. е. среднее расстояние между прокладками составляло 1 м. «При толщине доски 25 мм это недопустимо», – отмечает Эдуард Мошников.
3. При общении с ответственными за процесс антисептирования сотрудниками выяснилось, что пакеты пиломатериала толщиной 25 мм выдерживались в ванне разное время – от 5 до 15 мин. при норме 2 мин.
«Представьте – по 15 мин., а то и дольше выдерживать пакеты с залипшими досками, не способными проветриваться. На тот момент температура воздуха в помещении составляла что-то около 40 °С. Чем не полигон для экстремальных испытаний? Процесс антисептирования данного вида продукции (пиленого пиломатериала естественной влажности) называется “поверхностное нанесение” методом “окунания”, а не вымачивание или замачивание», – рассказывает Эдуард Мошников.
4. При пересчете было выявлено, что расход готового рабочего раствора «Сенеж Евротранс» не соответствует количеству, требуемому для антисептирования объема обработанной с помощью этого раствора древесины.
5. Пиломатериалы, закупаемые в соседних лесхозах, обрабатывались в ванне с нарушением инструкции: не в течение 12 часов после распиловки, а только через 3–4 суток.
Такой пиломатериал, по мнению специалистов компании «Сенеж», можно поставлять только на внутренний рынок. Риск порчи пиломатериала при экспорте, с учетом 20–30-дневного ожидания в порту, составляет 99%. Именно это и вызывало закономерные нарекания со стороны покупателя.
«В порту я обнаружил такую же ситуацию, как и на заводском складе: доски толщиной 40 и 60 мм в прекрасном состоянии, “дюймовка”, что заводской распиловки, что купленная в соседних лесхозах, – в плачевном состоянии. Зачем отправлять заведомо испорченный пиломатериал, если при приемке неизбежно возникнут проблемы?» – удивляется Эдуард Мошников.
Руководство компании получило отчеты и официальные результаты проверки концентрации рабочего раствора, взятого из ванны на производстве. Лаборатория установила, что концентрация раствора составила не более 1,25% при требуемых по норме для экспортных поставок морским транспортом 5%.
По словам представителя компании «Сенеж», финал истории был скорее положительным: представители компании-покупателя прислушались к замечаниям и рекомендациям специалистов. А значит, в будущем подобных проблем можно будет избежать.
«Любая ситуация с промышленным применением антисептиков должна рассматриваться в рамках производственного процесса. Необходимы точность, ответственность и неукоснительность в следовании требованиям технологии, – заключил Эдуард Мошников. – Грубые ошибки и нарушения технологии приводят к снижению качества продукции. Мы всегда готовы оказать информационную поддержку нашим покупателям, но бессильны в случаях, когда наши рекомендации не выполняются».