Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Мебельное производство

Плиты ДСП в России: за и против

Развитие мебельной промышленности в России увеличивает внутренний спрос на плиты ДСП. Наша страна сегодня выпускает дешевые и достаточно высококачественные плиты. Тем не менее объемы производства высококачественных ДСП у нас пока небольшие. Так что же мешает наладить производство этих «нужных» плит в России?

За ответом на ключевые вопросы по развитию рынка ДСП мы обратились к представителям известных российских компаний: Виталию Петровичу Стрелкову, кандидату технических наук, заместителю генерального директора ЗАО «ВНИИДРЕВ» по научной работе; Виталию Петровичу Кромеру, руководителю отдела сбыта по России и СНГ Московского представительства компании «Паллманн Машиненфабрик ГмбХ & Кo. КГ»; Руслану Мадисовичу Курбатову, менеджеру ЗАО «Концерн «Дитрих Дизайн»; Игорю Александровичу Шатрову, начальнику коммерческого отдела ООО «Древиз»; Тамаре Николаевне Поздневой, ведущему специалисту ООО «Увадрев-Холдинг»; Сергею Николаевичу Зайкову, начальнику отдела региональных продаж ООО»ТД «Ресурс»; Александру Сергеевичу Агаркову, специалисту по маркетингу ООО «Сыктывкарский фанерный завод».

– Каковы тенденции развития рынка плит ДСП в России? От каких факторов они зависят?

ВНИИДРЕВ: По прогнозам, в ближайшие 2−3 года произойдет превышение объемов выпуска ДСП над объемами потребления внутренним рынком и, как результат, произойдет увеличение экспорта. Среди факторов, которые способствуют развитию этих тенденций рынка, выделяют использование отходов деревообработки и большие запасы низкокачественной древесины; получение материала нужного размера и качества; широкое развитие строительства, появление новой техники и технологических процессов, обеспечивающих выпуск конкурентной на мировом рынке продукции. Следует отметить, что в связи с интенсивным созданием мощностей по производству древесных плит обозначились общие для под­отрасли проблемы, в том числе:

  • Создалась нехватка мощностей по проектным институтам. Существующие профильные проектные организации до конца 2008 года уже загружены разработкой проектов строительства заводов древесных плит. Существуют проблемы включения новых древесно-плитных проектов в планы проектных институтов.
  • Производство синтетических клеящих смол начинает отставать от бурно развивающегося производства древесных плит. Обозначился дефицит в карбамидоформальдегидных смолах для получения малотоксичных древесных плит класса Е-1. Остро стоит проблема создания мощностей по производству карбамидных и фенолоформальдегидных смол для Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, где намечается создание крупных мощностей по MDF, ДСП и OSB.
  • В России отсутствует производство меламина для изготовления пропиточных смол для линий импрегнирования и получения водостойких MDF, ХДФ и ДСП. Начинают отставать мощности по производству карбамида. Отсутствует производство полимерной изоцианатной смолы (дифенилметандиизоцианатные смолы − МДИ-связующие), необходимой для намечаемых к строительству заводов OSB.
  • Существует проблема комплектования дирекции строящихся заводов и последующего укомплектования квалифицированными специалистами предприятий по производству древесных плит с учетом высокого технического уровня создаваемых производств. Оперативное решение вышеназванных проблем также поспособствует быстрому развитию плитной промышленности в России.

концерн «Дитрих Дизайн»: OSB во многом превосходят по качеству фанеру и ДСП. И поэтому скоро произойдет расширение рынка именно этих плит, они, возможно, вытеснят ДСП. Все будет зависеть от того, насколько стоимость OSB будет меньше стоимости фанеры и ДСП такой же толщины, а также от качества влагостойкого состава, прокрываемого OSB, внешнего вида плиты, так как это влияет на визуальное восприятие продукции покупателями.

Увадрев-Холдинг: В России производство и потребление ДСП с учетом импорта и экспорта в основном сбалансированы. Тем не менее строятся новые предприятия по производству ДСП, причем с объемами производства 250−400 м³ в год. Ожидается, что в перспективе растущее производство древесных плит должно быть сориентировано в значительной степени на экспорт.

– Растут ли потребности в ДСП на российском рынке? Почему?

ВНИИДРЕВ: Начнем с оценки потребностей плит ДСП на российском рынке. Если в прошлом году спрос составил 5,36 млн м³/год, то, по прогнозам, с 2008 − 2015 годов эта цифра увеличится незначительно, поскольку с каждым годом растет доля потребления плит MDF в мебельном производстве.

Паллманн: Общий экономический рост благоприятно влияет на потребление плит ДСП непосредственно в мебельной промышленности.

Сыктывкарский фанерный завод: Спрос формирует предложение. С развитием мебельного производства увеличивается потребность в качественных ламинированных ДСП (ЛДСП), а прежде чем облицевать плиту, ее необходимо произвести. Получается, что тенденции нашего рынка плит направлены на увеличение объемов предложения ДСП. Именно поэтому в городе Гагарине мы запускаем новый завод по производству ДСП и ЛДСП, а уже потом фанерное производство.

Увадрев-Холдинг: Развитие мебель-ной промышленности способствует росту спроса на ДСП. Именно поэтому пока ДСП востребованы на нашем рынке.

– Как обстоят дела в вашей компании с экспортом продукции?

Древиз: Экспортом мы не занимаемся, импорт присутствует и составляет реальную конкуренцию отечественному производителю с импортным оборудованием.

Паллманн: Мы экспортируем продукцию практически во все страны мира, но подразделение по переработке древесины на фирме PALLMANN в основном поставляет оборудование в страны с большим запасом древесины: Канаду, Америку, Бразилию. Но и такие страны, как Китай, Турция, также являются крупными производителями плит, хотя и работают в основном на привозном сырье. На данный момент идет подъем отрасли в странах СНГ, Прибалтики и, конечно, в России.

Сыктывкарский фанерный завод: В основном наше предприятие занимается экспортом фанеры. Например, по прошлому году он составил около 70 %. ЛДСП экспортируем в небольших количествах в страны СНГ.

ТД «Ресурс»: Мы на экспорт не работаем, наша продукция востребована на внутреннем рынке.

Увадрев-Холдинг: Мы экспортируем свою продукцию в страны ближнего зарубежья: Узбекистан, Таджикистан. Но в небольших количествах.

– Существует ли отложенный спрос на плиты ДСП?

ВНИИДРЕВ: Да, существует. В России, к сожалению, производство высококачественных плит невозможно на низкотехнологичном оборудовании, установленном на наших заводах. Как известно, производство ДСП является самым капиталоемким. Замена существующего прессового оборудования на ленточно-роликовые прессы непрерывного действия и переход на применение линий большей единичной мощности (300 − 700 тыс. м³) позволят получить плиты требуемой толщины и плотности, размеров и сорта.

Сыктывкарский фанерный завод: Наше предприятие имеет складские помещения во многих регионах страны, и поэтому на работе завода не сильно ощущается процент отложенного спроса, даже если он и есть.

Увадрев-Холдинг: Бывают и такие ситуации, когда производственная мощность завода намного выше объема продаж. Но с этим должны бороться службы маркетинга предприятий: стараться работать на заказ, заранее заключать договоры, чтобы не сработать себе в убыток.

– Какова конкуренция ДСП на российском рынке? Что мешает развитию этого рынка?

ВНИИДРЕВ: Если российская химическая промышленность всерьез задумается над разработкой большого объема малотоксичных смол, то через несколько лет сможет поспособствовать обеспечению рынка древесными плитами с классом эмиссии E0, E1.

Паллманн: Сегодня рынок развивается очень динамично, и хотелось бы, чтобы так и продолжалось. Если ситуация не изменится в худшую сторону, то через несколько лет Россия обеспечит внутренний рынок на 100 % собственными ДСП, OSB и MDF, а также будет поставлять эти плиты на экспорт.

Сыктывкарский фанерный завод: Конкуренции на рынке шлифованных плит ДСП практически нет, так как спрос на них превышает предложение. Вводятся новые производства ДСП − в будущем между спросом и предложением установится баланс. Конкуренция на рынке ЛДСП появилась в 2007 году, после запуска крупных производств. Сейчас идет конкуренция не только по качеству, но и на уровне стиля продукции.

Увадрев-Холдинг: На внутреннем рынке ДСП большое значение имеет территориальное расположение предприятия, объем производства, качество плиты.

– По каким параметрам ДСП российского производства могут конкурировать с зарубежными?

ВНИИДРЕВ: Использование отходов от переработки уже заготовленной древесины и большие запасы низкосортной древесины позволяют наладить производство ДСП невысокой себестоимости (по сравнению с зарубежными плитами).

Паллманн: Все дело в сырье. Чем лучше сырье, тем лучше плита. В России сегодня плиты производятся из сырья, которое по своему качеству и составу в разы лучше по сравнению с тем, что перерабатывают на Западе. Но оборудование на заводах, которые не произвели либо произвели частично модернизацию, оставляет желать лучшего. От этого и страдают физико‑механические свойства плиты, а также ее себестоимость, которая по сравнению с продукцией, выпущенной на современных заводах, намного ниже.

Увадрев-Холдинг: Качество ДСП в большей мере зависит от оборудования, на котором они производятся. Там, где используются современные технологии на основе комплектов оборудования с непрерывными прессами, качество российских плит не уступает качеству плит зарубежных. Однако на внутреннем рынке имеется значительная доля плит неконкурентных по стабильности качества и удельным затратам на производство. Их выпускают предприятия, которые оснащены устаревшим оборудованием и производят в большинстве своем плиты, по содержанию формальдегида соответствующие классу эмиссии Е2.

Сыктывкарский фанерный завод:

По многим физико‑механическим характеристикам, кроме токсичности.

– Какова сегодня рентабельность производства необлицованной ДСП по сравнению с облицованной?

ВНИИДРЕВ: Плиты, облицованные пленками на основе термореактивных полимеров, обладают высокой твердостью поверхности и устойчивостью к воздействию высокой температуры, воды и растворителей. Ламинированные плиты хорошо подходят для изготовления деталей бытовой, медицинской, учебной и лабораторной мебели. Именно поэтому рентабельность производства ЛДСП на порядок выше, чем необлицованной ДСП.

Сыктывкарский фанерный завод: Производство полуфабриката (ДСП) менее рентабельно, чем производство конечного продукта (ЛДСП).

Увадрев-Холдинг: Повсеместно на предприятиях по производству ДСП имеются участки по их облицовыванию декоративными пленками. В соответствии с мировой практикой на любом производстве ДСП необходимо ламинировать до 80 % плит, что позволяет повысить рентабельность плитного производства. В свою очередь, мебельные предприятия, используя ламинированные плиты, смогли сократить малопроизводительное оборудование по облицовыванию деталей мебели и также повысить рентабельность производства.

Подготовила Екатерина МАТЮШЕНКОВА