Образование

«Цветы жизни» раскрываются в лесу

В Москве прошел Всероссийский съезд школьных лесничеств

Говорят, первое школьное лесничество в Удмуртии возникло в 1963 г. Тогда заслуженный лесовод республики, лесничий Шарканского лесничества Пантюхин вместе с директором Шарканской средней школы Вахрушевым собрали 12 мальчишек-школьников и объединили их в детскую организацию по охране природы. Благодаря их работе в первый же год на территории 2 га появился питомник кедра сибирского. И словно в ответ на бескорыстную мальчишескую любовь, с которой дети на протяжении многих лет ухаживали за деревцами, уже через 18 лет (вместо 25) кедры зацвели. Вскоре и в других школах по всей России были созданы лесничества, с каждым годом их количество увеличивалось, а деятельность совершенствовалась.

Сегодня в России насчитывается около 6 тысяч школьных лесничеств, в которых занимаются более 100 тысяч учащихся городских и сельских школ. Под руководством взрослых ребята участвуют практически во всех работах, которые проводятся в лесу: охраняют его от пожаров, вредителей, болезней, недобросовестных посетителей, защищают лесных обитателей, подкармливают их, развешивают кормушки, занимаются лесовосстановлением, помогают на рубках ухода, собирают лекарственные травы... Их труд не оценивается деньгами, а между тем вклад ребят в лесное хозяйство страны весьма и весьма значителен. В той же Удмуртии на сегодняшний день работают 120 школьных лесничеств, в которых занимаются около трех тысяч учащихся. Площадь закрепленного за ними государственного лесного фонда - 35 тыс. га. В Алтайском крае 45 школьных лесничеств, за которыми числится территория общей площадью в 6 тыс. га леса. В Орловской области более 40 школьных лесничеств и звеньев юных лесоводов, охватывающих 1,5 тыс. ребят. Во Владимирской области их 32 (охват лесного фонда - 7086 га), в них занимаются 832 учащихся. 137 школьных лесничеств, ответственных за 29 тыс. га леса, в Подмосковье. И даже в нашей вдоль и поперек урбанизированной Москве насчитывается 5 лесничеств! Так что, нетрудно представить, сколько всего полезного для лесов родной страны совершается руками детей самых разных возрастов.

В Московской области лучшие школьные лесничества работают на базе старейшего Правдинского лесхоза-техникума (директор П. И. Матренчик). Стоит добавить, что лесхозы-техникумы - вообще полезные типы учебного заведения, само сочетание слов говорит о том, что подготовка специалистов в этих кузницах кадров проходит в неразрывной связи с решением производственных задач. Учащиеся лесхозов-техникумов выполняют весь комплекс работ: от закладки лесных культур до переработки древесины.

Сегодня в Правдинском лесхозе-техникуме работают 5 школьных лесничеств. С одной стороны, с ребятами занимаются специалисты лесного хозяйства, такие как Н. В. Филимохина, лесничий учебно-опытного лесничества Правдинского лесхоза-техникума, с другой - талантливые и преданные своей работе школьные педагоги, такие как Т. С. Танченко (Татьяна Сергеевна руководит Центром детско-юношеского туризма и экологии «ЭКОС»). Неутомимая учительница биологии вот уже семнадцатый год руководит лесничеством ивантеевской гимназии  6. И чем только не занимаются ивантеевские ребята под ее зорким оком! Проводят рейды по выявлению незаконных порубок вместе с сотрудниками милиции и работниками лесной охраны, убирают мусор в лесу, озеленяют поселки, охраняют муравейники и устанавливают феромонные ловушки и помогают тушить пожары, зимой следят за тем, чтобы не рубили елки к Новому году, весной берегут от нарушителей первоцветы. Сейчас самое время готовиться к прилету птиц - ребята своими руками мастерят скворечники и дуплянки. В прошлом году заложили у себя на малой родине кедровую плантацию площадью 5,6 га. Пройдет несколько десятков лет, деревья вымахают и будет трудно поверить, что все это когда-то было посажено и выращено благодаря любви и заботе маленьких граждан страны.

Вот, например, те, кто были на территории Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМа) в подмосковном Пушкине, помнят, какой там замечательный дендропарк более чем из 100 видов деревьев, собранных на площади 13 гектаров со всего земного шара. А ведь далеко не все знают, что этот дивный уголок природы возник и существует благодаря сотрудникам института и, не в последнюю очередь, школьному лесничеству, в котором трудятся ученики школы  9. Вот уже в течение 20 лет во время летних каникул здесь работают около 40 учащихся школьного лесничества под руководством сотрудников института и работников центра занятости населения Пушкинского района. Ребята ухаживают за парком, вырубают усыхающие деревья, стригут и омолаживают кустарники, разбивают цветники, знакомятся с лесохозяйственной техникой, так что фактически прямо на месте осваивают профессию лесовода...

Если обратиться к истории, с 1973 г. по 1989 г. Министерство просвещения РСФСР, Министерство лесного хозяйства РСФСР, ЦК ВЛКСМ, Всероссийское общество охраны природы раз в три года проводили Всероссийские слеты и конкурсы школьных лесничеств и юных друзей природы. Для детей это была хорошая возможность познакомиться со своими ровесниками-единомышленниками, обменяться с ними опытом да и, в конце концов, получить признание и оценку своего бесспорно полезного труда. А потом на целое десятилетие о проведении съездов школьных лесничеств забыли: видимо, стране было не до этого. В 1999 г. Наконец-то провели IX Всероссийский слет членов школьных лесничеств и юных друзей природы, который, выражаясь официальным языком, «показал необходимость сохранения и дальнейшего развития школьных лесничеств как активной формы патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства, расширения и углубления их знаний по ботанике, биологии и другим естественным наукам, а также способствовал профессиональной ориентации учащихся».

X Всероссийский съезд, к большой радости маленьких энтузиастов, состоялся в этом году, буквально на днях. Представлять свои регионы отправились в Москву представители 83 субъектов Федерации (всего около 1500 тысяч человек) - лучшие из лучших; те, чьи лесные проекты заняли призовые места на областных конкурсах. Заметно, что каждая область и край тщательно готовились к этой встрече, большинству ребят даже впервые сшили настоящую лесную форму. На финал Всероссийского конкурса ребята привезли 546 школьных работ (вполне взрослых и грамотных научных исследований), которые предстояло еще защитить. На пленарном заседании съезда и. о. Министра природных ресурсов РФ В. Г. Артюхов сказал, что все сочинения лауреатов читал лично «по старой привычке с красным карандашом в руке» и был искренне удивлен их высокому качеству.

Съезд школьных лесничеств приветствовали Русская православная церковь телеграммой от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Правительство РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Гостеприимно встретил молодых граждан России мэр Москвы Ю. М. Лужков. «Несмотря на то, что столица развивается высокими темпами и активно застраивается, - подчеркнул он, - москвичи по-прежнему бережно относятся к природе, оставаясь преданными принципу: срубил одно дерево - посади не менее двух». «Примерно треть территории города - это леса, в которых насчитывается более 2 тыс. представителей растительного мира и обитает примерно 280 видов животных. Мы с удовлетворением отмечаем, что москвичи сохранили такое количество особо охраняемых природных территорий. Мы создали Красную книгу Москвы, чтобы в ближайшем будущем уменьшить ее размеры через проводимую нами работу. Мы обязаны защитить Ее Величество Природу», - отчитался Юрий Михайлович перед молодыми гражданами. И большие надежды в этом нелегком деле, безусловно, возлагаются, в первую очередь, на детей, вернее на будущее поколение. Ведь недаром конкурс получил такое емкое и точное, на наш взгляд, название - «Подрост». Что такое подрост в лесу? Это молодые деревца главных древесных пород, развивающиеся из семян или поросли под пологом насаждений. Если спелый древостой срубить и сохранить хотя бы 2 - 3 тыс. шт. подроста на одном гектаре, то это обеспечит естественное возобновление главной породы. Так и сегодняшние подростки, как молодые деревца, вырастут и станут достойной сменой своим сегодняшним учителям.

По итогам Всероссийского конкурса «Подрост» в этом году лауреатами стали:

  • в номинации «Экология лесных животных» Виктор Алексанов, 11 класс, Калужская обл.;
  • в номинации «Экология лесных растений» Игорь Пономарев, 10 класс, Кировская область, с. Синегорье;
  • в номинации «Лес в литературном творчестве» первое место было присуждено республиканской молодежной газете «Экорост» (Башкортостан);
  • в номинации «Лесоведение и лесоводство» первое место заняла Дарья Мелетичева, Карелия;
  • в номинации «Формы и методы экологического образования» победила Серебрякова Татьяна Владимировна, Криушинское школьное лесничество (Рязанская обл.).

Лучшим школьным лесничеством было признано Новкинское лесничество Ковровского лесхоза Владимирской обл.

Кроме диплома и медали победители прямо из рук В. Г. Артюхова получили в подарок по ноутбуку. Лучшее школьное лесничество получило компьютерный комплекс для оснащения школьных классов. Пусть учатся - будет, кому работать в российских лесах.

Конечно же, далеко не все ребята, которые сегодня занимаются в школьных лесничествах, выберут лесное хозяйство своей будущей профессией (хотя есть и такие). Но ведь независимо от того, кем они станут, лес воспитывает в детях человеческую доброту, любовь к природе, закладывает в них хорошую основу будущей взрослой жизни. Так что, вопреки мнению, будто движения школьных лесничеств больше не существует, хочется смело возразить, что они и по сей день живут, развиваются, вовлекают в свои ряды все новых и новых членов. ...И, как никогда прежде, нуждаются в заботе государства.

В Министерстве природных ресурсов обещают, что в ближайшее время будут обязательно рассмотрены пути дальнейшего развития системы школьных лесничеств. Первым шагом к этому уже стало учреждение первого в истории Московского международного юниорского лесного конкурса «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам планеты», который пройдет в сентябре текущего года.

Иветта КРАСНОГОРСКАЯ