Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Экономические особенности работы лесного бизнеса в условиях ВТО и Еврорегламента

Так назывался доклад, с которым на Всероссийском совещании участников НП СРО «Лесной союз» и представителей лесного бизнеса 21 февраля 2013 года в г. Великий Устюг (Вологодская область) выступил менеджер Лесного союза Николай Бобрович. Вопросы, поднятые в докладе, вызвали большой интерес у участников совещания - российских лесопромышленников. Поэтому мы решили ознакомить читателей с взглядом руководства первой саморегулируемой организации в области лесных отношений на развитие отечественного ЛПК в рамках ВТО.

 

 

21 июля 2012 года был подписан Федеральный закон № 126­-;ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». Через 30 дней закон вступил в силу и Россия стала 156­-м членом ВТО.

Вступление России в ВТО окажет и уже оказывает непосредственное и реальное воздействие на российский лесопромышленный сектор. Во-первых, уже снижены вывозные таможенные пошлины на необработанную древесину ели до 13%, на необработанную древесину сосны - до 15% (напомним: ранее пошлина на эти породы была 25%). Новые пошлины был установлены на 2012 и 2013 годы, в связи с чем было принято Постановление Правительства РФ № 779 от 30 июля 2012 года, в котором определены порядок и регламент экспорта ели и сосны. Согласно этому документу, Федеральное агентство лесного хозяйства России до 10 августа каждого года должно предоставлять в Министерство промышленной торговли РФ в трехдневный срок список организаций, у которых нет задолженности перед федеральным бюджетом, и у них есть право на экспорт указанных выше пород.

Новые вывозные пошлины действуют только в рамках специально установленных годовых квот. Тарифные квоты на экспорт ели обыкновенной или белой европейской пихты с 2013 года увеличились в три раза - до 6246,2 тыс. м3: для стран Евросоюза - до 5960,6 тыс. м3, для остальных стран - до 285,6 тыс. м3. Квота на экспорт сосны обыкновенной также выросла до 16038,2 тыс. м3: для стран Европейского союза до 3645,9 тыс. м3 в 2013 году, для других стран - до 12392,3 тыс. м3. У древесины, вывозимой сверх квот, повышенные таможенные ставки. Вывозная пошлина на всю необработанную древесину березы (без разделения по диаметрам) теперь составляет 7%, на осину - 5%. Для лесоматериалов лиственных пород квотирование не предусмотрено.

Распределение тарифных квот осуществляется посредством выдачи Минпромторгом РФ разовых лицензий. Лицензии выдаются арендаторам лесных участков, у которых нет задолженности по арендным платежам, или частным предпринимателям, заключившим договор с арендаторами на куплю-продажу ели и сосны обыкновенной.

Надо отметить, что вступление в ВТО не приведет к серьезным ограничениям в лесопользовании и лесопереработке. Установленные квоты позволят российским предприятиям заранее сориентироваться и определиться, в каких объемах, кому и когда поставить круглый лес. Другими словами, никаких существенных изменений в деятельности предприятий в ближайшее время не произойдет. А снижение таможенных пошлин приведет к тому, что предприятия получат дополнительные финансовые возможности для реализации своих планов.

Если говорить о переработке древесины, то, скорее всего, следует ожидать таких событий. Заградительные пошлины на бумагу, мебель, изделия из древесины рано или поздно должны быть приведены в соответствие с европейскими нормами. Это может предопределить сокращение объемов производства перечисленной продукции в России. Мощности лесоперерабатывающих предприятий в Европе загружены не полностью, и вполне можно ожидать, что они могут устремиться на наш рынок со своей продукцией. Автомобильные концерны все активнее внедряются на российский рынок, создавая в России сборочные производства. А это говорит о том, что на отечественном лесном машиностроении скоро можно будет поставить крест, так как снижение пошлин на ввоз оборудования и комплектующих откроет ворота на российский рынок транснациональным корпорациям.

Вступление России в ВТО беспокоит и российских производителей целлюлозно-бумажной продукции. Из-за предполагаемого снижения импортных пошлин на ряд категорий выпускаемых товаров они ожидают обострения конкуренции на рынке.

 

Преимущества вступления в ВТО:

●  либерализация доступа на региональные лесные рынки высокотехнологичных машин и оборудования для лесной промышленности, лесного хозяйства и деревопереработки, аналоги которых не производятся в России, которая будет способствовать модернизации производства и повышению качества выпускаемой продукции;

●  упрощение процедур доступа российских лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий на зарубежные рынки, которое повлечет расширение конкурентных возможностей отечественных компаний на мировых лесных рынках;

●  повышение прозрачности и упрощение таможенных процедур, упорядочение методов таможенной оценки, сокращение объемов и упрощение таможенной документации;

●  приближение отечественных технических норм, стандартов, методов учета круглых лесоматериалов и контроля качества древесины к международным системам;

●  получение равных конкурентных условий доступа на мировые рынки лесных товаров и услуг на основе обеспечения предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами - членами ВТО;

●  гармонизация лесного законодательства по вопросам международной торговли лесными материалами с законодательством других стран - членов ВТО;

●  уменьшение затрат на закупаемые за рубежом химикаты и оборудование и, как следствие, снижение пошлин на импорт товаров (технологическое оборудование, химикаты, материалы, запасные части), которое позволит увеличить ввоз этих материалов, а также снизить себестоимость и повысить конкурентоспособность отечественной продукции;

●  стабильность нормативно-правовой базы России.

Кроме того, вступление России в ВТО будет способствовать «просветлению» рынка, когда вместо запутанных коррупционных схем появятся понятные и прозрачные механизмы контроля соблюдения природоохранного законодательства.

 

Негативные последствия вступления в ВТО для регионов:

●  снижение таможенных пошлин на конечную продукцию импортного производства (бумагу, картон и др.), которое приведет к усилению конкуренции крупных и развитых иностранных компаний, заполнению внутреннего рынка товарами иностранного производства. Это повлечет закрытие неконкурентных производств, рост безработицы, сокращение налоговых поступлений в региональные бюджеты. Выживут успешные, думающие на перспективу и владеющие финансовыми возможностями. Здесь прежде всего имеется в виду крупный бизнес, часть малых и средних предприятий окажутся на грани выживания;

●  возникновение временного дефицита древесного сырья для предприятий деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности регионов по причине снижения экспортных таможенных пошлин и изменения интенсивности потоков древесины на экспорт (усиление сырьевой ориентации российского лесного экспорта);

●  сокращение объемов производства в сфере ЦБП, деревообработки, производства изделий из древесины;

●  задержка развития отдельных населенных пунктов, где есть так называемые градообразующие предприятия;

●  возможность незначительного снижения уровня среднедушевого дохода населения;

●  перспектива полной остановки отечественного лесного машиностроения (из-за снижения пошлин на ввоз оборудования и комплектующих);

●  прогнозируемый лесопереработчиками рост цен на сырье.

 

Согласно аналитическим расчетам, проведенным экспертами Российской экономической школы (РЭШ) и рядом компаний, из отраслей экономики больше всего пострадает лесной сектор. Отрасль ожидает существенное сокращение объемов производства: спад ожидается почти на 6,8%. Прежде всего это коснется Дальнего Востока - ожидается, что отраслевое производство упадет на 25,6%, в регионах Севера - на 5,6%, на Северо-Западе - на 6,7%, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - на 5%.

Вступление в ВТО должно добавить предсказуемости в принятие решений государственными властями в области экономической и лесной политики, что существенно облегчит жизнь лесному бизнесу. Однако и предприниматели, и чиновники пока не готовы к работе по правилам ВТО, в том числе из-за отсутствия информации о положительных и отрицательных сторонах членства России в ВТО.

Кроме того, ожидается трансформация экономической модели лесного сектора России, что на первых порах принесет больше минусов, чем плюсов: доминирование сырьевой направленности лесного сектора в отдельных регионах страны и ухудшение экономического положения предприятий ЦБП и производителей изделий из древесины.

Еврорегламент

3 марта 2013 года введен в действие Регламент № 995/2010 Европейского парламента и совета от 20 октября 2010 года об обязанностях операторов, размещающих лесоматериалы и продукцию из древесины на рынке, который запрещает торговлю незаконно заготовленными лесоматериалами и изделиями из древесины. Это касается как компаний, поставляющих лесоматериалы и изделия из древесины на рынок Европейского союза, так и их поставщиков в тех странах, где заготавливается древесина, в том числе в России. Новое европейское законодательство требует от операторов внедрения системы должной добросовестности, соответствующей установленным требованиям.

Как будет работать система обеспечения должной добросовестности? Согласно положениям нового Еврорегламента, поставщик, например, обязан точно указать видовой состав древесины. Если раньше достаточно было сообщить, что древесина, скажем, хвойная, то с марта этого года необходимо точно зафиксировать породу продаваемой древесины. Такое требование будет введено в середине 2013 года в документы добровольной лесной сертификации по системе FSC. Поставщик обязан точно указать страну происхождения древесины или регион, где она была заготовлена (это требование уже содержится в системе FSC). Причем если для маленькой страны хватит названия государства, то для стран такого масштаба, как Россия, нужна детализация. Это связано с необходимостью дальнейших проверок достоверности предоставляемых сведений, которыми должны заниматься соответствующие органы стран ЕС. Чем детальнее будет указано место происхождения лесоматериалов, тем позитивнее будет оценка контролирующих органов Евросоюза. Необходимо понимать, что в Евросоюзе нелегальной считается древесина, заготовленная с нарушениями не только лесного, но и налогового, природоохранного, таможенного, торгового законодательства, равно как и с нарушениями интересов коренных малочисленных народов, проживающих в лесу. Другими словами, в европейском понимании «легальность древесины» - понятие более широкое, чем сложившееся в лесном законодательстве России. Все эти аспекты будут учтены в обновленных стандартах FSC, которые планируется запустить летом 2013 года.

При выполнении общих требований Еврорегламента наибольшие сложности у российских поставщиков вызовет учет легальности в цепочке поставок вне зависимости от количества посредников и предприятий, через которые проходит продукция. В системе FSC существуют сертификаты цепочки поставок, но только в бумажной форме. Для решения проблемы FSC разрабатывает электронную систему учета цепочки поставок, внедрение которой запланировано в этом году.

В конце прошлого года Евросоюз согласовал список компетентных органов, которые должны проверять выполнение требований нового лесного законодательства. В основном этими вопросами будут заниматься государственные органы власти, прежде всего министерства окружающей среды, лесного хозяйства и защиты прав потребителей.

Каждая страна ЕС создает специальную инспекцию, которая будет заниматься выборочными проверками и контрольными аудитами.

Принципиально, что проверкам подлежат только те организации, которые имеют юридический адрес в Евросоюзе, то есть выводящие лесную продукцию на рынки ЕС. Другими словами, требования к российским производителям смогут предъявить только их западные бизнес-­партнеры, которых, в свою очередь, будут проверять контрольные органы стран ЕС. Никаких прямых проверок со стороны органов Евросоюза в России не будет.

Подавляющее большинство крупных лесопромышленных и лесоторговых компаний осведомлены о грядущих переменах, и, насколько известно, они уже информируют своих поставщиков лесоматериалов о соблюдении необходимых требований. Проблемы возникнут у мелких предприятий и небольших экспортеров, которым придется научиться документально подтверждать легальность древесины. Главные проблемы начнутся, когда из-за отсутствия документов грузы не смогут пересечь границу. С марта 2013 года таможня не имеет права пропускать грузы без сопроводительных документов, соответствующих новому Еврорегламенту.

«Хочется надеяться, что вступление в силу нового Еврорегламента не будет загонять лесоэкспортеров в какие-то чрезвычайно жесткие рамки. В противном случае лесоэкспортеры потеряют рынки сбыта. Хотелось бы верить, что правоприменение в рамках европейского лесного законодательства обеспечит возможность адаптации к новым правилам и обучения заинтересованных сторон. Хотелось бы также надеяться, что привыкание к новому законодательству будет взаимным, а контролеры ЕС также будут адаптировать свои требования к нашей реальности», - сказал в заключение Николай Бобрович.

Подготовила
Елена ШУМЕЙКО