Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

В центре внимания

ЦБП России: состояние и перспективы

Прошедший 2012 год запомнился большим количеством событий, которые во многом определяют перспективы российской промышленности и экономики в целом. Среди них, по общему мнению, главным было вступление России во Всемирную торговую организацию. Последствия этого шага далеко не однозначны, и в российском обществе не затихают дискуссии относительно перспектив российской экономики в новых условиях.

В то время как отечественные компании, экспортирующие продукцию (в основном сырье и полуфабрикаты) на внешние рынки, получат определенные преференции и хороший шанс на развитие, предприятия, выпускающие потребительскую продукцию, на внутреннем рынке ожидает резкое усиление конкуренции с импортными товарами.

Большинство российских обрабатывающих предприятий работают на изношенном, энерго- и ресурсоемком оборудовании, для отечественной продукции в целом характерны высокие удельные издержки, низкая экологичность, широкий разброс по качественным характеристикам. Все эти факторы заметно снижают конкурентоспособность российских высокотехнологичных товаров на мировых рынках, а с отменой ввозных таможенных пошлин в течение нескольких последующих лет - и на внутреннем рынке. Обстановка усугубляется, с одной стороны, сложной экономической ситуацией в Европе, связанной со значительным сокращением производственных мощностей и падением спроса, а с другой - бурным ростом в азиатском регионе объемов производства товарной продукции с низкой себестоимостью.

В развитых странах целлюлозно-бумажная промышленность продолжает пребывать в стагнации. По данным Европейской конфедерации бумажной промышленности (CEPI), в 2012 году в Западной Европе объемы производства бумаги и картона снизились на 1,6%, в Канаде - на 10,8%, Японии - на 2,5%, США и Южной Корее - на 1,3%, причем падение объемов пришлось главным образом на писчепечатную бумагу (в том числе газетную). В то же время в Китае выпуск бумаги и картона всех видов увеличился на 7%.

По прогнозами экспертов корпорации RISI, в 2013 году растущие рынки обеспечат рост мирового потребления бумаги и картона на 3% (в 2011-2012 годах этот рост составлял 1%). Ожидается возобновление увеличения спроса на графические виды бумаги до 2% после нулевого уровня в течение двух предшествовавших лет; вместе с тем объем их потребления будет на 7 млн т меньше предкризисного уровня. Продолжится снижение мирового потребления газетной бумаги (хотя и не такими быстрыми темпами, как ранее), в 2013 году объем прогнозируется на 9 млн т (или 23%) меньше, чем в 2007 году.

Драйверами роста объемов мирового потребления бумаги и картона останутся санитарно-гигиеническая продукция (ее потребление в 2013 году увеличится на 4,5%, что на 6 млн т (22%) превысит уровень 2007 года) и упаковка (рост в 2013 году составит 4% к уровню 2012 года и +18% к уровню 2007 года). Долгосрочные прогнозы по этим видам продукции также позитивны и обеспечиваются ростом среднедушевого потребления населения Китая, Индии и других развивающихся стран. Если в развитых странах в 2013 году ожидается стабилизация уровня потребления бумаги и картона после двухлетнего падения, то растущие рынки могут обеспечить до 6% прироста к уровню 2012 года.

Говоря о снижении спроса на бумагу и картон в развитых странах, необходимо помнить, что показатель среднедушевого потребления в Россия (так же, как в Бразилии) находится около отметки 50 кг/чел. По этому показателю наша страна не достигла даже среднемирового уровня, наблюдается отставание от развитых стран в несколько раз - от Канады и стран Евросоюза - в три раза, Японии и США - более чем в четыре раза. За 20 лет экономических потрясений и подъемов России удалось превысить уровень среднедушевого потребления 1992 года на 26%. Китай за это же время увеличил потребление бумаги и картона в 3,5 раза, до 75 кг/чел. (а производство - в пять раз, до 103 млн т), наглядно продемонстрировав, на что способна экономика страны при активной поддержке государства.

После масштабного ввода мощностей по производству чистоцеллюлозной мелованной бумаги китайские компании переключились на инвестиции в производство санитарно-гигиенических продуктов. Одна только группа APP China анонсировала до 2015 года ввод 42 новых БДМ по выпуску бумаги тишью, что позволит компании нарастить производство санитарно-гигиенической бумаги с 1,9 до 2,7 млн т в год. Всего же при условии реализации сегодняшних планов китайские предприятия смогут к 2015 году увеличить выпуск тишью с 3,4 до 9,1 млн т.

Очевидно, перед российской ЦБП стоят серьезные проблемы - в отношении как сохранения занимаемых позиций на мировых рынках, так и удовлетворения потребностей внутреннего рынка.

Структура российской ЦБП неоднородна, около 80% целлюлозно-бумажной продукции выпускают 17 крупных предприятий, большинство из которых являются акционерными обществами с участием иностранного капитала. У этих компаний большой опыт работы в реальных рыночных условиях, а достигнутый уровень технического оснащения и менеджмента позволит им сохранять устойчивое положение в своих сегментах рынка в условиях деятельности в рамках ВТО. Основной удар в новых условиях придется на небольшие предприятия (их более 150, это 75% общего числа предприятий ЦБП России) с устаревшим оборудованием, доля которых в общем объеме производства продукции ЦБП составляет 5%.

По данным Росстата, в 2012 году темпы экономического развития России замедлились по сравнению с преды­дущим годом, что позволяет говорить о завершении периода послекризисного восстановления. По предварительной оценке специалистов, в 2012 году рост ВВП составил 3,4% против 4,3% в 2011 году. Замедлились темпы роста промышленного производства: 2,6% против 5,1%, в том числе по обрабатывающим производствам 4,1% против 6,8%. Резко замедлился рост внешнеторгового оборота - с 33,0% до 3,3%.

Если в целом по стране индекс промышленного производства составил 102,6%, а по обрабатывающим производствам - 104,1%, то в ЦБП - только 102,1%.

В России в 2012 году производство продукции ЦБП продолжало расти, хотя и не такими быстрыми темпами, как в предкризисные годы. Основным драйвером роста объемов выпуска послужило опережающее увеличение объемов производства санитарно-гигиенической и тароупаковочной продукции (за исключением непропитанных крафт-мешков). Одновременно в России, как во всем мире, усилилась тенденция снижения массоемкости упаковки из гофрированного и негофрированного картона.

Эта тенденция была характерна также для газетной бумаги - если в 2010 и 2011 годах ее массоемкость составляла 45 г/м2, то в 2012 году снизилась до 42-43 г/м2, что дало возможность предприятиям несколько нарастить объемы производства продукции в пересчете на квадратные метры. С другой стороны, принятые меры позволили комбинатам снизить производственные издержки на 1 м2 готовой продукции и несколько повысить конкурентоспособность своей продукции на внутреннем и внешних рынках.

Рынок целлюлозно-бумажной продукции испытывал значительное давление импортных товаров, прежде всего из Западной Европы. Именно это обстоятельство прежде всего обусловило снижение цен на продукцию ЦБП по сравнению с другими производствами лесопромышленного комплекса и обрабатывающими производствами в целом.

Состояние мировых рынков лесной продукции значительно повлияло на экспорт российских товаров. Если в целом экспорт России в 2012 году вырос на 1,6%, то по лесным продуктам (гр. 44, 47-48) снизился на 6,4% (до $33,2 млрд), его доля в общем объеме экспорта РФ снизилась с 2,1% до 1,9%. В первую очередь упали объемы поставок круглого леса (­17%), газетной бумаги (­16%), пиломатериалов (­3%). Суммарно эти виды продукции составляют около 60% общего объема лесной продукции в денежном выражении. В то же время выросли поставки фанеры (+6,9%), товарной целлюлозы (+7,3%), доля которых в экспорте лесной продукции превышает 23%.

Из­за заметного снижения цен на необработанную древесину (прежде всего лиственных пород) и пиломатериалы экспортная выручка по этому виду уменьшилась почти на 25%. Снижение цен в разной степени коснулось и других основных видов экспорта продукции ЛПК. Если для пиломатериалов и товарной целлюлозы оно было на таким заметным, то в случае газетной бумаги при снижении тоннажа экспорта на 7% стоимость упала на 16%.

Удельный вес импорта продукции лесопромышленного комплекса в 2012 году составил 1,9% (в 2011 году - 2,3%). Стоимостной объем этой товарной группы по сравнению с 2011 годом снизился на 5,3%, а физический - увеличился на 6,3%. Основной прирост обеспечили поставки строительных изделий из древесины (22,1% - по физическому объему и 17,6% - по валютной выручке). Заметно выросли поставки санитарно-гигиенической продукции (6,4% и 4,3% соответственно), писчепечатной бумаги (21,9% и 17,9%). Увеличился тоннаж импорта бумаги и картона с покрытием и пропиткой (+10,7%), упаковочной продукции (+4,1%), мелованных бумаги и картона (+5,4%), однако из­-за заметного снижения мировых цен стоимость импорта по первым двум видам выросла лишь на 2,0% и 0,7%, а по мелованным видам - снизилась на 1,9%.

Очевидно, падение в Западной Европе спроса на потребительскую продукцию привело к росту импорта в Россию объемов товаров с высокой добавленной стоимостью, причем этот рост во всех случаях был опережающим по сравнению с ростом стоимости экспорта из­-за значительного снижения мировых цен на основные виды высокотехнологичных товаров.

Динамика цен на продукцию ЦБП в России в целом соответствует изменению цен на основные виды товаров в Европе, где в 2011-2012 годах сложилась тревожная ситуация. Если в Западной Европе по макулатурным видам бумаги и картона доля расходов на сырье в цене продукции составляла 30-35% и позволяла производителям корректировать цены в зависимости от рыночной конъюнктуры, то по высококачественным мелованным и офисным бумагам доля сырья в цене продукции могла достигать 70-80%, что вывело большинство производителей за черту минимально допустимой рентабельности. В условиях падения внутреннего спроса в Европе (почти на 25% в 2012 году) и выросшей конкуренции китайских производителей многие европейские предприятия были вынуждены сокращать объемы производства и закрывать мощности или экспортировать свою продукцию на рынки стран с развивающейся экономикой, в том числе России.

По данным корпорации RISI, за последние два года в Западной Европе выбыло производственных мощностей по производству газетной бумаги в объеме около 700 тыс. т, по другим писчепечатным бумагам - 2,5 млн т, а до 2014 года ожидается вывод еще около 1,1 млн т по газетной бумаге и 2,5 млн т по прочей графической бумаге. Всего же за четыре года мощности только по печатным сортам бумаги уменьшатся почти на 7 млн т
(что равно среднегодовому объему производства всех видов бумаги и картона в России), или 15%.

В то же время европейские производители активизируют продвижение своих товаров на российский рынок с использованием собственной товаропроводящей сети, а также за счет стимулирования оптовых компаний­-импортеров, лоббирующих их интересы в России.

Несмотря на замедление темпов экономического роста в России в 2012 году, отечественный рынок бумаги и картона продолжает расти. По сравнению с 2011 годом потребление увеличилось на 3,7%, в основном за счет прироста производства и импорта при некотором снижении экспорта.

Газпром-Нефть. Масла для лесозаготовительной и другой техники
Газпром-Нефть. Масла для лесозаготовительной и
другой техники

В долгосрочной перспективе отставание России от развитых стран по среднедушевому потреблению бумаги и картона при наличии значительных лесных, водных, энергетических и трудовых ресурсов означает наращивание как объемов собственного производства, так и объемов импорта, и баланс этих составляющих будет определяться лишь наличием в отрасли благоприятного для долгосрочных инвестиций климата. В настоящее время среди видов целлюлозно-бумажного производства наиболее привлекательны для инвесторов производство санитарно-гигиенических изделий (индекс физического объема инвестиций в 2012 году вырос на 47%) и выпуск гофрокартона, бумажной и картонной упаковки (+51%), изделий из бумаги и картона (+28%). При этом инвестиции в производство целлюлозы и древесной массы снизились на 12%. В соответствии с разработанными стратегиями, осуществляется ввод мощностей в филиалах ОАО «Группа «Илим»» в Братске и Коряжме, на предприятиях ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ЗАО «Интернешнл Пейпер» и других крупных интегрированных компаний, однако это относится только к модернизации действующих производств.

В предкризисном 2007 году Минпромторг России утвердил Перечень приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов Российской Федерации, в который вошли пять проектов по созданию новых целлюлозно-бумажных комбинатов. Сегодня «на плаву» остался только один проект - создание лесоперерабатывающего комплекса на базе ОАО «Ангара Пейпа», однако сроки его реализации невозможно прогнозировать. Очевидно, в обозримом будущем также не стоит рассчитывать на масштабные вложения в создание новых мощностей по глубокой химической переработке древесины.

Можно констатировать, что в сложившейся ситуации главным условием выживания небольших отечественных предприятий является ускоренная диверсификация производства и переориентация на выпуск нишевых, узкоспециализированных продуктов для удовлетворения спроса внутреннего рынка с одновременной минимизацией затрат на сырье и энергоносители, оптимизацией логистических цепочек и производства в целом, разработкой и внедрением клиентоориентированных стратегий продаж готовой продукции.

Юрий ЛАХТИКОВ,
РАО «Бумпром»