Слово редакции

Сто тысяч «почему»

Рубрика Слово редакции

или непричесанные мысли по возвращении из отпуска

Олег ПРУДНИКОВ

Кто из вас, бывая за границей, не задавался вопросом: «Почему у них все не так, как у нас?» К примеру, почему там дорожки через сквер прокладывают так, как людям удобно ходить, а у нас... ну сами знаете. Почему присутствие полицейского на улице зарубежного города внушает чувство безопасности, а на нашей - вызывает беспокойство? Почему мы стыдливо и старательно избегаем соотечественников, выезжая на отдых в теплые страны? И почему испытываем такой безоговорочный и вместе с тем ничем не подкрепленный пиетет к любому заезжему «гуру»?

Инвестирование в экономику страны логически подразумевает поддержку и содействие властей, но в России этого почему-то не происходит. А еще - воруют... Но воруют везде, вот только «у них» за правонарушение могут наказать (и наказывают!) даже премьер-министра, а у нас зачастую проштрафившегося «государева человека» просто переводят на другую должность. Обратная сторона медали - у нас можно наказать любого, вне зависимости от степени вины и ее доказанности. Любой бизнесмен находится под угрозой преследования со стороны властей - местных, региональных, федеральных, и чем больше у него денег, тем с большим рвением ему стоит демонстрировать властям свою лояльность.

Как ни парадоксально, и сами чиновники не чувствуют себя в безопасности. Чем выше должность, тем больше ты зависишь от самодурства своих боссов или их подковерных игр. Тем меньше у тебя шансов доказать свою правоту и тем меньше желания вообще что-то доказывать.

Для чего вообще проводятся внутриведомственные проверки в органах госуправления? Цель проверки, т. е. аудита, - это контроль исполнения, например, законодательства, бюджета, поручений руководства, расходования средств и т. п. Но если проверяют какое-то подразделение в российском госуправлении, значит, ищут повод наказать его руководителя. Фактические показатели эффективности работы человека здесь второстепенны. Отсюда результат - либо ты работаешь и рискуешь потерять место, став неугодным, либо включаешься в игры за власть. Чем выше должность, тем меньше твой карьерный рост зависит от качества исполнения прямых обязанностей и от эффективности работы подчиненных. Российская бюрократия напоминает мифическую змею, пожирающую собственный хвост.

А разве в нашей лесной индустрии дела обстоят иначе? Едва ли. Особенно остро разница между «ними» и «нами» ощущается, когда знакомишься с системой управления лесной отраслью в Финляндии. У них все логично, очевидно и предельно просто. Никаких многоходовок, секретных ноу-хау - финны охотно делятся своим опытом. Финская модель, кстати, во многом походит на ту, что была еще в Советском Союзе. Почему за развитие отрасли отвечает министерство, которое по своим функциям не имеет никакого отношения к экономике - Министерство природных ресурсов и экологии? Почему постоянно меняется руководство главного лесного ведомства страны - Рослесхоза? Почему у регионов до сих пор нет достоверных данных о состоянии собственного лесного фонда?

Впрочем, перечислять можно долго. Похоже, вопросам «почему» в родном государстве просто нет и не будет конца...

Олег ПРУДНИКОВ