Партнеры журнала:

Лесное хозяйство

Лесное законодательство ждут перемены

Заседание Экспертного совета при Комитете по промышленности Государственной думы по вопросам лесного комплекса, состоявшееся 3 июля 2013 года, было посвящено рассмотрению законопроектов, разработанных в рамках недавних поручений Президента РФ Владимира Путина. Эти поручения касались сферы взаимоотношений государства и субъектов хозяйственной деятельности, задействованных в ЛПК, - как крупных компаний, так и индивидуальных предпринимателей.

Основные изменения, предложенные законодателями, касались заключения договоров аренды лесного участка для заготовки древесины предприятиями лесопереработки. Авторы законопроектов предложили ни много ни мало добавить еще один способ приобретения прав на использование лесных ресурсов. Вместо аукционов некоторые предприятия смогут получить лесные участки на конкурсной основе. Предусмотрен также льготный режим заключения нового соглашения с теми предприятиями, которые зарекомендовали себя как добросовестные арендаторы. Еще одним шагом в развитии законодательных норм, регулирующих отношения аренды лесных участков, стала разработка типовой формы договора аренды лесного участка.

Изменения затронут и сделки с индивидуальными предпринимателями, предприятиями малого и среднего бизнеса. Они получат возможность заключать договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины.

Также новый законопроект предусматривает увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере природопользования до одного года со дня совершения правонарушения. Все эти вопросы были рассмотрены на заседании Экспертного совета.

Аренда лесных участков: аукцион или конкурс?

В соответствии с действующими законодательными нормами лесоперерабатывающие предприятия могут приобрести право пользования лесными участками только в результате аукциона. Внесенные законопроекты предполагают появление новой процедуры приобретения этого права: конкурсной. Однако воспользоваться этой возможностью смогут не все. К участию в конкурсе будут допущены только предприятия, у которых есть производственные мощности для переработки древесины. Все остальные критерии, которые потребуются для участия и победы в конкурсе, должны стать частью нового подзаконного акта, который пока не разработан.

Однако, по словам Александра Мариева, директора Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды России, соображения на этот счет у авторов законопроекта есть. Они перечислены в пояснительной записке: помимо собственно наличия перерабатывающих мощностей, такими критериями могут быть объем, глубина и полнота переработки древесины.

Формулировка законопроекта предусматривает, что статья 74 будет дополнена: к перечню способов получения права пользования лесным участком добавится конкурс. Также в Лесном кодексе появится новая глава 8.1, регламентирующая порядок проведения конкурсов по передаче прав на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Следующий пункт повестки касался законопроекта, который должен предоставить лесоперерабатывающим предприятиям преимущественное право на аренду лесного участка на новый срок без аукциона. Как известно, сейчас даже при пролонгации договора аренды аукционная процедура обязательна для предприятия. Ему приходится терять время и нести дополнительные расходы, связанные с участием в аукционе. Новая редакция закона должна поощрить надежных и добросовестных арендаторов, позволив им использовать лесные участки с большей эффективностью и без лишних затрат.

Заключение договора аренды лесного участка на новый срок в рамках преимущественного права включается в законодательный перечень случаев заключения договора аренды без проведения аукциона. Часть 3 статьи 74 Лесного кодекса будет дополнена, кроме того, предполагается внести изменения и в подзаконные акты.

Еще одним законодательным новшеством станет типовая форма договора аренды лесного участка. Сейчас существует только примерная форма - это уже привело к тому, что в разных субъектах Российской Федерации сложились свои правовые обычаи: в некоторых случаях региональные власти пытаются неукоснительно следовать этой форме, в других - радикальным образом ее переделывают. Типовая форма договора, по ожиданиям законодателей, должна внести ясность в сферу арендных правоотношений и ограничить возможности для злоупотреблений на региональном уровне.

Продажа леса индивидуальным предпринимателям

Возможность заключения договоров купли-продажи лесных насаждений индивидуальными предпринимателями и субъектами малого и среднего бизнеса предусмотрена одним из законопроектов, предложенным к рассмотрению на Экспертном совете.

Однолетние договоры купли-продажи в 2008 году были отменены, соответствующая формулировка была убрана из Лесного кодекса, и в 2009 году их окончательно прекратили заключать и исполнять.

С 2009 по 2013 год ситуация в ЛПК изменилась. Небольшие объемы заготовки ушли в тень. По оценкам экспертов, это около 20 млн м3 древесины. Сейчас законодатели хотят вернуть их на легальный рынок, позволив предпринимателям приобретать древесину у государства по открытой и прозрачной схеме.

Однолетний договор не налагает на участника сделки обязательств в отношении охраны, защиты и обустройства лесов. Однако на сделку будет наложено другое обременениев формулу расчета цены договора войдет, помимо минимальной ставки, специальный коэффициент, который будет рассчитываться субъектами Российской Федерации на основе методики расчета, установленной федеральными властями. Деньги, полученные в результате начисления платежей с этими коэффициентами, поступят в региональный бюджет и будут впоследствии потрачены на охрану, защиту и обустройство лесов на участке. Дискуссии о том, как нужно определить этот коэффициент, все еще ведутся. Зато в законопроекте уже указаны окончательные сроки перехода на новый тип договора: все заключенные договоры аренды подлежат приведению в соответствие с типовыми формами в течение двух лет, до 2016 года.

Будущее защитных лесов

Еще одно поручение президента было связано с установлением критериев и нормативов определения категорий защитности лесов, особо защитных участков с условием исключения в них промышленных рубок. Проект нового федерального закона предусматривает наделение Правительства Российской Федерации соответствующими полномочиями по установлению критериев нормативного определения категории защитных лесов.

«Понятно, что критерии и нормативы будут устанавливаться Правительством Российской Федерации, хотя это и спорный вопрос: может быть, имело бы смысл критерии установить на федеральном уровне, а нормативы - ведомственным актом или приказом, чтобы их было проще изменять», - считает Александр Мариев.

Норма, запрещающая передачу в аренду защитных лесов, была принята по инициативе природоохранных организаций. Законодатели согласились с необходимостью введения более строгих запрещающих норм, однако в противовес им предложили пересмотреть определение защитных лесов, выработать соответствующие критерии и фактически уменьшить количество таких лесов.

«Мы сначала должны определить, есть ли необходимость в большом количестве защитных лесов. Допустим, в Германии их нет вообще. У нас 54% всех лесов ограничены в использовании, а 36% - являются защитными лесами, включая особо защитные участки леса. И как раз в этом постановлении мы, как орган управления, соглашаемся, что защитные леса надо уберечь от промышленной эксплуатации, но при этом необходимо значительно ограничить их количество», - объясняет Александр Мариев.

Последним пунктом повестки дня стало внесение изменений в КоАП: увеличение срока давности правонарушений в сфере природопользования с двух месяцев до одного года. Согласно приведенной авторами проекта статистике, в 2012 году было составлено 2160 протоколов об административных правонарушениях по статье 7.9 Лесного кодекса. В некоторых субъектах Российской Федерации (Московской, Архангельской, Ленинградской, Ростовской областях) самовольный захват лесных участков - одно из самых распространенных правонарушений в сфере природопользования. Труднодоступность мест совершения правонарушений мешает их оперативному обнаружению. Кроме того, в большинстве случаев, для того чтобы провести расследование, нужно потратить не один месяц. Поэтому законодатели решили увеличить срок исковой давности до года.

В процессе обсуждения этой нормы мнения разделились: некоторые участники дискуссии указывали на то, что нововведение вступает в конфликт с подзаконными актами, кроме того, по их мнению, срок завышен для «легких» правонарушений. Незаконный захват участков, к примеру, нарушение серьезное и требует длительного расследования и сурового наказания, тогда как для менее опасных нарушений можно оставить «щадящий» срок в два месяца. Однако это мнение не нашло поддержки законодателей, по их мнению, для того чтобы избежать проблем с законом, нужно не требовать сохранения двухмесячного срока давности для привлечения к ответственности, а просто не нарушать закон.

Несмотря на возникшие в процессе обсуждения вопросы, которые чаще всего касались конкретизации предложенных законодательных норм и необходимости своевременного принятия изменений к подзаконным актам, а также возможных проблем при правоприменении, вынесенные на рассмотрение Экспертного совета законопроекты серьезных возражений не вызвали. Это значит, что уже в ближайшем будущем они могут быть рассмотрены и поставлены на голосование в Государственной Думе Российской Федерации.

Подготовила Мария Гриценко