Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесозаготовка

В дорогу с полисом

Милицейская статистика свидетельствует: с каждым годом в области грузовых перевозок растет количество краж, мошеннических и иных противоправных действий, наносящих ущерб компаниям. Не исключение и лесной сектор. Ведь лесоматериалы и оборудование точно так же, как, например, бытовая техника или продукты питания, требуют перемещения из одной точки города, страны или мира − в другую. Чтобы оградить товар на время перевозок от возможных посягательств со стороны криминала, а себя от неприятностей, эксперты рекомендуют компаниям купить страховой полис.

По данным Северо-Западной дирекции РОСНО, доля застрахованного груза в лесном секторе составляет около 5% от общего объема страхуемых грузоперевозок. Страховщики связывают это с тем, что стоимость лесогруза в действительности обычно существенно ниже стоимости того, что предъявляется к страхованию компанией-перевозчиком.

«Кроме того, зачастую сам груз − лесоматериалы − имеет неизвестное, недокументированное происхождение или не имеет документов вообще, поэтому страхование товара, на который нет никаких подтверждающих документов (накладная и т. д.), для страховщика становится невозможным, так как налицо отсутствие факта существования груза», − считает заместитель директора петербургского филиала «РЕСО-Гарантия» Алина Кунакова.

Небольшое количество существующих договоров на страхование перевозок также объясняется в целом отсутствием культуры страхования у юридических лиц − собственников предприятий и обострившейся за последние полгода экономической ситуацией в стране и мире. Последний фактор, как отмечают страховые компании, действительно повлиял на сегмент страхования грузов. Во-первых, снижается общее количество перевозок, как внутренних, так и международных. Во-вторых, бюджет перевозчиков уменьшается, а следовательно собственник стремится сэкономить на всем, в том числе и на страховании. «Благодаря относительной стабилизации экономики за последние пять лет рынок ежегодно рос в среднем на 15%, − сообщает начальник управления страхования имущества и ответственности Северо-Западной дирекции РОСНО Павел Рюмин. − Сейчас говорить о таком росте, конечно, не приходится». Но, как уверяет эксперт, в кризисе есть и положительные моменты: он приводит к некоторому оздоровлению страхового рынка, уходу с него слабых, финансово неустойчивых компаний. Кроме того, обостряется конкуренция в сфере формирования цены на страховые услуги, повышается качество обслуживания клиентов.

По словам Алины Кунаковой, кроме уменьшения объемов страхования грузоперевозок и ответственности, теряют в объемах и смежные страховые рынки: «Есть компании-перевозчики, которые в результате трудностей приостановили деятельность полностью − тогда идет снижение объемов страхования перевозчиков и по ОСАГО, и по „зеленой карте“».

Скупой заплатит дважды

Тем не менее обязательства по договорам при перевозках никуда не денутся. Предприниматели как страховали, так и будут страховать грузы. Как правило, это те компании, которые уже прошли огонь, воду и медные трубы и больше не хотят нести потери, а также бизнес-сообщество, которое работает на международном рынке, где страхование грузов является обязательным условием в договоре.

Но страховщики опасаются ситуации, когда часть страхователей будет занижать страховые суммы на перевозимое имущество, особенно если речь идет о ценных поставках. Увеличится количество страховых мошенничеств. По заверениям Павла Рюмина, каждый страховщик хотя бы раз сталкивался с подменой документов, инсценировкой страхового случая и т. п. «В связи с этим в нашей компании разработана многоступенчатая система „фильтров“, через которые проходит каждое страховое событие, что позволяет существенно снизить объемы мошеннических действий, в том числе и в этом секторе», − делится опытом эксперт.

«Кроме того, в условиях финансового кризиса ужесточится конкуренция между страховыми компаниями, и некоторые недобросовестные страховщики, как показывает практика, будут заниматься демпингом, − уверен руководитель комиссии по страхованию общероссийской общественной организации „Деловая Россия“ в Санкт-Петербурге Егор Шадурский. − А клиенты будут за три рубля покупать полисы в таких компаниях, полагаясь на то, что при наступлении страхового случая они получат хорошее возмещение. Замечу, что это не так: не стоит надеяться на то, что, купив объективно дешевый полис, предприниматель получит адекватную страховую защиту. Известно, что скупой платит дважды».

В беседе с несколькими представителями лесного бизнеса корреспондент «ЛПИ» пришел к выводу, что клиенты иногда действительно выдают желаемое за действительное и скрывают настоящую стоимость груза. Поскольку в лесном секторе перевозки товара осуществляются чаще всего на автомобилях, а это самый рисковый вид транспорта, неприятностей с грузом на дорогах нашей страны не избежать. По словам представителя одной из московских компаний, пожелавшего остаться неизвестным, однажды им пришлось перевозить дорогие машины-погрузчики, которые были представлены к страхованию на меньшую сумму, чем они стоили в действительности. В результате ДТП одна из машин оказалась повреждена. Компания предоставила документы на один счет, но после проведенной страховщиком экспертизы ущерб был выплачен на меньшую сумму. Поэтому впоследствии все перевозимое оборудование страховалось исходя из его действительной стоимости.

При этом радует тот факт, что предприниматели сами понимают всю важность и необходимость страхования. Так, технический директор компании «Тимбер Продукт» Сергей Аксенов, рассказал, что чаще всего его компания осуществляет перевозки автотранспортом. «Перемещаясь по автодорогам нашей родины, каждый раз укрепляем свою уверенность в необходимости страхования, − отмечает Сергей Аксенов. − Если фура не ляжет, если её не угонят и не повредят в аварии, остается высокая вероятность повреждения оборудования просто от „идеального“ дорожного покрытия либо от его отсутствия вообще. Отправляя технику по железной дороге, упаковывая её, и нанимая вооруженную охрану, тем не менее мы часто недосчитываемся какой-нибудь фары или, наоборот, находим что-нибудь „в довесок“, например булыжник в стекле, пробивший упаковку».

Цена вопроса

На стоимость полиса страхования грузоперевозок и ответственности грузоотправителя влияют многие факторы. «Она зависит, например, от того, как далеко (на какое расстояние) и каким видом транспорта осуществляется перевозка и будет ли груз перегружаться в ходе перевозки», − отмечает Алина Кунакова, специалист петербургского филиала «РЕСО-Гарантия».

Также условия страхования и страховой тариф могут зависеть от маршрута груза, его технических характеристик, упаковки, стоимости и объема перевозки. Может повлиять на цену полиса и объем страхового покрытия, на который ориентируется перевозчик, что связано с необходимостью использования страховой компанией дополнительной специальной информации. Таким образом, в среднем страховая премия в «РЕСО-Гарантия» обычно колеблется от 0,14 до 0,5% от страховой суммы.

Наиболее распространенными страховыми случаями при перевозках в лесном секторе являются кражи, особенно если груз мелкий и представляет собой товар, который имеет спрос на рынке. На дорогах, как правило, ущерб имуществу наносят ДТП и угоны; на море − «подмочки», которые возникают из-за перевозок на старых судах.

Как отмечает специалист Северо-Западной дирекции РОСНО Павел Рюмин, существует специфика работы страховщиков с грузоотправителями лесного сектора. «Прежде всего надо иметь в виду особый характер груза и присущие ему свойства и, следовательно, учитывать те риски, которым он подвержен. При транспортировке леса и продуктов его переработки большое внимание уделяется сохранению потребительских качеств перевозимого товара − насколько серьезное влияние могут оказать на него изменения температуры, влажности и т. п. В зависимости от этого рассчитывается страховое покрытие, максимально отвечающее требованиям страхователя», − отмечает эксперт.

Страхуют грузоперевозки и ответственность грузоотправителя как на разовые поездки, так и на многоразовые. В таких случаях выдается генеральный полис страхования, который распространяется на все оговоренные клиентом перевозки. При этом страховая защита действует на весь период и на всем протяжении маршрута транспортировки груза, начиная с пункта отправления и заканчивая пунктом прибытия, включая перегрузки и транзитное хранение.

Страховщики рекомендуют предпринимателям запомнить алгоритм действий при наступлении страховых случаев. Прежде всего необходимо позвонить в страховую компанию и сообщить о происшедшем. Далее нужно подать письменное заявление с требованием выплаты страхового возмещения, а также − претензию компании-перевозчику (также в письменном виде).

Затем страховщик либо страхователь (по взаимному согласию) проведет экспертизу, по результатам которой будет определена стоимость ущерба. Чтобы не возникло проблем с урегулированием страхового события, необходимо проверить все документы от компании-грузоперевозчика ещё на стадии оформления договора с ним. Это страховой сертификат, в котором указан владелец груза, а также документы, подтверждающие технические характеристики груза, его стоимость, наименование, номер технического средства. Нужно удостовериться и в сроке действия страхового сертификата. При себе нужно всегда иметь контакты и реквизиты страховой компании. Все эти сведения помогут урегулировать убыток оперативно и безболезненно.

Анастасия КУЗНЕЦОВА