Лесное хозяйство

Области необходим «коллективный разум»

Середина октября в Архангельске прошла под знаком «зеленых». Во вторник в администрации области состоялась встреча главы администрации области, чиновников департамента ЛПК, лесопромышленников с представителями международной экологической организации Greenpeace и Всемирной лесной вахты. Основной вопрос, поднятый экологами на встрече - сохранение последних массивов малонарушенных лесов на территории области, которые, по мнению руководителя лесной программы Greenpeace Алексея Ярошенко, являются общеевропейской ценностью.

Представители «Гринпис России» передали в областную администрацию перечень первоочередных мер, направленных на повышение устойчивости и экологической безопасности лесопользования в Архангельской области, снабженный подробным научным обоснованием. В частности, предлагается решить вопрос сохранения малонарушенных лесных территорий, перейти от экстенсивного к интенсивному ведению лесного хозяйства, провести массовую проверку рубок ухода, в ходе которых, по мнению Ярошенко, вдоль дорог вырубается ликвидная древесина, разработать региональный стандарт, позволяющий отслеживать происхождение древесины, а также ряд других мер. Администрация и лесопромышленники поддержали инициативу Greenpeace по созданию «некоего коллективного органа, который стал бы носителем коллективного здравого смысла в лесном секторе» - лесного совета.

Что будет через 15 - 20 лет?

Кроме этого, в Архангельске Greenpeace представил свой отчет о состоянии малонарушенных лесов на территории области. Из отчета, подготовленного на основе анализа космических снимков, следует, что на территории области происходит катастрофическое сокращение массивов малонарушенных лесов. Это, по мнению «зеленых», может привести к тому, что через 15 - 20 лет рубить на малонарушенных территориях будет просто нечего. В частности, это касается Онежского полуострова и Двинско-Пинежского водораздела. Впрочем, с Онежским полуостровом особых проблем нет - уже пройдены практически все согласования на предмет организации здесь национального парка «Онежское Поморье», и вырубка древесины там запрещена. А вот с Двинско-Пинежским массивом лесов дела обстоят сложнее.

Как известно, часть этой территории передана в аренду тридцати крупными и мелкими арендаторами, и Greenpeace вынужден решать вопросы сохранения лесов с каждым отдельно. В частности, лесозаготовителям предлагается наложить мораторий на заготовку древесины в этих лесных массивах. Такой мораторий еще летом подписало ОАО «Светлозерсклес», а неделю назад и ОАО «Усть-Покшеньгский леспромхоз».

Таким образом, лесопромышленники показали, что для них вопросы экологической стабильности - не пустые слова, а стимул к действию. И сегодня у представителей лесного бизнеса и экологов гораздо больше точек соприкосновения, нежели поводов для конфликтов.

Экологи, лесопромышленники и власть

Долгое время лесопромышленники оставались буквально один на один с международными экологическими организациями в отстаивании интересов областного ЛПК. Нынешний диалог наглядно продемонстрировал, что администрация области не намерена оставаться в стороне от проблем лесопромышленного комплекса. Однако «функции, которые экологи предлагают нам выполнить на уровне региона, относятся к федеральному ведению, и если мы начнем их осуществлять, то вступим в противоречие с российским законодательством», - отметил на пресс-конференции по итогам встречи с «зелеными» заместитель главы администрации области по управлению природными ресурсами Рафаэль Галимзянов. Впрочем, предложения, сделанные «Гринписом» администрации, безусловно, интересны, и областная власть готова их рассмотреть. В частности, Рафаэлем Маснавеевичем была обещана поддержка проекта создания ландшафтного заказника на территории Выйского лесхоза площадью 60 тыс. га.

Лесопромышленники прекрасно понимают глобальное природоохранное значение лесов. Да иначе и быть не может, ведь социальные и экологические аспекты ведения лесного бизнеса уже давно стали залогом успешного ведения бизнеса, да и какой уважающий себя житель области станет выступать за бездумную вырубку лесов? Сегодня лесопромышленники открыто признают ценность малонарушенных лесных территорий. Но одного такого признания мало.

В действующем и разрабатываемом лесных кодексах понятия «малонарушенные леса» попросту нет. Что понимать под такими лесами? Как прийти к единому знаменателю с экологами? Пока не ясно. Кроме того, с 1 января 2005 года часть полномочий по распоряжению лесными ресурсами «уйдет» от субъектов федерации к федеральному центру, и как региональные власти будут принимать решения, зная, что через несколько месяцев они могут быть отменены? Поэтому, по мнению промышленников Поморья, главное сегодня - «систематизировать подход к резервированию лесных участков».

Одним из условий создания благоприятного экологического имиджа региона является создание на его территории особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Таковыми признано 9,6 % территории области. Это больше, чем, например, в Норвегии, Финляндии и Швеции, а также выше среднероссийского показателя. В ближайшее время на территории области появятся еще два национальных парка - «Русская Арктика» и «Онежское Поморье».

Глобальная сертификация. Миф или реальность?

На встрече в администрации области от «зеленых» прозвучало предложение сертифицировать по системе Лесного попечительского совета (FSC) территорию всей Архангельской области. Предложение, безусловно, интересное и заслуживающее внимания. Например, в Беларуси также планируется сертифицировать леса по всей стране, что, безусловно, даст лесопромышленникам конкурентные преимущества на мировых рынках. Но, как известно, сертификация - дело дорогостоящее, и областной бюджет не сможет в полном объеме ее профинансировать. Да и технически выполнить такую работу крайне сложно.

По словам Алексея Ярошенко, на встрече в областной администрации представитель аудиторской компании назвал стоимость сертификации всех лесов области - 100 тыс. евро. «Сумма слишком оптимистичная», - отметил Ярошенко. И тем больше она вызывает сомнений - не получится ли так, что как только Архангельская область «ввяжется» в полномасштабную сертификацию, ее стоимость возрастет в несколько раз, ведь реальная стоимость сертификации одного, даже хорошо подготовленного леспромхоза (без проведения дополнительных мероприятий) составляет 60 тыс. евро.

Впрочем, отказываться даже от такого фантастического предложения неразумно, и администрация области выразила заинтересованность в этом проекте, предложив Greenpeace совместное участие в финансировании сертификации лесов всей Архангельской области. «Мы свои деньги найдем, - отметил Рафаэль Галимзянов. - Дело за Greenpeace. Промышленники Поморья с одобрением отнеслись к инициативе сертификации всех лесов области. Однако здесь может возникнуть еще одна проблема, которую так или иначе придется решать.

Сертификация учитывает не только экологические, но и социальные аспекты жизни территории, на которой заготавливается древесина. Однако сегодня на территории области работают десятки убыточных предприятий, которые не своевременно платят налоги, имеют задолженность по заработной плате, то есть нарушают сразу несколько принципов сертификации. Как быть в данном случае?

Здесь, по мнению Алексея Ярошенко, может быть использован опыт наших соседей - Республики Коми, где сертификация лесов идет не по предприятиям или холдингам, а по лесхозам. Крупный переработчик (в Коми - «Нойзидлер Сыктывкар») полностью оплачивает сертификацию лесхоза, то есть берет на себя затраты малых убыточных компаний, которые затем должны лишь потратиться на сертификацию цепи поставок «от заготовителя до потребителя». Впрочем, в Архангельской области возникнут определенные сложности и с этой схемой, поскольку на территории края есть несколько крупных переработчиков. Как дифференцировать расходы между ними? Пока не совсем ясно. Тем более многие крупные переработчики уже приступили к сертификации собственных леспромхозов.

Так что в рамках вновь создаваемого Лесного совета предстоит найти новый, ранее не отрабатывавшийся в России и мире вариант сертификации лесов.

Проблемы

Главная проблема, стоящая сегодня перед лесопромышленными компаниями, решившими сертифицировать свое лесное хозяйство на соответствие принципам устойчивого лесоуправления, - противоречия международного и российского законодательства.

В частности, по требованиям международных стандартов необходимо на месте вырубок оставлять сухостойные деревья, так как они являются основой жизнедеятельности различных микроорганизмов; необходимо оставлять старые деревья (березу, осину), так как благодаря им сохраняется биоразнообразие, уменьшается воздействие на почву. Однако по российскому законодательству лесозаготовитель, оставивший на делянке такие деревья, будет платить штраф за недоруб, в четыре раза превышающий стоимость оставленной древесины.

Кроме этого, препятствием на пути сертификации стоит краткосрочная аренда лесов. По мнению промышленников Поморья, сертификация лесов, переданных в краткосрочную аренду, бессмысленна, поскольку предприниматель не заинтересован в развитии территории, ее сохранении. А вот в случае длительной аренды - на 49 - 99 лет - наоборот, он будет заинтересован в сохранении лесов, ведь от этого зависит его будущее и будущее его потомков. Впрочем, сегодня администрация Архангельской области грамотно подходит к решению и этого вопроса, и леса традиционным пользователям даются в аренду на длительные сроки.

Для устранения этих противоречий необходимо изменить правила рубок и действующее лесное законодательство. Сегодня, по мнению Алексея Ярошенко, область может изменить правила рубок, как это сделано на Вологодчине. А вот по вопросам лесного законодательства экологическим организациям необходимо активнее работать с федеральным центром.

Перспективы

Исследование, проведенное Всемирной лесной вахтой, ИТЦ «Сканэкс» и Greenpeace, показало, что интенсивность заготовки древесины в последних массивах коренных лесов Архангельской области достигла наивысшего показателя за весь период с начала 1990-х годов. В настоящее время на эти территории приходится 23% от общего объема рубок в Архангельской области, в то время как в 1999 - 2000 г г. этот показатель составлял около 10%.

Проблема волнует не только экологов, но и лесопромышленников. Последние массивы малонарушенных лесов - эталонов природы - сохранились только в трех европейских странах - России, Финляндии и Швеции. Сохранять их, безусловно, необходимо. Однако основной вопрос - как сделать, чтобы сохранение таких лесов и исключение их из промышленного оборота не нанесло значительного ущерба экономике края. Вот над этим стоит думать вместе. И экологам, и лесопромышленникам.

Александр ГРЕВЦОВ