Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Целлюлозно-бумажная промышленность

Предстоит большая работа по наращиванию объемов производства

Как сообщил полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, за 9 месяцев объемы производства целлюлозно-бумажной промышленности увеличились на 6,3%, ДСП и ДВП соответственно на 13,3% и 9,9%. Опережающими темпами развивается производство картона, клееной фанеры, бумаги и плиточной продукции. Санкт-Петербургский картонно­-полиграфический комбинат увеличил выпуск картона на 6,5%. На Усть-Илимском ЛПК варка целлюлозы возросла почти на 22 тысячи тонн, что к аналогичному периоду прошлого года составляет 5,4%.

Котласский ЦБК подтвердил звание предприятия высокого качества и экологической ответственности. По итогам ежегодной проверки аудиторы сделали вывод, что внедренные на комбинате системы управления качеством и экологией отвечают требованиям международных стандартов и успешно действуют. На конец 2005 года намечено создание интегрированной системы управления всеми основными процессами целлюлозно-бумажного производства. В Приозерском районе Ленинградской области в октябре ОАО «Лесплитинвест» запустил завод по производству древесно-волокнистых плит средней плотности, которые пользуются большим спросом в строительной и мебельной промышленности. В Подпорожском районе по инициативе финского концерна АО «Мется Ботниа АБ» начинается создание производственных мощностей по глубокой комплексной переработке древесины - лесопильного и целлюлозно-бумажного комбинатов, предприятий по выпуску MDF, фанеры и других видов продукции. В конце будущего года на Неманском ЦБК начнет работать новая бумажная фабрика.

Это лишь некоторые примеры достижений, которых у работников ЦБП несомненно больше, чем неудач. О расширении объемов производства целлюлозно-бумажной промышленности шла речь на специализированной конференции в рамках Международного Лесопромышленного Форума в Санкт-Петербурге.

В этом году в свете стратегии устойчивого развития стартовал проект по разработке и реализации системы технологического нормирования на основе лучших из существующих технологий для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности России. Проект осуществляется под руководством РАО «Бумпром» при поддержке Министерства природных ресурсов и других Федеральных природоохранных органов. В рамках этого проекта уже подготовлен сборник наилучших технологий ЦБП, завершается работа по подготовке технологических нормативов, которые предусмотрены Законом «Об охране окружающей среды России» 2002 г. Юридическим основанием для реализации этих условий является разрешение на природопользование. Оно должно включать в себя программу модернизации предприятия в соответствии с требованиями, перечень технологических нормативов, которые будут регламентировать сбросы и выбросы загрязнений, программу мониторинга, оценку воздействия на состояние окружающей среды.

Важнейшим вопросом в подготовке и выдаче разрешений является сама процедура. Насколько тяжело, долго и утомительно согласовывать разрешения на природопользование с различными надзорными органами, знают многие из тех, кто находился в зале конференции. Зачастую бывает так, что требования надзирательных органов могут противоречить друг другу. Найти компромисс, ходя из одного кабинета в другой - крайне тяжелая задача. Здесь следует обратиться к зарубежному опыту. Например, в Швеции сложнейшая процедура подготовки, согласования, выдачи разрешения решается по системе «одного окна» (или «одной двери»). Система шведских экологических судов работает с 1969 года. Современный вид она приобрела в 1990 году, когда вступил в действие шведский природоохранный кодекс и были организованы 5 региональных природоохранных судов и судебно-административных органов графств и муниципалитетов. Причем решения судов низшего уровня могут быть оспорены в судах более высокой инстанции, вплоть до верховного суда Швеции. Опыт шведского суда был опробован в Российско-Шведско-Финском проекте, на пилотных предприятиях которого реализуются наилучшие технологии. Все 5 предприятий, участвующих в проекте, успешно прошли процедуру Шведского суда.

Выступление начальника управления информационных продуктов ЗАО «Центр политической конъюнктуры» Александра Перова было посвящено политическим рискам в лесопромышленном комплексе, выстраиваемой модели между ЛПК и государством. Он процитировал президента страны В. Путина, который минувшей весной сказал: «Беспредел в лесной отрасли пора прекратить!» Лесная отрасль упорно называется одной из самых криминализированных в российской экономике, выделяется заметным числом корпоративных конфликтов, что явно не способствует ее положительному имиджу. Сейчас идет подготовка своего рода идеологической почвы для более активных действий государства в отношении лесной отрасли. Участникам лесного рынка следует быть готовыми к подобным вызовам времени, продумывать механизмы самоорганизации и лоббирования своих интересов, выстраивать более тесные взаимоотношения с органами государственной власти. При прогнозировании политических рисков следует обращать внимание на общие тенденции, которые существуют в стране. По положениям Лесного кодекса хорошо видны глобальные процессы централизации власти, которые проявляют себя в экономике и политических сферах, находят свое частное отражение в лесной отрасли. Если раньше Федеральный центр отдавал полномочия по управлению природными ресурсами регионам, то сейчас представители регионов начинают жаловаться, что идет обратный процесс. И называют Лесной Кодекс одним из средств отъема полномочий у субъектов Федерации. Кодекс планирует передел лесного рынка, что не выгодно ни крупным, ни мелким игрокам.

Сейчас разрабатывается сценарий развития лесопромышленного комплекса до 2015 года. Координирует этот процесс директор в Четвертом отраслевом управлении по работе с корпоративной клиентурой ОАО Внешторгбанк Олег Жуковский. Второй по размерам банк страны объявил финансирование ЛПК одним из приоритетных направлений своей деятельности: к 2007 году планирует увеличить свою долю на этом рынке до 10 %. Средства пойдут, в том числе, и на совершенствование технологии производства предприятий целлюлозно-бумажной промышленности.

Некоторые выступающие обращали внимание на жесткие экологические требования по производству плит и фанеры, что приводит к определенным дополнительным затратам, потере конкурентоспособности. «И не только в ЦБП, но и во всех отраслях лесопромышленного комплекса», - подчеркнула сопредседатель конференции Ирина Биткова, заместитель председателя Совета партнерства Конфедерации лесопромышленников Северо-Запада по экологии, председатель Совета директоров ЗАО «СЗЛК», и предоставила слово генеральному директору Центра экологических инвестиций Михаилу Юлкину. Его выступление было посвящено инвентаризации и управлению выбросами парниковых газов на предприятиях ЦБП.

В России была довольно долгая баталия по поводу Киотского протокола - международного документа, регламентирующего обязательства развитых стран по ограничению выбросов парниковых газов на период с 2008 по 2012 г г. Несмотря на то, что Россия еще в 1999 году подписала этот протокол, однако он долго не был ратифицирован. Но вот 30 сентября случилось исторически важное событие: Правительство РФ на своем заседании одобрило идею ратификации Киотского протокола и внесло его в Государственную Думу. Есть достаточно высокая вероятность, что до конца текущего года он будет ратифицирован. «Я очень надеюсь, что наши законодатели пойдут по пути стран Европейского союза, Канады, Японии, - сказал Михаил Юлкин. - Речь идет о механизме квотирования выбросов, а не нормировании. Квота принципиально отличается от лимитной нормы тем, что это право на выброс. Им можно еще и торговать». В европейской системе торговли, которая вступает в действие в будущем году, квота предусматривает распределение между предприятиями прав на выбросы и предоставление возможности ими по-разному распоряжаться. Можно выбросить столько газов, сколько позволяет квота, можно недовыбросить, а оставшуюся часть квоты просто продать.

Обязательства России по Киотскому протоколу - не превысить по выбросу парниковых газов уровень 1990 года, который по протоколу является базовым. Предстоит провести инвентаризацию, чтобы иметь непрерывную статистику с базового года по сегодняшний день. Желательно, чтобы учет по инвентаризации сделали независимые аудиторы, и он был доступен общественности. Необходимо также четко определиться, что взять за основу: квоты или обязательства по ограничению сокращений выбросов. Нужно разработать систему управления и бюджетирования выбросов, также обязателен мониторинг и механизм, который позволяет выполнить данные обязательства наиболее экономичным способом.

Некоторые предприятия уже приступили к этой работе. Наиболее последовательно эта система внедряется на Архангельском ЦБК. Здесь проведена инвентаризация выбросов парниковых газов с 1990 по 2002 годы, заканчивается - за 2003 год. Проведена независимая международная экспертиза. Разработаны климатическая стратегия по ограничению выбросов парниковых газов до 2012 года, документы по организации системы управления и учету выбросов. Активно действуют в этом направлении Соломбальский ЦБК, Болохнинский комбинат, завод в Питкяранте.