С.А. Родин: «Наука не должна быть нахлебницей!»
ВНИИЛМу - 70 лет
В сентябре нынешнего года Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства отмечает 70-летний юбилей. ВНИИЛМ - старейшее научно-исследовательское учреждение лесного хозяйства, в последние годы стал крупным научным центром - головным институтом отрасли в системе Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Чем жил институт все эти годы, что было сделано его сотрудниками за 70 прошедших лет и сколько еще предстоит сделать - на эту тему мы беседуем с директором ВНИИЛМа Сергеем Анатольевичем РОДИНЫМ.
- Сергей Анатольевич, институту, который Вы возглавляете, исполнилось 70 лет - это почтенный возраст, возраст ветерана. ВНИИЛМ был свидетелем и участником таких исторических событий и явлений, как индустриализация, подъем экономики и оборонной мощи страны, строительство социализма, Великая Отечественная война, холодная война, оттепель, новый виток развития промышленности, падение железного занавеса, перестройка, наконец, переход к рыночной экономике - целая эпоха. Естественно, что на каждом этапе перед институтом стояли новые задачи и приоритеты. Хотелось бы, чтобы Вы рассказали, как происходила «эволюция» института.
- Независимо от того, в какое время приходилось работать институту, он всегда оставался лидером лесной науки. Поначалу ВНИИЛМ возник как институт лесоводства, и только спустя какоето время, в период развития промышленности, к лесоводственным задачам стали прибавляться функции механизации. К концу 90-х годов XX в. появилась потребность заниматься проблемами экологии и экономики, и по сей день эти проблемы наиболее актуальны. С другой стороны, хотя многие вопросы лесоводства уже отработаны, они по-прежнему не теряют своей значимости.
- Но к механизации это уже не относится, ведь так?
- Да, вопросы механизации действительно не так остро стоят на повестке дня, основные комплексы машин - по технологии сбора и переработке семян, выращиванию посадочного материала, созданию лесных культур - давно разработаны. Разрабатывать и выпускать новую технику в таких масштабах, как это было в 80-е годы, нет смысла: все необходимое уже есть. Сейчас неплохо складываются отношения с другими странами, частично в своей работе наши лесоводы эксплуатируют их технику. Да и тенденция в сфере лесного хозяйства складывается таким образом, что лесники в скором времени будут только управлять лесами, а посадкой леса должны заниматься арендаторы, так что заказывать необходимую технику для работ в лесу - их прямая обязанность. Однако полностью механизацию со счетов сбрасывать не собираемся. В Федеральном лесном агентстве сейчас говорят о том, что заводы, занимающиеся лесохозяйственной техникой, нужно укрупнять.
- Думаю, что за все эти 70 лет в жизни института и его сотрудников были сложные периоды. Как институту удавалось выживать, да еще и оставаться, несмотря ни на что, в лидерах?
- Конечно, я не могу отвечать за все 70 лет: что было раньше, мне не так хорошо известно, как события последних двадцати с лишним лет - именно столько я работаю во ВНИИЛМе. На моей памяти прекратило существование Министерство лесного хозяйства и Федеральная служба вошла в состав МПР России, затем появилось Федеральное агентство лесного хозяйства. Здесь я бы отметил, что любая перестройка негативно сказывается на нашей работе в том смысле, что все эти процессы сопряжены с напряженным ритмом работы.
С другой стороны, большие изменения в нашем сознании произошли тогда, когда к науке стали подходить как к творческому процессу и перешли на договорные отношения. Я пришел работать в институт в 1979 г. Тогда у нас было стабильное финансирование, утвержденный штат. Независимо от вида работ, которыми мы занимались, деньги выделялись буквально на все - на содержание института, на зарплаты, на командировки. Кажется, что это хорошо, когда деньги есть и ими можно распоряжаться, но, как справедливо говорит академик А. П. Петров (ректор института ВИПКЛХ в г. Пушкино - И. К.), «бюджет - это наркотик, к которому быстро привыкаешь». Когда люди просто получают зарплату, это развращает их. Наука тоже должна зарабатывать деньги - за конкретную работу. Мы уже давно перешли на договорную основу, это позволяет нам внести в наш лесной научный процесс элементы рыночной экономики.
- Сергей Анатольевич, мне известно, что совсем недавно в Вашем институте прошло сокращение штата сотрудников. Не отразится ли это на результатах дальнейшей работы?
- Конечно, сокращение штата всегда нежелательно, потому что любой сотрудник, даже если он работает не с полной отдачей, все равно выполняет какую-то работу. Но экономический подход не позволяет нам свободно тратить средства, которые мы зарабатываем. Хорошо работающие люди должны получать деньги. Чем больше они будут приносить доходов организации и чем меньшими силами выполнять свою работу, тем больше они заработают. Прошедшее недавно сокращение в конечном итоге не должно негативно отразиться на работе института.
- Поскольку Вы постоянно говорите об «экономических подходах» в Вашей работе, полагаю, руководство института стремится к сотрудничеству с другими подобными вашему институтами - как на территории России, так и за рубежом?
- На территории России всего восемь институтов, которые занимаются научной деятельностью в системе лесной службы. У нас с ними довольно тесные отношения, мы тоже участвуем в лесных конкурсах и ведем совместные проекты, а поскольку деятельность всех лесных научно-исследовательских институтов контролируется Министерством природных ресурсов РФ и Федеральным агентством лесного хозяйства, координация в нашей с ними работе четкая и открытая.
В августе 2002 г. в соответствии с приказом МПР России в институте был создан Международный центр по лесам. Руководит им заместитель директора по науке А. Н. Филипчук. Цель этого центра - обеспечить координацию международной деятельности, научной деятельности и деятельности работников министерств и ведомств. Международный центр ВНИИЛМ накапливает информацию по лесным процессам в мире, адаптирует ее и доводит до потребителя, до работников министерств и ведомств, от которых зависит принятие решений.
На протяжении всего последнего десятилетия мировое сообщество активно борется за сохранение лесов, биоразнообразие, стабилизацию климатических процессов. Сегодня в мире проводится много встреч, посвященных лесам. Без России сейчас не принимается ни одно глобальное решение. Ведь у нас в стране сосредоточены естественные леса, которых в таких объемах на Европейском континенте больше нет .
С точки зрения сохранения биоразнообразия и стабилизации климатических условий Европа без России не обойдется, вклад нашей страны в глобальный углеродный цикл очень велик. Раньше считалось, что климат формируют в основном тропические леса, что они накапливают углерод и продуцируют кислород, однако последние исследования показали, что позитивное влияние бореальных лесов на формирование климата значительнее.
Стоит отметить и то, что появляется много фирм, желающих вкладывать деньги в развитие и разработку российских лесов. Особенную активность демонстрируют финские компании. Наш институт сотрудничает с финнами по вопросам адаптации финской техники к российским условиям.
Отдельные конкретные работы сотрудники ВНИИЛМа выполняют совместно с научно-исследовательскими институтами других стран. Так, было подписано соглашение о сотрудничестве с лесной академией Китая по вопросу борьбы с лесными пожарами на границе между Россией и Китаем. С поляками, испанцами, итальянцами решаются вопросы, связанные с трансграничным переносом энто- и фитовредителей. Заинтересовано в наших технологиях Министерство лесного хозяйства и пастбищ Ирана. Продолжаем сотрудничать со странами СНГ; в частности, есть и наболевшие вопросы, такие как радиоэкология - проблема совместного ведения России и Белоруссии. Так что международная деятельность кипит.
- Сергей Анатольевич, конечно же, каждая организация, приносящая пользу обществу, отечеству, гордится своими достижениями и успехами. Достижений и наград у такого старейшего института, как Ваш, не перечесть. И все же мне хочется, чтобы Вы назвали самые значительные из них, благодаря которым в лесном хозяйстве произошел прорыв или даже настоящая научная революция.
- Без ложной скромности замечу, что практически вся система ведения лесного хозяйства разработана нашим институтом. Основной комплекс машин и орудий для ведения лесного хозяйства разработан нашими специалистами. В 80-е г. г. благодаря нам была достигнута 100 % механизация труда при лесопосадках. Мы разработали вопросы, связанные с лесной таксацией, мониторингом лесов, анализом состояния лесного фонда, химизацией лесного хозяйства. Сейчас последнее направление занимает очень небольшую долю, но когда-то было «модно» использовать химию для выращивания посадочного материала и создания лесных насаждений заданного породного состава. Лаборатория химизации из стен нашего института была выделена в отдельный институт.
Еще одно большое направление - анализ цен на древесину, отпускаемую на корню. Институт представляет информацию с обоснованием - о том, какие цены должны быть на круглые лесоматериалы в ближайшее время на всей территории РФ. Работа эта тяжелая и очень ответственная.
Кроме того, ВНИИЛМ располагает шестью лесными опытными станциями. Каждая станция имеет свою специфику и региональную направленность. Так, Тюменская опытная станция специализируется на рекультивации земель после нефте- и газодобычи. Донская занимается ведением лесного хозяйства в пойме реки Дона. Костромская - зона южной тайги, активно работает по побочному лесопользованию: выводит сорта клюквы. Вывели клюкву с диаметром ягоды до 1,5 см. - большая, как вишня. Лес - это ведь не только древесина, но и недревесная продукция - грибы, ягоды, лекарственные травы. Костромская станция создает уже целые ягодные плантации, там же действует и лосеферма. Одомашненные лоси ходят с колокольчиками, позволяют себя доить. Известно, что молоко лосей целебное; получают его, правда, не в промышленных объемах, но местным санаториям хватает.
Вот Вам, пожалуйста, пример перехода от сугубо теоретических научных подходов к практическому воплощению их в жизнь. Использование недревесной продукции - тоже коммерческие виды деятельности. Так мы хотим показать, что наука должна и может зарабатывать деньги. Наш институт узнали, к нам стали обращаться. А если вариться в собственном соку, писать отчеты и класть на полку - это никому не нужно, да и мы не будем получать удовлетворения от своей работы.
Кстати, Боровая лесная опытная станция, что под Бузулуком, недавно отметила 100-летний юбилей. Это говорит о том, что корни ВНИИЛМа еще глубже, чем мы привыкли считать. В 1934 г. сталинским приказом в Бузулукском бору запрещено активное ведение лесного хозяйства. Сейчас бор хотят сделать национальным парком. Там были найдены запасы нефти, но нефтедобыча также запрещена. Правда, уже существуют новые технологии, которые позволяют качать нефть без ущерба для природы за пределами бора. Но для начала нужно бы изучить, как изменится гидрологический режим в том районе при добыче нефти. И все-таки наша точка зрения такова, что Бузулукский бор должен как-то использоваться с отдачей для экономики. А то получается, что бор мы не рубим, нефть не качаем. И лес стареет, и нефть не идет на благо государству. Найти золотую середину - вот конкретная задача, стоящая перед наукой.
Не стоит забывать и об издательской деятельности института, особенно в последние три года. Институт выпускает не только рекламные буклеты, но и учебники - ежегодно порядка 70 наименований тиражом от 1 тыс. до 10 тыс. экземпляров. Мы не только издаем эти учебники: большинство их написано сотрудниками нашего института.
А возвращаясь к успехам, вот, хочется похвалиться: недавно мы получили золотую медаль ВВЦ за инновационную деятельность института. Также в этом году институт был признан лучшей научно-исследовательской организацией Московской области. Наградили нас дипломом, подписанным губернатором Б. В. Громовом, призом - золотым фениксом, символом возрождения. Это очень почетная награда, тем более что тягаться пришлось с такими серьезными сферами, как космос, оборонная промышленность. Вот такой подарок мы заслужили к своему 70-летию.
- От души поздравляю Вас с этими победами от себя лично и от редакции. Но ведь, как известно, такие трудолюбивые и целеустремленные люди, как Вы, на достигнутом не останавливаются. Чем собираетесь заниматься дальше?
- На сегодняшний день задача перед нами глобальная: чтобы во всей этой структурной перестройке наш институт не потерялся. Активно работаем с Федеральным лесным агентством, намечаем план приоритетных направлений на ближайшее время. Большинство вопросов связано с ведением лесного хозяйства в новых экономических условиях. Это и цены на древесину, и новые технологии ведения лесного хозяйства, вопросы экологии и радиоэкологии. Экономика и экология, как я уже говорил, - те приоритетные направления, на которые мы отдаем сейчас все свои силы. А как будем жить дальше - зависит от нас. Чем лучше сможем предлагать свои знания, тем больше возможностей находить людей, которые в них нуждаются, тем лучше для института и для научного прогресса в целом.
Беседовала Иветта КРАСНОГОРСКАЯ