Эксклюзив

Валентин Рещиков: пластика мифа и скульптурная форма реальности

Тот день, когда в одной из неприметных мастерских Петербурга мне внезапно открылся целый мир переплетающихся символов различных древних культур, был самым обыкновенным заснеженным отрезком городского времени, медленно исчезающим в таянии уходящей зимы. В светлой мастерской было удивительно уютно. От деревянных скульптур и полотен, выполненных в технике энкаустики, где-то внутри родилось ощущение природной тишины и глубинной мудрости. Здесь творит замечательный русский мастер, художник и скульптор, член правления Союза художников Санкт-Петербурга и заслуженный преподаватель Валентин Михайлович Рещиков.

Фотографии работ Валентина Рещикова см. в PDF-версии журнала, стр. 148–154

В созданных автором древесных пластических формах сочетаются языческие культы древних славян, обрядовая символика Древнего Египта, Византии и Африки, знаковость предметного мира первобытной культуры. Такой сложный культурологический сплав символов воплотился в объектах искусства благодаря усердному труду и чудодейственному воображению российского скульптора. Живая древесная пластика заключена в его произведениях в необычные объемные формы, подчиненные единому космическому ритму развития прошлого и настоящего человечества: «В творчестве меня всегда интересовало одно в одном, неразрывное гармоничное слияние форм в живой пластике деревянной скульптуры. Талантливый резчик подобен музыканту, и потому в одном произведении способен сочетать пластические материальные формы, соединив их, словно мелодические линии, в одной тональности».

Скульптуры Валентина Рещикова объемны и многомерны не только по своей необычной форме, но и по содержанию. Его произведения часто представляют собой выточенные из дерева многоплановые образные формы языческих божеств (Мокоши, Велеса, Купалы, Перуна, Ярила), обожествленных духов природы (берегинь, русалок, водяных, духов огня и плодородия, дождя и важнейших ритуалов), священных животных и птиц (быка Яр-Тура и журавлей). Знание истории, религии, искусства и ремесел позволили художнику соединить традиционную знаковую символику, украшавшую бытовые и культовые предметы (сосуды, вазы, скрижали, ритуальные украшения) с древнейшими очертаниями ритуальной скульптуры. В результате возникли абсолютно новые древесные формы. Валентин Рещиков − создатель новых культовых арт-объектов из дерева, в том числе знаменитых религиозных памятников на христианскую тему. В основе его творчества глубокое понимание духовной культуры Руси, с самого детства пустившей корни в сознании мастера через народные мифы, легенды и ритуалы. Глубина и образность его произведений в первую очередь проистекают из народных и традиционных религиозных обрядов родной деревни, впитанных с молоком матери и переданных ему прабабушкой-целительницей, дедом, который искусно владел мастерством печной кладки, и бабушкой-конюхом.

Руна крада. Стихия огня

Родная земля Валентина Рещикова − Мещера − широкая низменная равнина, простирающаяся в междуречье Оки и Клязьмы, на территории Московской, Рязанской и Владимирской областей. В мещерском Подмосковье множество рек (самая близкая нашему герою − Пра) и болот. Здесь находятся знаменитые каскады мелководных Мещерских озер, на берегах которых раскинулись сосновые боры и еловые леса. В заросших тростником и полных живности заливах живут любимые мастером журавли − умные и бдительные птицы, вдохновившие его на одну из известнейших деревянных скульптур под названием «М-ещё-Ра». Название работы, которое должно быть, понятно российскому читателю, было трудно постижимо для китайских коллег Валентина Михайловича. У этой удивительной формы скульптуры, украшенной священным оком Древнего Египта, есть китайский дубль, созданный мастером с помощником Чензой на Фестивале скульптуры в Китае.

Валентин Рещиков родился в 1954 году, через семь дней после Рождества Христова. В этот мир его приняла добрая прабабушка, которая слыла искусной повитухой. Семья была большая, патриархальная, но, несмотря на восемь детей, художник вспоминает, что никто никому не мешал, все были вместе, жили в гармонии и мире. Не то что сейчас, когда каждый молодой отпрыск современной семьи стремится как можно скорее отделиться от «непродвинутых» прародителей… Народные обряды русской деревни здесь были сохранены, включая глубочайший отпечаток языческих ритуалов. Именно в это время в сознание художника проникли и закрепились мифы и архетипы, которые он будет воплощать в дереве и на холсте на протяжении всей жизни. С улыбкой на устах вспоминает Валентин русскую баню по-черному, темное дерево «закопченных» с целью очищения деревянных порогов, углов, иконных обрамлений. Огненная стихия, приносящая космическую энергию и очищение, динамично передана в работе 1993 года под названием «Крада Великая». Такое ощущение, что художнику удалось заточить огненный поток в струящиеся в пространстве формы деревянной скульптуры.

Искусство вещее

В детстве Валентин любил наблюдать за волками, которые, прибегая из лесу в деревню, охотились на деревенских псов. Впоследствии Валентин Рещиков создаст из цельной древесины великолепную скульптуру волчицы с двумя таинственными наездниками на спине. Эта работа «Заклятие», в которой можно проследить даже африканский стиль изображения животного, увидела свет при весьма таинственных обстоятельствах.

Идея её создания родилась у художника в Москве, во время проведения выставки «Мир древности» в 1998 году. Накануне Валентину приснилось, что в соседнюю парадную его жилого дома с грохотом врезался серый «боинг». Газовую трубу прорвало, кругом паника и ужас. В отчаянии он звал мать, которой тогда уже не было в живых… О том, что на следующий день все это произошло в действительности (кровавые события 1998 года в Косово), художник услышал на следующее утро по радио в Центральном доме художника (ЦДХ). Так возникла мысль о «Заклятии» − воплощении величавой дикой «африканской» волчицы с двумя человечками на спине, взоры которых обращены ввысь с немым укоряющим вопросом. Волчицу художник вырезал из цельного куска дерева, остальные элементы были разработаны и склеены позже. Работа очень динамичная и способна оказать сильное эстетическое и психологическое воздействие на зрителя. Необычная пластика тела волчицы, устремленные вверх тела «космических наездников» подчинены единому ритму, пронизаны таинственной устрашающей магией.

В 1965 году семья художника переехала в город Чехов, где Валентин окончил среднюю школу, а после и Богородскую школу художественной резьбы по дереву в селе Богородское Сергиево-Посадского района Московской области − на родине богородской игрушки. Именно оттуда во время строительства Симферопольского шоссе мать привезла будущему мастеру древесину липы, из которой в 1997 году он создал скульптуру «Сретенье», ставшую духовным и творческим воплощением художественного вымысла с христианским уклоном. Как и «Заклятие», эта работа возникла в результате глубинных психических переживаний вселенской боли и утраты в сердце художника. И вместе с тем она может символизировать священную, чистую и радостную встречу с богом, дарующую силы и вдохновение. Два существа, две крылатые пластические формы, плавно и динамично перетекающие друг в друга, направляют внутренний взор зрителя в небо, в самые чистые сферы. Работа «Сретенье» «увидела свет» в современном выставочном зале под Лувром, в Париже, а также на некоторых других выставках Валентина Рещикова.

Всю жизнь художника пронизывает незримая линия знаковых событий, напрямую связанных с творческими этапами, ведь истинный творец способен изменить реальность и осуществить божий промысел через свой божественный дар. В 1993 году на свет появляется «Поэма о смерти». На этот раз создание работы синхронизировано со смертью дедушки художника. Два божественных существа, слитых воедино, становятся «Поэмой о смерти» любимого человека, поэмой утраты глубинного космического начала.

Изобретая невидимое

С 1984 по 1991 год художник обретает творческое пристанище и второе рождение в стенах знаменитой питерской «Мухи», которая с 2006 года носит название Художественно-промышленной академии имени барона А. Л. Штиглица. Здесь художник находит свою любовь и впоследствии дает начало великолепному языческому циклу деревянных скульптур. «В любом искусстве заложено музыкальное начало, точнее сказать, музыкальный ряд, − объясняет Валентин Рещиков за чаем. − Подобно тому, как существуют большая и малая музыкальные формы, в скульптуре также есть большая, средняя и малая формы. Только в руках скульптора не музыкальные инструменты, а пластика материала, то есть форма, объем, дыры, сочетание формы, объемов и дыр…»

Срок создания работы зависит прежде всего от вдохновения. Скульптуру можно сделать как за три дня, так и за три года… Излюбленные виды древесины − медоносная мягкая липа, сосна, ясень, тополь. Основные арт-объекты мастера выполнены только из дерева, есть как цельные, так и пустотелые. Синтез древесины с разнородными антиязыческими по духу материалами наподобие стекла или металла − редкий случай в творчестве художника, и лишь при оформлении заказных работ.

После того как скульптура появилась на свет, в силу вступает другой важнейший аспект творчества: формирование осмысленного выставочного пространства для скульптур, правильной экспозиции. Эта функция в мире музыки приравнивается к дирижерской: расположение, декор, дизайн и освещение работ − факторы, без которых ни одно скульптурное произведение не сыграет знаменитый ноктюрн на флейте зрительских душ.

Скульптуры Валентина Рещикова необычны не только своеобразной ритуальной знаковостью, но и слиянием двух или трех пластических форм в одну. Скульптуры языческого цикла представляют собой воплощенные в дереве три космических мировых уровня: ад, сферу обитания человека и небеса, или, если угодно, низший и высший миры, между которыми находится сфера перехода − сфера обитания человека.

В основании скульптур Валентин Рещиков часто помещает форму, напоминающую древний сосуд или горшок, заимствуя таким образом мифологическую интерпретацию одной из форм первобытной материальной культуры. Далее новые пластические формы возникают в пространстве, тесно переплетаются, и… рождается ритуальный танец.

Работы Валентина Рещикова обладают особым качеством пространственности, и для полного проникновения в тайный мир художника обязательно нужно посмотреть их со всех сторон. Так можно будет понять живой язык пластичных форм дерева.

Стихия воды. Бабушка-берегиня

Помимо деревянной скульптуры, Валентин Рещиков работает и в технике энкаустики − живописи красками, замешенными с воском. Валентин использует так называемый жирный способ приготовления красок.

В этой технике написана работа «Отражение», в которой художник передал пласты своего детского мифологического мышления, связанного с легендой о церкви, что затонула на дне Белого озера, недалеко от реки Пра. История работы уходит корнями прямо в прабабушкину сказку о Белом озере в сосновом бору в Мещере.

В 1992 году Валентин Рещиков сделал уникальный деревянный крест, который был установлен у Чудского озера, там, где проходило Ледовое побоище. Пятиметровое творение мас­тера транспортировали при помощи вертолета. В качестве постамента для креста использовали камни, которые, возможно, были свидетелями битвы войска Александра Невского. По древнерусской традиции крест установили у дороги, ведущей к храму. Теперь это место посещает множество паломников; по праздникам здесь совершается крестный ход.

Памятный крест − это не единственное произведение Валентина Рещикова, носящее культовый характер. В 2000 году он создал четыре скульптуры для храма св. Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

Сейчас Валентин в гармонии с собой, открыт внешнему миру и, как всякий талантливый творец, уверенно следует по пути духовного и творческого развития, реализуя ещё один свой божественный дар − преподавателя-скульптора в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Ученики (которые должны сами заявить о том, что считают себя учениками своего мастера) − необходимая переменная наполненного творчеством и любовью к людям мира Валентина Рещикова, о них он отзывается тепло, как отец: «Приятно видеть, когда твой ученик показал именно тот результат, который соответствует его максимальным способностям. Сейчас молодежь уверена в себе до космических пределов. И часто талантливые ученики, способные быстрее других выполнить задание, не проявляют должного усердия, не ощущают правильной погруженности" в искусство. Так, они демонстрируют хорошие работы, но не те, на которые по-настоящему способны их руки и сердца».

Новые планы художника связаны с экспериментами над стилем и материалом в технике энкаустики, которая, несмотря на древность, не пользуется большой популярностью в России (об этом подробнее читайте в следующей статье – «Жизнь образа за пленкой восковой).

Ольга ТРОСКОТ

Персональный веб-сайт Валентина Михайловича Рещикова:
www.mitho.narod.ru
e-mail: misterria@mail.ru