Школьное лесничество
В прошлом номере нашего журнала мы рассказывали о конкурсе школьных лесничеств. А теперь о том, как они работают. Для этого предлагаем вам побывать с нашим корреспондентом на самом краю Ленинградской области, в поселке Климово Бокситогорского района.
«Я даже не помню, с чего оно началось, - рассказывает заместитель начальника ФГУ «Ленсельлес», в недавнем прошлом директор Бокситогорского сельского лесхоза, кандидат сельскохозяйственных наук А. В. Кудряшев. - Наверное, школьное лесничество началось... с помощи школе. Дело в том, что после перестройки в деревне Климово совхоза практически нет, предприятий - тоже, так что руководству школы не к кому было обратиться с просьбой о помощи в ремонте, выделении средств на проведение мероприятий для детей. Вот руководство школы и вышло на меня.
С тех пор и повелось: то мы туда красок дадим, то досок для ремонта - в основном, помощь была материальная. А потом мы задумались: народу в Климове живет много, места очень красивые, не случайно в верховьях Тихвинки и по берегам рек Чагода и Соминка стояло множество помещичьих усадеб.
Коренное население, в основном карелы, - народ серьезный, ответственный. Вот мы и предложили, давайте, мол, организуем в Климове школьное лесничество. Администрация нас поддержала. Ребята вступали в школьное лесничество с удовольствием. Так вот работа и пошла.
Мы понимаем, что после окончания школы в лесное хозяйство из тридцати человек пойдут работать два-три. Но остальные будут знать лес, любить его и никогда не допустят того, чтобы ему нанесли вред. Сейчас в лесничестве занимаются 30 пацанов и девчонок. Пройдет 10 лет - через школьное лесничество пройдут 300 человек. И это будут те люди, которые не бросят в лесу окурок, не оставят горящий костер, не разорят муравейник, не свезут в лес бытовой мусор. Такими они будут воспитывать и своих детей. Тогда, может, через десять-пятнадцать лет у нас в стране изменится отношение к лесу, природе, экологии. Были бы школьные лесничества в каждом районе Ленинградской области, по всей России, лучше было бы всем нам, потому что главная задача школьных лесничеств - научить детей понимать и любить лес, родную природу, свою Родину».
Когда лесничество открывали, Анатолий Васильевич пригласил в Климовскую сельскую школу, расположенную почти на границе с Вологодской областью, маститых ученых из Санкт-Петербургского научно-исследовательского института сельского хозяйства. К ребятам приехали академик В. К. Константинов и доктор биологических наук Ю. А. Фролов. Около двух часов беседовали ученые с ребятами, рассказывая им о лесе, об исследованиях, проводимых там сотрудниками их института и Санкт-Петербургской лесотехнической академии...
И ребята поняли, что лес - это не просто множество деревьев, ягоды, грибы, увлекательные прогулки. Лес - это живой организм, живущий по своим законам, неиссякаемый источник познания, а может быть, и их будущей работы.
Кто хочет сейчас поработать на благо леса? Все! Так 15 марта 2001 года стало днем рождения Климовского школьного лесничества.
«И тут началась такая интересная жизнь! - вспоминает ученица одиннадцатого класса Иванна Кинтушева. - Перво-наперво, нам сшили прекрасную форму. Мы с подружкой, Маринкой Афанасьевой, готовы были в ней ходить целый день и даже спать, до того она нам понравилась! Потом нам прививки сделали от энцефалитного клеща. И мы поняли, что отношение к нам самое серьезное, работа в школьном лесничестве - не какая-то игра, а взрослая жизнь.
К началу лета построили теплицу, за ней - еще две. Там мы сейчас выращиваем сеянцы дуба, туи и триплойдную осину, которую нам привезли из Санкт-Петербурга в пробирках: микрорастения находились в питательной среде, похожей на желатин. Помощник лесничего Тамара Анатольевна Лебедева доставала их пинцетом из пробирок, а мы сажали в мешочки с почвой, а потом - в теплицы.
Нам рассказывали, что это необыкновенная осина, которая очень быстро растет, не поддается гниению. И действительно, деревца росли не по дням, а по часам. Осенью мы высадили их около теплиц в открытый грунт. У них была мощная корневая система, так что мы просто замучились, выкапывая их в теплице из земли. Можно представить, какими будут эти осины через 30 лет! Никто и не поверит, когда я расскажу, что мы высаживали их из пробирок!».
Светлана Анатольевна Ефимова, которой руководство школы поручило заниматься школьным лесничеством, преподает биологию и химию. Но не только это определило выбор кандидата на работу с юными лесоводами. Светлана Анатольевна - из местных, сама оканчивала эту школу, но самое главное то, что она дочь первого лесничего Озеровского лесничества Анатолия Дмитриевича Новожилова, которого до сих пор в этих краях считают образцом беззаветной преданности лесу. Свою любовь он и дочери передал, и своему ученику Анатолию Александровичу Лебедеву, который сменил его на посту лесничего.
Не чудо ли, не подарок ли судьбы, что эти люди стали у истоков школьного лесничества? Они да С. В. Рыжова - инженер по лесосырьевым ресурсам Бокситогорского сельского лесхоза. Ей А. В. Кудряшев поручил заняться теоретической частью этой работы. Совместно с Анатолием Васильевичем Светлана Владимировна разрабатывала положение о школьном лесничестве, составляла теоретическую программу.
Прошлым летом у ребят было дел невпроворот. Под руководством Светланы Владимировны они забивали теплицы землей, сажали осину и целое лето за ней ухаживали. А это было очень нелегко: вовремя теплицы открыть, вовремя закрыть, через каждые три часа сеяцы полить.
Организовали дежурство. А. А. Лебедев помогал с доставкой воды, постоянно контролировал работу, хотя у ребят выбран свой главный лесничий, помощник главного лесничего и лесники - те мальчишки и девчонки, которые пользуются у ребят особым уважением.
Зимой, в основном, изучали теорию. Надо отдать должное составителям программы: она представляет собой мини-курс обучения в лесном техникуме и дает полное представление о лесном хозяйстве для точного ее понимания подростком. Может быть, Светлана Владимировна ориентировалась на своего десятилетнего сына, а Анатолий Васильевич еще не забыл, как его дочь занималась в Детском экологическом центре. К тому же в качестве преподавателей они пригласили работников Бокситогорского лесхоза, которых отличают не только глубокие знания темы, но и любовь к своему делу, умение заинтересовать, рассказать доходчиво и красиво. Так постоянными собеседниками членов школьного лесничества стали Е. П. Смирнов, А. А. Лебедев, Г. С. Белая, Л. П. Прохорова, С. В. Рыжова.
Ну а как вам нравятся темы «Человек в лесу», «Государственная лесная охрана», «Леса России. Зональное деление», «Систематика в дендрологии», «Рассказы о породах деревьев и кустарников», «Селекция. Лесосеменные плантации», «Все виды рубок», «Враги леса. Борьба с ними» и т. д.? Кроме теории были и поездки, например, в музей леса Лисинского лесного колледжа, куда, кстати, многие члены школьного лесничества собираются нынче поступать. В планах поездок этого года - энтомологический музей Санкт-Петербургской лесотехнической академии, Ботанический сад, лесосеменная плантация Тихвинского лесхоза.
Члены школьного лесничества и сами проводят в своих классах беседы о лесе, различные мероприятия с «лесной» тематикой. В марте ребята организовали праздник «Люди труда», посвященный работникам Озеровского лесничества, с которыми они тесно сотрудничают, особенно с А. А. Лебедевым, заслужившим уважение и восхищение у школьников. А как воспринимает их он? Общение с ребятами - это обуза или удовольствие?
Анатолий Александрович посмеивается: «Смотря с какой точки зрения это оценивать. Если с чисто производственной, то школьное лесничество для меня - обуза. Если по-человечески, то дело нужное. У меня характер такой: я все новое воспринимаю сразу. Мне интересно. Ребятам интересно. Но надо держать в школьном лесничестве свободного взрослого человека, специалиста, который бы с ребятами занимался постоянно, внедрял все лучшее, что есть у других. Вот, например, я знаю, что сейчас в Соминской школе есть такое же лесничество. Там со школьниками занимается бывший лесничий Важанского лесничества А. К. Бабарика. Мечтаю с ней встретиться, поговорить, обменяться опытом».
«Человека можно заставить выполнить какую-то работу, - утверждает А. В. Кудряшев. - Но нельзя заставить сделать ее с душой. Это зависит только от самого человека: интересно ему то, что он делает, нравится или нет. Как пробудить этот интерес?
В Бокситогорском сельском лесхозе разрабатываются три научных темы: «Выращивание триплойдной осины», которой здесь занимаются второй год; «Облесение отработанных рудников», где посажено более четырех гектаров леса; «Обследование насаждений, которые ранее произрастали в помещичьей усадьбе в Климове». Школа стоит на территории бывшей барской усадьбы. Сейчас только аллея от нее осталась да редкие для этой местности деревья. Есть идея сделать на этой территории дендрарий. Ребята под руководством своих наставников уже начали его закладывать. Вырубили и выкорчевали дикие яблони, поросль осины, подготовив площадку для дендрария. Только сосны оставили, как представителей этой местности. Там пород много: дуб, липа, акация, вяз, калина и другие. Они там растут много лет и прекрасно акклиматизировались. Мы хотим сделать инвентаризацию, чтобы ученые Лесотехнической академии дали рекомендацию, как эти деревья размножать: семенами, черенками, отводками, прививками.
После этого, по их рекомендациям, в Климове построят теплицы. А работать в них будут ребята из школьного лесничества. Теоретически они для этого уже подготовлены. Кроме посадки надо вести наблюдения, заполнять дневники. Школьники будут измерять в теплицах влажность, температуру и все, что полагается.
Когда ведешь наблюдение, через какое-то время можешь сказать, правильно или неправильно что-то делал. Всю информацию в голове удержать невозможно. Система лесного хозяйства рассчитана на то, что мы за какой-то период работы, будь то 20 - 30 лет и более, можем поднять документы и разобраться, что делали правильно, а что нет. Поэтому я настаиваю на том, чтобы работники лесхоза и члены школьного лесничества записывали то, что делают! Книга лесных культур, книга ухода есть в каждом лесхозе и у всех лесничих. Это система, отработанная десятилетиями. Я пытаюсь это объяснить ребятам: сделали посадки - запишите в книге, через какое расстояние, в какое время, какая была погода. Все это очень важно для лесовода. Через десять-пятнадцать лет тот, кому это потребуется, посмотрит, сделает выводы и мысленно скажет спасибо тому, кто донес до него необходимую для блага леса информацию. И очень хочется, чтобы на месте этого человека был специалист лесного хозяйства, который начинал свою деятельность в школьном лесничестве».
Эту мечту о продолжении своего дела Анатолий Васильевич четко обосновал в «Положении о Климовском школьном лесничестве»: «Особо отличившимся выпускникам школы выдаются характеристики и рекомендации для поступления на работу в лесное хозяйство или учебу в лесохозяйственные вузы, техникумы и колледжи».
Лариса Виноградова