Перспективные зоны роста российского лесного хозяйства
Наведение порядка в российском лесном хозяйстве (обеспечение высокого уровня охраны от пожаров и лесонарушений, качественного воспроизводства лесных ресурсов, защиты от вредных организмов и т. д.) требует весьма значительного финансирования - по самым скромным оценкам, 100-150 млрд руб. в год в течение длительного времени, даже при условии эффективного расходования этих средств.
Для сравнения: по данным Федерального казначейства РФ, совокупные расходы консолидированного бюджета Российской Федерации (федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) на лесное хозяйство составили в 2013 году 43,6 млрд руб. При том, что поступления от платы за использование лесов в консолидированный бюджет составило всего 21,7 млрд руб. Нынешнее финансовое положение российского лесного сектора не позволяет рассчитывать на существенное увеличение лесных доходов государства, а положение дел в государстве не оставляет надежды на рост некомпенсируемых бюджетных расходов.
Из этого следует вполне очевидный вывод: денег на то, чтобы ликвидировать разруху и навести сколько-нибудь приемлемый порядок сразу во всем лесном хозяйстве и во всех лесах страны, нет, и в обозримом будущем не предвидится (скорее следует опасаться сокращения финансирования, чем его увеличения). Очевидно, что рассчитывать на наведение порядка можно только в определенных секторах лесного хозяйства, убедив руководство страны и общество в целом, что именно эти секторы заслуживают в приоритетном порядке дополнительного финансирования и иных мер поддержки или, возможно, перераспределения имеющихся ресурсов лесного хозяйства в их пользу. Таких секторов, которые могут рассчитывать на серьезное развитие даже при крайне неблагоприятном положении дел в стране и в лесном секторе в целом, по меньшей мере три.
Лесопарковое и близкое к нему хозяйство в окрестностях мегаполисов и в других густонаселенных регионах страны
Для жителей больших городов и сильно урбанизированных районов лес с течением времени имеет все меньшее значение как источник материальных благ или место работы, но все большее - как важнейший элемент природной среды, который очень хочется сохранить. Многочисленные выступления горожан в защиту лесных массивов от разорения и застройки, большое количество добровольцев, готовых тушить пожары и убирать мусор в этих лесах, показывают, насколько городские и пригородные леса дороги горожанам. Повышенный интерес жителей больших городов к проблемам окрестных лесов уже вынуждает органы государственной власти изыскивать большие дополнительные средства на содержание этих лесов. Например, на лесное хозяйство в Московской области в последние годы выделяются беспрецедентные по меркам российского лесного хозяйства деньги. Но если разделить эти деньги на количество жителей столичного региона, то на каждого придется всего около 150 руб. Представляется, что очень многие москвичи и жители Подмосковья готовы были бы пожертвовать гораздо большими деньгами или временем, затраченным на охрану окружающей среды, чтобы жить в окружении здоровых, ухоженных и защищенных лесов. Пока у большинства жителей крупных городов и пригородов такой возможности нет (ни напрямую, ни через налоги или каким-либо иным косвенным способом), но такие механизмы могут быть созданы - это лишь вопрос времени. Впрочем, даже если они не будут созданы, органам государственной власти и органам местного самоуправления с течением времени придется тратить все больше денег и усилий на содержание городских и пригородных лесов. Такие леса - это очевидная зона роста российского лесного хозяйства, если не прямо сейчас, то хотя бы в обозримом будущем.
Безопасность, защита людей от неблагоприятных воздействий лесных пожаров и других ЧС в лесах
Лесные и торфяные пожары в той или иной мере затрагивают всех жителей нашей страны: даже тем, кто живет очень далеко от ближайшего леса и почти никогда в лесу не бывает, в жаркие и особо пожароопасные годы приходится дышать дымом, вредным для здоровья. По мере нарастания масштабов разрухи в лесном хозяйстве, увеличения доли бесхозных и беспризорных сельских территорий, изменения климата, катастрофические пожары, приводящие к задымлению больших территорий, становятся все более обычным явлением. Дым от лесных и торфяных пожаров вызывает беспокойство значительной части населения страны, что вынуждает органы власти изыскивать значительные средства на предотвращение огненных катастроф в лесах. Пока эти средства в основном расходуются неэффективно - на проекты с большим рекламным бюджетом (например, Бе-200) или «распильным» потенциалом (например, на обводнение торфяников). Но рано или поздно всем станет ясно, что такой подход неэффективен, и деньги надо тратить на восстановление надежной наземной системы охраны лесов и торфяников, на возрождение системы борьбы с лесными пожарами. Этот сектор лесного хозяйства тоже очевидная зона его роста.
Биоэнергетика, децентрализованное использование древесного топлива для муниципальных нужд
Ресурсы ископаемых видов топлива (газа, нефтепродуктов, угля), используемых в том числе для нужд местной энергетики, исчерпаемы и обходятся потребителям с каждым годом все дороже. Кроме того, при использовании этих видов топлива основная часть средств, затрачиваемых на отопление и электроснабжение небогатых лесных и сельских районов, расходуется не в этих районах, а очень далеко от них - в районах добычи нефти, газа и угля, значительные суммы тратятся на транспорт. С течением времени заинтересованность органов местного самоуправления и муниципальных организаций энергетического сектора в использовании местных, дешевых и возобновляемых источников энергии (ВИЭ) неизбежно будет расти. Одним из ВИЭ является древесина, причем накопленные запасы и ежегодный прирост низкосортной древесины позволяют обеспечить потребности всех муниципальных котельных страны в топливе без ущерба для окружающей среды (а вернее - с положительным эффектом, за счет замены невозобновляемых источников энергии возобновляемыми). Переход на древесное топливо позволяет отчасти решить еще одну важнейшую проблему сельских районов - создать некоторое количество новых рабочих мест. По мере исчерпания запасов нефти и газа и роста цен на них многие муниципальные образования будут просто вынуждены переходить на использование местного топлива, основным видом которого в большинстве лесных районов является низкосортная древесина - и это тоже может стать зоной роста лесного хозяйства.
Алексей ЯРОШЕНКО,
руководитель лесного отдела Гринпис России
forestforum.ru