Культура потребления продукции из древесины в России
Повышение эффективности работы предприятий на внутреннем рынке
Вектор развития промышленного производства древесных материалов крупными и средними предприятиями сегодня явно ориентирован на экспорт. За исключением древесно-стружечных и древесноволокнистых плит, от 50 до 90% выпускаемых отраслью продуктов деревообработки экспортируется в виде древесных материалов, степень обработки которых невысока.
В этой ситуации предприятия ЛПК зависят от экспортных пошлин и курсов валют, а также вынуждены работать по нормативным документам, не соответствующим ГОСТам и требованиям внутренних стандартов страны. При этом объемы потребления продукции ЛПК на внутреннем рынке почти не меняются, что может быть связано с низкой культурой потребления материалов из древесины при индивидуальном использовании, ненадлежащим качеством этих материалов и нежеланием малых предприятий осуществлять глубокую переработку древесины.
В результате реализации продукции на внешних рынках значительно уменьшаются объемы глубокой переработки древесины на отечественных производствах и снижается добавочная стоимость продукции. Повышение эффективности лесопромышленного комплекса, как показывает пример Китая, возможно за счет развития потребления обработанной древесины внутри страны. Сегодня внутреннее потребление обработанной древесины в нашей стране развивается крайне медленно, в том числе по причине низких требований к продукции деревообрабатывающих производств со стороны потребителей, не имеющих большого выбора из ассортимента производимой продукции. Крупные и средние предприятия, выпускающие продукцию высшего сорта по российским и зарубежным стандартам, не заинтересованы в розничных и мелкооптовых поставках товаров на внутренний рынок и предпочитают продажу материалов на экспорт (табл. 1).
продукции в РФ в 2012 году
Мелкооптового и розничного потребителя-россиянина отличает низкая культура потребления материалов из древесины, а также отсутствие понимания того, какие требования к древесине должны предъявляться в зависимости от вида конечной продукции. Это происходит потому, что в торговых сетях зачастую представлен ограниченный выбор древесных материалов и изделий, в основном изготовленных на малых предприятиях, где используются устаревшие технологии и оборудование. Именно по представленным в розничных сетях образцам товаров покупатель делает вывод о целесообразности использования материалов и изделий из древесины в жилищном строительстве, а также в декоративных целях. К сожалению, продаваемые на розничном рынке РФ древесные материалы значительно уступают по потребительским свойствам аналогичным товарам, выпускаемым за рубежом. Покупая продукцию из древесины, отечественный потребитель исходит из убеждения, что в результате технологического процесса изготовлены товары, не нуждающиеся в дополнительной обработке, и свойства их не зависят от расположения предприятия и рынка сбыта, что не всегда соответствует действительности. Так, например, под пиломатериалами в РФ понимают получаемую при пилении продукцию из древесины, имеющую как минимум две плоскопараллельные стороны и высушенную до транспортной влажности. На рынках Европы под пилопродукцией понимают полученные в результате пиления материалы из древесины, с сечением четырехугольной формы, высушенные до заданной влажности, строганые и рассортированные по прочности в соответствии со стандартом EN 338-2009. Причем на поверхность всех пиломатериалов должны быть нанесены сведения о прочности и сорте (рис. 1).
Рис. 1. Маркировка пиломатериалов с использованием
оборудования компании Limab
С другой стороны, предложив потребителю высококачественную продукцию из древесины, изготовленную по зарубежным стандартам, отечественные предприятия зачастую сталкиваются с проблемой низкого спроса. Частные покупатели и малые предприниматели не могут закупать пиломатериалы в малых объемах напрямую на предприятиях отрасли, поскольку производители не всегда заинтересованы в мелкооптовой торговле. Кроме того, потребитель в большинстве случаев просто не осознает значимость гидротермической обработки, сортировки пиломатериалов по механическим характеристикам и их защитной обработки, а также того, что эти операции являются обязательными при использовании древесины в строительстве. Такая ситуация приводит к тому, что при выборе продукции покупатель ориентируется только на ее цену.
Большое количество нормативных документов в РФ, а также наличие собственных ТУ предприятий затрудняет понимание потребителем необходимости выполнения предприятиями комплекса технологических операций при производстве материалов из древесины, которые могут быть использованы в строительстве и эксплуатироваться в течение всего жизненного цикла строения.
Все это приводит к снижению доверия массового покупателя к древесным материалам и падению спроса на них. Покупая на открытом рынке пиленые пиломатериалы естественной влажности, изготовленные в основном малыми предприятиями в соответствии с ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия», потребитель уверен в их качестве. В понимании потребителя такие пиломатериалы подходят для изготовления из них строительных конструкций без проведения дополнительных технологических операций. При этом если из таких пиломатериалов (которые, по сути, являются не готовыми изделиями, а заготовками, не подвергавшимися сушке, строганию и защитно-декоративной обработке) будут изготовлены какие-либо столярно-строительные изделия или элементы зданий или сооружений, с большой долей вероятности может произойти их разрушение в процессе эксплуатации. Разрушение изделий, изготовленных из цельной древесины естественной влажности, обусловлено усушкой древесины в процессе эксплуатации, что влечет уменьшение их линейных размеров и изменение формы. Кроме того, хранение и эксплуатация сырых пиломатериалов при температуре воздуха выше 4°С может привести к поражению древесины, выраженному в изменении окраски и появлении гнилей. Именно поэтому к пиломатериалам предъявляются требования по влажности, в соответствии с которыми предприятия должны выполнять сушку пиломатериалов либо до транспортной влажности (если они предназначены для реализации и хранения), либо до определенной технологической влажности, уровень которой определяется условиями эксплуатации готовых изделий.
Без знания особенностей древесины как природного материала потребителю не всегда ясно, почему нужны те или иные технологические операции, которые, по его мнению, только увеличивают конечную стоимость изделий из древесины.
В качестве примера можно привести технологический процесс изготовления таких обшивочных материалов из цельной древесины, как вагонка, блок-хаус и т. д.
Вышеозначенные строительные материалы из цельной древесины должны вырабатываться из центральной части пиловочника, влажность которой ниже влажности заболони. Малые предприятия, в стремлении сэкономить, зачастую покупают на лесопильных заводах выпиленную из заболонной части бревен пилопродукцию, которая продается по сниженной стоимости. Такие пиломатериалы, полученные из сбеговой части бревна, как правило, небольшой длины и за счет строения древесины характеризуются невысокой биостойкостью. У таких пиломатериалов в процессе эксплуатации происходит выпадение сучков, а также коробление, в результате у потребителя складывается негативное отношение к древесине как к строительному и обшивочному материалу.
Подобная ситуация наблюдается на многих выпускающих материалы и изделия из массива древесины малых предприятиях ЛПК, где контроль качества продукции выполняется только визуально и в соответствии лишь с несколькими нормативными документами, в которых не учтены всеобъемлющие требования к характеристикам конечного изделия.
Неудивительно, что стоимость деревянного дома на рынке, а также цены на материалы из древесины для его изготовления могут отличаться у разных производителей в разы. При этом почти все производители деревянных домов, как типовых, так и изготавливаемых по индивидуальным проектам, приводят убедительные доказательства качества используемых материалов, изготовленных по требованиям ГОСТов, но не всегда указывают требования, содержащиеся в сводах правил (СП) и СНиПах. Требования СНиПов и СП к древесным материалам жестче, чем в ГОСТах, поскольку эти нормативные документы регламентируют свойства древесины в процессе эксплуатации несущих и стеновых элементов жилых и производственных зданий, требующих повышенной надежности. Потребители не всегда понимают различия между этими документами, которые, по сути, совокупно применяются только на крупных и средних предприятиях. Следствием такой ситуации часто является несоответствие физико-механических характеристик используемых древесных материалов требованиям строительных норм, о чем рядовой покупатель может даже не задумываться.
Не зная этих требований и технологии изготовления древесных материалов с высокими физико-механическими свойствами, большинство потребителей выбирают товар невысокой стоимости. Долговечность дома, построенного из древесных материалов, не соответствующих требованиям СНиП и СП, не может быть обеспечена. Как правило, при возникновении проблем, связанных с эксплуатацией древесных материалов в строительстве, потребитель очень часто отказывается от таких материалов в дальнейшем, делая выбор в пользу менее экологичных железобетонных конструкций и других материалов.
Без понимания назначения технологических операций обработки древесины у потребителя создается представление, что древесные материалы отличаются друг от друга не влажностью и физико-механическими свойствами, которые отличаются даже в рамках одной породы, а только линейными размерами и формой поперечного сечения. Эта проблема усугубляется тем, что отечественные предприятия производят древесные материалы разной степени обработки, имеющие похожие названия, но значительно различающиеся по эксплуатационным характеристикам. Так, например, под видом пиломатериалов камерной сушки может осуществляться продажа пиломатериалов влажностью 8, 10, 12, 14, 16% и выше.
Рис. 2. Проект деревянного многоэтажного дома на 181
квартиру в пригороде Хельсинки (компания Rakennusliike
Roponen
Рис. 3. Семиэтажное деревянное здание в Берлине
Soderhamn Eriksson. Оборудование для лесопильных
производств
Увеличение объемов производства и реализации древесных материалов внутри страны не может быть обусловлено только повышением качества и объемов выпускаемой продукции крупными предприятиями. Необходимо добиться изменения подхода к оценке качества предлагаемой пилопродукции, прежде всего со стороны крупных и средних производителей. В информации, которую они размещают в прессе и электронных СМИ, как правило, указываются только достоинства продукции и определенный ГОСТ и не указываются никакие требования к влажности древесины и условиям эксплуатации изделий из этой древесины. Рекламные кампании некоторых производителей основаны на сравнении свойств их продукции с продукцией конкурентов и не указывают обязательные этапы технологического процесса. Показательным примером такой недобросовестной конкуренции является реклама клееного бруса, в которой производители подчеркивают вид используемого связующего и приводят недостатки клеев, используемых конкурентами, что в результате приводит к общему снижению интереса потребителя к этому виду продукции. Вот еще пример. Некоторые производители указывают на недостатки продукции конкурирующих компаний, выпускающих изделия из массива древесины большого сечения, но не приводят аргументированных доводов в пользу использования в строительстве клееных деревянных конструкций, отличающихся большой формоустойчивостью и возможностью изготовления элементов большой длины, в том числе криволинейной формы. Для крупных предприятий такая информация не важна, поскольку технологический процесс производства на них контролируется собственными ОТК, а ориентация на крупных потребителей подразумевает наличие у специалистов этих предприятий специальных знаний в области использования древесины.
При изготовлении продукции на малых предприятиях нередки отклонения от технологии производства, что влечет снижение сорта и изменение уровня влажности, требования к которым также не указываются в рекламных материалах. В результате частные потребители могут приобрести одноименную продукцию, существенно различающуюся по эксплуатационным характеристикам.
Поскольку обычный покупатель не обязан знать всех требований СНиП, а производитель не упоминает о свойствах пиломатериалов и их различиях при продаже, то при несоответствии свойств ожиданиям древесина не будет восприниматься как прочный и надежный материал, который должен использоваться в строительстве.
Активное применение в России современных древесных материалов, которые давно и успешно используются в многоэтажном деревянном домостроении индустриально развитых стран (рис. 2, 3) - LVL-бруса, CLT, XLAM, CIP-панелей, - сдерживается отсутствием у потребителей сведений о свойствах этих материалов. Кроме того, строительство в России многоэтажных деревянных домов заводского изготовления сегодня запрещено нормами пожарной безопасности, согласно которым нельзя возводить деревянные дома высотой более двух этажей. Использование современных древесных материалов, защищенных антисептиками и антипиренами, позволило пересмотреть эти нормы в европейских странах, увеличить потребление древесных материалов и существенно снизить стоимость жилых зданий.
Отдельно необходимо сказать о квалификации менеджеров торговых компаний и особенно продавцов-консультантов, работающих в сетевых магазинах и гипермаркетах. Сведения об ассортименте имеющихся в продаже материалов, требованиях к эксплуатации и различии видов древесных материалов индивидуальный потребитель получает именно от них. При низкой квалификации менеджеров потребитель рискует приобрести древесные материалы, которые не подходят ему по условиям эксплуатации, например вагонку для внутренней обшивки дома влажностью 16-18%, которая предназначена для наружной обшивки строений, хотя визуально ее трудно отличить от вагонки, предназначенной для оформления интерьера.
Совершенствование ГОСТ, СП и прочих нормативных документов способствует повышению качественных характеристик, а также долговечности материалов и изделий из древесины, однако введение дополнительных испытаний и ужесточение требований к древесным материалам увеличивают их стоимость. Без повышения культуры использования материалы и изделия из массива древесины и впредь будут востребованы в основном на зарубежных рынках, а российские потребители для строительства и ремонта будут приобретать другие материалы. Крупным производителям необходимо увеличивать объемы и номенклатуру продукции, отвечающей всем отечественным и международным стандартам и продающейся через розничные сети, расширять ее ассортимент и указывать эксплуатационные характеристики материалов. Необходимо не только информировать потребителей посредством рекламных материалов о привлекательных характеристиках и свойствах продукции, но и указывать техническую информацию, позволяющую определить назначение, область применения и качество продукции.
Александр БЫКОВ