эVOLVOлюция леспрома России
В России больше лесов, чем в любой другой стране мира. Площадь, занимаемая нашими лесами, превышает площадь США. При этом ведение лесного хозяйства в РФ организовано гораздо лучше, чем в других странах третьего мира, например в Бразилии, где площадь тропических лесов составляет 16% мировых запасов. Большинство российских лесов состоит из деревьев хвойных пород (таких как лиственница, ель и сосна). Здесь также присутствует береза, представляя лиственные породы. Во времена Советского Союза при плановом хозяйстве лесная отрасль стремительно национализировалась и развивалась.
После постсоветского десятилетнего периода, когда произошел значительный спад в экономике, зарубежный спрос на российские высококачественные лесоматериалы был настолько высоким, что именно он стал основным фактором возобновления роста лесной промышленности страны. Один из общенациональных центров лесных хозяйств находится в отдаленном Ханты-Мансийском округе, с восточной стороны Уральских гор, в азиатской части России. Хотя регион и богат древесиной, лесная промышленность, несомненно, приносит прибыль благодаря логистическим возможностям доставки её продукции на рынок. Ближайшим соседом этого региона является Казахстан − он расположен на расстоянии 2000 км к югу, а Москва удалена на 4800 км.
В центре района расположен город Советский. Его в 1932 году основала бригада лесорубов, которая высадилась с только что построенной Транссибирской железной дороги, чтобы начать процесс организации лесного хозяйства. Единственными людьми, которые побывали раньше на этой богом забытой земле, где зимние температуры опускаются до - 50 єC, были преступники, сосланные на каторжные работы. В этом году Советский празднует свою 75-ю годовщину. Этот город в настоящее время является базой ООО «Лесопильные заводы Югры», одного из крупнейших обработчиков древесины в стране. Производственные участки разбросаны в радиусе 175 миль от Советского. Чтобы побывать на всех участках, надо преодолеть расстояние в 1100 км. «Лесопильные заводы Югры» полностью принадлежат Ханты-Мансийскому округу, обеспечивая его не только рабочими местами, но и притоком немалых денежных средств.
При таком большом объеме природных богатств нет необходимости в ограниченном их использовании. «Мы не выкорчевываем лес, − говорит директор предприятия Александр Колмогоров. − Мы срубаем только те деревья, которым уже около 121 года, поскольку они сами уже вот-вот упадут: деревья, которым свыше 130 лет, начинают гнить и падать. Мы не трогаем молодые деревья, и менее чем за 10 лет лес возрождается естественным путем через пересев».
В общей сложности для производства 1 м³ древесины необходимо три дерева, и каждый гектар дает в среднем 100 м³ используемой древесины. В таком холодном климате деревья растут медленно, с плотными, тесно расположенными годичными кольцами, что делает древесину прочнее и более пригодной для использования в строительстве. Надо сказать, что каждый кубометр весит 860 кг. «Лесопильные заводы Югры» производят 700 тыс. м3 древесины в год, то есть ежегодно валится более 2 млн деревьев. Круглый лесоматериал покупают российские предприятия, а обработанный лесоматериал и пиломатериал в полном объеме идут на экспорт: в основном в Германию, Великобританию и Северную Африку.
Когда «Лесопильные заводы Югры» были основаны, руководство лесопилок настояло на освоении новейшего оборудования для ведения лесного хозяйства. Поэтому в 2005 году компания «Вольво Восток» доставила на лесопилки 12 комплектов гусеничных экскаваторов Volvo EC210BF с установленными на них головками Ponsse. Весь процесс механизирован. 21-тонные машины Volvo срубают деревья диаметром 650 мм и обрезают сучки. Затем деревья вывозятся из леса гусеничным форвардером к лесовозам Volvo FM, которые, в свою очередь, доставляют их на лесопилку. В распоряжении компании имеется также четыре колесных погрузчика L70E от Volvo CE, которые осуществляют погрузку и перевозку леса на лесопилке. В настоящее время компания заказала ещё четыре таких погрузчика.
Машины EC210BF (F означает «подготовка для лесной промышленности») были разработаны в соответствии с потребностями международной лесной промышленности, а семинары для покупателей оказались решающим фактором в формировании конечного дизайна машин. Модельный ряд включает три варианта комплектации для удовлетворения потребностей покупателя: харвестер и обрабатывающая машина, лесопогрузчик или машина для общих целей в лесных массивах. Все вместе они позволяют выполнять широкий диапазон различных работ в лесном хозяйстве, включая рубку леса, обработку, подготовку рабочего места, строительство дороги для транспортировки материалов и оборудования, первичную транспортировку до мест погрузки, в том числе погрузку на грузовики и укладку материалов.
Гусеничный экскаватор EC210BF для лесной промышленности значительно отличается от подобных строительных экскаваторов Volvo CE и при этом сохраняет преимущества Volvo в экономии топлива и качестве сборки. Изменения касаются компонентов ходовой тележки, которые теперь стали мощнее обычных. Здесь используются более низкая рама из высокопрочной стали и ходовая тележка высокой проходимости, которая позволяет избегать препятствий (например, пней). Ходовая тележка также упрочнена за счет усиленной защиты двигателя и днища и имеет щитки, полностью закрывающие гусеницы.
На кузове установлены защитные ограждения для работы в лесных массивах, а подшипник поворотного механизма защищен крепким кожухом. Имеется также дополнительная защита топливных баков, двигателя и радиатора. Модели для лесного хозяйства оборудованы специальной стрелой и рукоятью для работы в лесных массивах, которые рассчитаны на большую грузоподъемность, но имеют малый радиус размаха, что значительно облегчает работу вблизи деревьев. Стрела и рукоять установлены на специальную опору, а все гидравлические цилиндры защищены. Для работы при очень низких температурах − в прошедшую зиму температура достигала - 43°C − техника, поставляемая на «Лесопильные заводы Югры», была также оборудована специальным комплектом Volvo для сибирского холодного климата.
«Поскольку почва здесь сырая, люди, живущие в болотистой местности, полагали, что мы просто сумасшедшие, если покупаем такую технику, − говорит Яков Плебух, заместитель генерального директора по развитию производства. − Они думали, что техника увязнет. Но гусеницы у этих машин имеют меньшее давление на грунт, чем у колесного транспорта. Мы работали все лето, и ни одна из машин не увязла! Способность работать летом, когда почва мягкая и болотистая (зимой она промерзает насквозь), не осталась не замеченной нашими конкурентами, которые теперь тоже покупают гусеничные экскаваторы для работы в лесных массивах».
Обслуживание машин проводится на месте, и техника вывозится из леса только в мае и октябре для проведения капитального ремонта и подготовки к следующему сезону. В остальное время машины работают постоянно, в три смены. «Нашим людям нужен отдых, но техника не может простаивать, − говорит господин Плебух. − Мы останавливаем её только для проведения технического обслуживания. Надежность является обязательным условием для работы в таких отдаленных местах».
Только пять лет назад, находясь в отчаянном положении, российская лесная промышленность была коренным образом преобразована путем инвестиций в современные технологии. Высокопроизводительная техника и добавленная стоимость на сырье при изготовлении лесоматериалов способствовали увеличению производства и прибыли. И поскольку природные лесные ресурсы почти безграничны, эта история успеха в освоении окружающей среды, кроме этого, весьма увлекательна с коммерческой точки зрения.