Новый продукт и сложности финансирования
На конференции Института Адама Смита, недавно прошедшей в Москве, директор по продажам компании UPM-Kymmene Russia Александр Тоцкий посетовал, что в России производится всего три вида фанеры, тогда как в Европе - не менее трех десятков.
И правда, новые виды продукции отечественный производитель выпускать не стремится. Во многом из-за отсутствия спроса, который не возникает потому, что потребитель не знаком с возможными сферами их применения. Вывод на рынок любого продукта сопряжен с немалыми затратами: на внедрение и отладку технологий, маркетинг нового продукта и срок его вывода. Так уж у нас повелось, что государство не компенсирует бизнесменам затраты на внедрение нового продукта, а если и компенсирует, то в формате, который не удовлетворяет производителей.
Выпуск нового продукта всегда сопряжен с риском. И получить кредит в банке на эти цели почти нереально, особенно в условиях постоянно снижающейся прибыльности производства за счет роста затрат. Кредиты в основном выдаются под уже действующие проекты, а новации финансируются в основном за счет собственных средств акционеров. Но есть еще один путь получения средств, о котором не так часто говорят в сфере ЛПК - это венчурное финансирование. Не говорят отчасти потому, что венчурные финансисты инвестируют, как правило, в высокотехнологичные и быстроокупаемые проекты. А ведь объемы венчурного финансирования могут доходить до нескольких десятков миллионов долларов.
Вопрос, на мой взгляд, в том, как заинтересовать венчурные фонды в предоставлении своих финансовых ресурсов предприятиям ЛПК, решившим освоить выпуск новинок. Когда говорят о привлекательности отрасли в целом и производства конкретного продукта, в частности, в плане инвестирования, часто оперируют такими понятиями, как выгодность географического положения, наличие в регионе транспортных узлов, большой сырьевой базы. Это, безусловно, важные факторы. Но важными они становятся только после того, как будет определено наличие в непосредственной близости от компании-производителя потенциальных потребителей продукции, а также прояснено положение с рентабельностью производства, которая безусловно влияет на окупаемость проекта.
Любой венчурный финансист прежде всего будет рассматривать новизну продукта, эффективность технологии производства, экологичность, показатель устойчивого увеличения рыночных продаж, перспективы роста контролируемого сегмента рынка в сочетании с наличием у компании конкурентных преимуществ.
Предвижу возражения, что, мол, для привлечения инвестиций прежде всего требуются государственные гарантии и государственная поддержка. В каких-то случаях это оправдано. Однако не нужно требовать от государства того, что должен делать сам частный предприниматель - искать рациональные пути развития и оптимальную схему построения бизнеса, источники финансирования.
С венчурным капиталом отечественные предприниматели получат не только доступ к отечественным или зарубежным источникам финансирования, но и большой управленческий опыт и обширные деловые связи. Уверен, что с полученным опытом и наработанными связями придет и успех.
Михаил ДМИТРИЕВ