Olofsfors. Легко ли быть первым?
О гусеницах для лесных машин – из первых уст
Olofsfors - один из старейших брендов Европы. За 250 лет истории шведская компания достигла положения бесспорного мирового лидера в производстве гусениц противоскольжения: Olofsfors сегодня принадлежит около 75% первичного рынка и более 50% вторичного. Рассказать, легко ли быть первыми, и дать рекомендации по выбору гусениц для колесной техники согласился директор по развитию лесного направления в России Антон Бусыгин.
- Антон, это правда, что предприятие основано в 1752 году? Ведь тогда еще машинного производства и заводов как таковых не существовало!
- Все верно. Первой продукцией компании были сельскохозяйственные орудия, изготавливавшиеся из местной руды. С началом индустриализации в Европе на заводе делали стальные цепи для пакетирования плотов, сплавлявшихся по реке. А когда в заготовке леса произошел технологический прорыв и были созданы колесные «прародители» харвестеров и форвардеров, наладили производство гусениц.
- Расскажете немного о современном производстве?
- Вся подготовительная работа с металлом осуществляется на головном заводе в Швеции. Также есть два дополнительных сборочных производства - в Финляндии и Канаде. Выпуском массовой продукции заняты роботы. Уровень автоматизации настолько высок, что процесс выглядит так: на вход линии подается хлыст, далее он продвигается от робота к роботу, которые пилят, загибают, закаливают, собирают и наматывают гусеницу. На такой линии нужен всего один человек - он контролирует готовое изделие на выходе.
Несколько линий ручной сборки. Они в основном предназначены для выпуска уникальных продуктов.
- Давно компания представлена в России?
- Еще с 1990-х. Специалисты консультировали российских клиентов и проводили учебные семинары по использованию продукции. Мы ведь нацелены не только на продажи - общаемся с людьми, помогаем и дилерам, и клиентам, вплоть до поездок на делянки, чтобы объяснить и показать, как правильно устанавливать и эксплуатировать гусеницы. Представительство было открыто в 2008 году.
- А можно провокационный вопрос? Как вы относитесь к своим конкурентам?
- С уважением. Когда кто-то гордо говорит «Мы уже 35 лет делаем гусеницы!», мы скромно не перебиваем. Потому что свои гусеницы мы начали выпускать еще на заре машиностроения. А это серьезный аргумент в конкурентных спорах! В ассортименте компании 1100 производственных номеров. Производство - 4 тыс. пар гусениц в год. В Россию практически все новые машины в базовой комплектации поставляются с нашими гусеницами. К этому нечего добавить.
- Как у вас с экологией?
- Очень серьезно. Производство соответствует жестким европейским стандартам. Завод работает в полностью замкнутом цикле - никаких выбросов в атмосферу и загрязнения окружающей среды, все отходы идут на вторичную переработку и переплавку.
- А есть ли понимание экологической ответственности у отечественных лесозаготовителей?
- В России об экологии думают не так много, как в Европе, хотя понимание необходимости беречь природу и людей, работающих в лесу, конечно, есть. Нас учили в Лесотехнической академии: гусеничная техника менее травматична для почв. И это правда: колесные машины прорезают колею, не сохраняют подрост. Но и гусеничная техника тоже не лишена недостатков: в повороте срезает грунт, скорость передвижения невысокая - по дорогам общего пользования она передвигаться не может. Гусеницы для колесных машин - решение, которое совмещает достоинства обоих видов техники и нивелирует их недостатки. При правильном выборе гусениц повреждение верхнего слоя грунта сводится к минимуму.
- И все же гусеницы противоскольжения для колесных машин - это опция или насущная необходимость?
- Зависит от природных условий, грунтов, на которых предстоит работать. Для России почти повсеместно они и необходимы, и обязательны. Скажем, в Башкирии на очень плотном грунте без них можно обойтись, а вот в болотистой местности на Северо-Западе, на склонах в Красноярском крае или на Дальнем Востоке - практически нет. Конечно, это вопрос инвестиций. Но применение гусениц значительно повышает эффективность работы.
- А в чем выгода? Можете привести примеры?
- Конечно! Например, средний расход топлива восьмиколесного форвардера грузоподъемностью 14 тонн - 14 литров в час, а с гусеницами - 13 литров. И это с учетом прибавки в весе 2 тонны за счет гусениц. За 5 тысяч моточасов экономия составит 5 тысяч литров.
Средняя производительность форвардера при работе без гусениц на болотистом участке - 10-12 кубометров в час, с гусеницами она вырастает до 14-16 кубометров. Машина будет куда меньше застревать, и ее не нужно будет то и дело вытаскивать с помощью трактора (а содержать его тоже стоит денег, верно?). Считаем дальше. Каждое импортное колесо стоит около 130 тыс. рублей. Замена четырех колес обойдется больше чем в полмиллиона, а это сопоставимо с ценой гусениц, которые будут защищать их от повреждений.
- Насколько долговечны современные гусеницы для колесных машин?
- Обычно их ресурс составляет 5-7 тысяч часов. Но можно упомянуть и о рекордах: 15 тысяч часов! Быстрее гусеница снашивается на сложных почвах, где, например, суглинок сочетается с кварцевым песком: когда глина срабатывает как клей, а песок как абразив, износ может быть очень высоким. Бывали случаи, когда клиенты, неверно подобрав соединительные системы, на тяжелых грунтах и перегруженных машинах снашивали гусеницы за тысячу часов. Чтобы не допустить этого, мы готовы консультировать клиента по любым вопросам эксплуатации.
- Какие типы, модели гусениц вы производите?
- Есть гусеницы нескольких типов: универсальные (прошлое поколение - Eco Track и более современные - Evo Track) и специализированные, для определенных условий. Например, Eco Baltic предназначены для работы летом в болотах, они значительно снижают давление на грунт. Серия EX с высоким профилем разработана для заготовки в предгорьях, на склонах до 45-50 градусов или в очень глубоком (до 1,2 метра) снегу - в болотистых низинах такие гусеницы не помогут, а наоборот, станут помехой.
- А какие из них самые востребованные?
- Универсальные гусеницы серии Evo. Если говорить о специализированных - Eco OF для предгорий. Они дешевле универсальных, но хорошо себя показывают - это оптимальный выбор, если у вас в перспективе нет болотистых участков. Eco Baltic - для болот.
- Чем следует руководствоваться клиенту при покупке гусениц?
- Практика показывает, что наиболее рациональный вариант - приобрести сразу два комплекта гусениц: один универсальный и один специализированный, исходя из базовых условий работы. Это позволит эффективно работать весь год, зимой и летом. Например, в летний период для наиболее эффективной работы на передние колеса ставятся обычные универсальные гусеницы Evo, а на задние - болотоходы. Обычное дело, когда на делянке держат трелевочный трактор, чтобы вытаскивать застревающий форвардер... Вот от этого надо уходить!
- Важное качество любого оборудования - ремонтопригодность...
- Ремонт гусениц - это такая чисто национальная особенность! В Европе ручной труд дорог, а российские лесозаготовители часто имеют в штате слесаря и сварщика, которые время от времени приводят в порядок износившиеся приспособления. Да, гусеницы отремонтировать можно, и их ремонтируют. Первые опыты показали, что после ремонта гусеница выдерживала еще один эксплуатационный цикл, а на сегодня опыт и культура ремонтных работ повысились настолько, что гусеница выдерживает до пяти ремонтов.
Однако не стоит проводить ремонт гусениц в условиях делянки. Есть специальные технологические карты для ремонта, которые мы готовы предоставить любому заинтересованному клиенту. Например, нельзя делать ремонт зимой на улице: гусеницы необходимо отогревать сутки в теплом помещении, чтобы выровнять температуру во всем объеме металла до +18°С, провести ряд подготовительных мероприятий перед сваркой. Без учета таких особенностей можно окончательно испортить гусеницы. Именно поэтому мы и рекомендуем обращаться в специализированные мастерские.
Сама компания Olofsfors ремонтом гусениц не занимается. Но мы убеждаем наших дилеров организовывать услуги реновации для поддержания отношений с клиентами. Эта работа уже ведется: мощные ремонтные центры существуют в Архангельске и Вологде, планируем создать такие же в Кирове и Перми.
- Антон, как директор по развитию направления, как бы вы ответили на вопрос, почему стоит выбрать именно Olofsfors?
- Это как при выборе лесозаготовительной техники: почему John Deere, почему Ponsse, почему Komatsu или Rottne... В основном все машины, выполняющие одни и те же операции, подобны. Разница только в удобстве обслуживания, комфорте работника, уровне и доступности сервиса и запчастей. Все вышеперечисленные слагаемые у нас на высоте.
К тому же мы постоянно делаем упор на новые технологические разработки. Взять, например, гусеницы нашей новой линейки Evo Track. Они менее склонны к налипанию мокрого снега (что является основной проблемой заготовки в межсезонье) за счет особого V-образного профиля, разработанного и запатентованного компанией. И это весомый аргумент.
- А почему гусеницы Olofsfors голубого цвета?
- Знаете, клиенты не особенно вдаются в детали нашего бизнеса, кто-то может даже не запомнить труднопроизносимое название Olofsfors. Но все давно и хорошо знают легендарные голубые гусеницы и цепи. Голубой цвет - это как знак качества. Видишь его и понимаешь: эти гусеницы не подведут.
Беседовал Максим ПИРУС