Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Olofsfors. Легко ли быть первым?

О гусеницах для лесных машин – из первых уст

Антон Бусыгин

Olofsfors - один из старейших брендов Европы. За 250 лет истории шведская компания достигла положения бесспорного мирового лидера в производстве гусениц противоскольжения: Olofsfors сегодня принадлежит около 75% первичного рынка и более 50% вторичного. Рассказать, легко ли быть первыми, и дать рекомендации по выбору гусениц для колесной техники согласился директор по развитию лесного направления в России Антон Бусыгин.

- Антон, это правда, что предприятие основано в 1752 году? Ведь тогда еще машинного производства и заводов как таковых не существовало!

- Все верно. Первой продукцией компании были сельскохозяйственные орудия, изготавливавшиеся из местной руды. С началом индустриализации в Европе на заводе делали стальные цепи для пакетирования плотов, сплавлявшихся по реке. А когда в заготовке леса произошел технологический прорыв и были созданы колесные «прародители» харвестеров и форвардеров, наладили производство гусениц.

- Расскажете немного о современном производстве?

- Вся подготовительная работа с металлом осуществляется на головном заводе в Швеции. Также есть два дополнительных сборочных производства - в Финляндии и Канаде. Выпуском массовой продукции заняты роботы. Уровень автоматизации настолько высок, что процесс выглядит так: на вход линии подается хлыст, далее он продвигается от робота к роботу, которые пилят, загибают, закаливают, собирают и наматывают гусеницу. На такой линии нужен всего один человек - он контролирует готовое изделие на выходе.

Несколько линий ручной сборки. Они в основном предназначены для выпуска уникальных продуктов.

- Давно компания представлена в России?

- Еще с 1990-х. Специалисты консультировали российских клиентов и проводили учебные семинары по использованию продукции. Мы ведь нацелены не только на продажи - общаемся с людьми, помогаем и дилерам, и клиентам, вплоть до поездок на делянки, чтобы объяснить и показать, как правильно устанавливать и эксплуатировать гусеницы. Представительство было открыто в 2008 году.

- А можно провокационный вопрос? Как вы относитесь к своим конкурентам?

- С уважением. Когда кто-то гордо говорит «Мы уже 35 лет делаем гусеницы!», мы скромно не перебиваем. Потому что свои гусеницы мы начали выпускать еще на заре машиностроения. А это серьезный аргумент в конкурентных спорах! В ассортименте компании 1100 производственных номеров. Производство - 4 тыс. пар гусениц в год. В Россию практически все новые машины в базовой комплектации поставляются с нашими гусеницами. К этому нечего добавить.

- Как у вас с экологией?

- Очень серьезно. Производство соответствует жестким европейским стандартам. Завод работает в полностью замкнутом цикле - никаких выбросов в атмосферу и загрязнения окружающей среды, все отходы идут на вторичную переработку и переплавку.

- А есть ли понимание экологической ответственности у отечественных лесозаготовителей?

- В России об экологии думают не так много, как в Европе, хотя понимание необходимости беречь природу и людей, работающих в лесу, конечно, есть. Нас учили в Лесотехнической академии: гусеничная техника менее травматична для почв. И это правда: колесные машины прорезают колею, не сохраняют подрост. Но и гусеничная техника тоже не лишена недостатков: в повороте срезает грунт, скорость передвижения невысокая - по дорогам общего пользования она передвигаться не может. Гусеницы для колесных машин - решение, которое совмещает достоинства обоих видов техники и нивелирует их недостатки. При правильном выборе гусениц повреждение верхнего слоя грунта сводится к минимуму.

- И все же гусеницы противоскольжения для колесных машин - это опция или насущная необходимость?

- Зависит от природных условий, грунтов, на которых предстоит работать. Для России почти повсеместно они и необходимы, и обязательны. Скажем, в Башкирии на очень плотном грунте без них можно обойтись, а вот в болотистой местности на Северо-Западе, на склонах в Красноярском крае или на Дальнем Востоке - практически нет. Конечно, это вопрос инвестиций. Но применение гусениц значительно повышает эффективность работы.

- А в чем выгода? Можете привести примеры?

- Конечно! Например, средний расход топлива восьмиколесного форвардера грузоподъемностью 14 тонн - 14 литров в час, а с гусеницами - 13 литров. И это с учетом прибавки в весе 2 тонны за счет гусениц. За 5 тысяч моточасов экономия составит 5 тысяч литров.

Средняя производительность форвардера при работе без гусениц на болотистом участке - 10-12 кубометров в час, с гусеницами она вырастает до 14-16 кубометров. Машина будет куда меньше застревать, и ее не нужно будет то и дело вытаскивать с помощью трактора (а содержать его тоже стоит денег, верно?). Считаем дальше. Каждое импортное колесо стоит около 130 тыс. рублей. Замена четырех колес обойдется больше чем в полмиллиона, а это сопоставимо с ценой гусениц, которые будут защищать их от повреждений.

- Насколько долговечны современные гусеницы для колесных машин?

- Обычно их ресурс составляет 5-7 тысяч часов. Но можно упомянуть и о рекордах: 15 тысяч часов! Быстрее гусеница снашивается на сложных почвах, где, например, суглинок сочетается с кварцевым песком: когда глина срабатывает как клей, а песок как абразив, износ может быть очень высоким. Бывали случаи, когда клиенты, неверно подобрав соединительные системы, на тяжелых грунтах и перегруженных машинах снашивали гусеницы за тысячу часов. Чтобы не допустить этого, мы готовы консультировать клиента по любым вопросам эксплуатации.

- Какие типы, модели гусениц вы производите?

- Есть гусеницы нескольких типов: универсальные (прошлое поколение - Eco Track и более современные - Evo Track) и специализированные, для определенных условий. Например, Eco Baltic предназначены для работы летом в болотах, они значительно снижают давление на грунт. Серия EX с высоким профилем разработана для заготовки в предгорьях, на склонах до 45-50 градусов или в очень глубоком (до 1,2 метра) снегу - в болотистых низинах такие гусеницы не помогут, а наоборот, станут помехой.

- А какие из них самые востребованные?

- Универсальные гусеницы серии Evo. Если говорить о специализированных - Eco OF для предгорий. Они дешевле универсальных, но хорошо себя показывают - это оптимальный выбор, если у вас в перспективе нет болотистых участков. Eco Baltic - для болот.

- Чем следует руководствоваться клиенту при покупке гусениц?

- Практика показывает, что наиболее рациональный вариант - приобрести сразу два комплекта гусениц: один универсальный и один специализированный, исходя из базовых условий работы. Это позволит эффективно работать весь год, зимой и летом. Например, в летний период для наиболее эффективной работы на передние колеса ставятся обычные универсальные гусеницы Evo, а на задние - болотоходы. Обычное дело, когда на делянке держат трелевочный трактор, чтобы вытаскивать застревающий форвардер... Вот от этого надо уходить!

- Важное качество любого оборудования - ремонтопригодность...

- Ремонт гусениц - это такая чисто национальная особенность! В Европе ручной труд дорог, а российские лесозаготовители часто имеют в штате слесаря и сварщика, которые время от времени приводят в порядок износившиеся приспособления. Да, гусеницы отремонтировать можно, и их ремонтируют. Первые опыты показали, что после ремонта гусеница выдерживала еще один эксплуатационный цикл, а на сегодня опыт и культура ремонтных работ повысились настолько, что гусеница выдерживает до пяти ремонтов.

Однако не стоит проводить ремонт гусениц в условиях делянки. Есть специальные технологические карты для ремонта, которые мы готовы предоставить любому заинтересованному клиенту. Например, нельзя делать ремонт зимой на улице: гусеницы необходимо отогревать сутки в теплом помещении, чтобы выровнять температуру во всем объеме металла до +18°С, провести ряд подготовительных мероприятий перед сваркой. Без учета таких особенностей можно окончательно испортить гусеницы. Именно поэтому мы и рекомендуем обращаться в специализированные мастерские.

Olofsfors. Гусеницы для колес лесозаготовительной техники
Olofsfors. Гусеницы для колес лесозаготовительной
техники

Сама компания Olofsfors ремонтом гусениц не занимается. Но мы убеждаем наших дилеров организовывать услуги реновации для поддержания отношений с клиентами. Эта работа уже ведется: мощные ремонтные центры существуют в Архангельске и Вологде, планируем создать такие же в Кирове и Перми.

- Антон, как директор по развитию направления, как бы вы ответили на вопрос, почему стоит выбрать именно Olofsfors?

- Это как при выборе лесозаготовительной техники: почему John Deere, почему Ponsse, почему Komatsu или Rottne... В основном все машины, выполняющие одни и те же операции, подобны. Разница только в удобстве обслуживания, комфорте работника, уровне и доступности сервиса и запчастей. Все вышеперечисленные слагаемые у нас на высоте.

К тому же мы постоянно делаем упор на новые технологические разработки. Взять, например, гусеницы нашей новой линейки Evo Track. Они менее склонны к налипанию мокрого снега (что является основной проблемой заготовки в межсезонье) за счет особого V-образного профиля, разработанного и запатентованного компанией. И это весомый аргумент.

- А почему гусеницы Olofsfors голубого цвета?

- Знаете, клиенты не особенно вдаются в детали нашего бизнеса, кто-то может даже не запомнить труднопроизносимое название Olofsfors. Но все давно и хорошо знают легендарные голубые гусеницы и цепи. Голубой цвет - это как знак качества. Видишь его и понимаешь: эти гусеницы не подведут.

Беседовал Максим ПИРУС