Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Деревообработка

Четырехсторонние станки: выбор покупателя

Почти ни одно современное деревоперерабатывающее предприятие не обходится без четырехсторонних продольно-фрезерных станков. О важности и особенностях использования подобного оборудования журнал «ЛесПромИнформ» рассказал в №  5 за 2007 год. Тогда в рамках виртуального круглого стола выступили крупнейшие российские дилеры четырехсторонников. На этот раз представляем вашему вниманию виртуальный круглый стол с участием представителей деревоперерабатывающего комплекса, которые купили, установили и активно эксплуатируют четырехсторонние станки. С помощью их ответов мы постарались понять, каким образом пользователи такого оборудования осуществляют выбор, покупку и его дальнейшую эксплуатацию.

Итак, согласно данным проведенного опроса, все респонденты считают основополагающими качествами при выборе станка надежность его работы и производительность. Кроме того, важным при покупке оказывается и такой его параметр, как удобство в эксплуатации, − чуть более половины опрошенных считают именно так. Не на последнем месте стоит и дизайн оборудования − его отметила пятая часть респондентов.

Что особенно интересно, так это критерий стоимости станка. Оказывается, цена является главным показателем при выборе только для одного из десяти опрошенных пользователей. Таким образом, по-прежнему большинство покупателей действуют по принципу «главное не цена, а качество».

При выборе четырехсторонников сказываются и отношения покупателя с фирмами, с которыми они работали ранее. Так, три четверти опрошенных выбирают компанию, с которой уже работали ранее и были удовлетворены итогами её деятельности. По словам одного из респондентов, такое сотрудничество «позволяет работать на гибких условиях, всегда есть возможность получить скидку в качестве постоянного клиента». Только пятая часть респондентов сталкивались с неудовлетворительной работой с компаниями, имеющими долгосрочную перспективу взаимоотношений. «Сначала мы работали с одной фирмой, потом были вынуждены воспользоваться услугами другой, − сетует генеральный директор ООО „Агропромсервис“ Алексей Кальсин. − Причем мы были вынуждены отказаться от эксплуатации отечественного оборудования. Цены на него непосильны и завышены по сравнению со стоимостью немецких или итальянских станков. Да и качество не соответствует заявленной стоимости».

Как правило, во всех случаях при приобретении конкретной модели станка решение о покупке принимает директор предприятия. Он же является и оценщиком станка в работе, а перед приобретением всегда проверит, на что способно выбранное оборудование, узнает мнения коллег, использующих подобные станки, досконально изучит, что говорят о нем в прессе.

Девять из десяти опрошенных руководителей при выборе оборудования всегда сначала осуществляют телефонный запрос дилерам. Практически никто из них лично не передает техническое задание потенциальным поставщикам. Но так или иначе, в телефонном звонке многие из респондентов оговаривают необходимые для станка параметры, а также его цену. Среди выставляемых требований при разработке технического задания они указывают показатели исходных заготовок (влажность, допуски размеров, породы древесины, степень покоробленности) и требования к обработанным деталям (профиль сечения, прямолинейность, плоскостность, шероховатость поверхности). Лишь пятая часть респондентов не считают это необходимым, так как эти данные уже проанализированы и покупатель знает, чего он хочет, − в этом случае просто указывается модель и самые необходимые параметры четырехсторонника.

Рабочий, он всегда поможет

В последнее время многие предприятия практикуют обмен опытом со своими западными коллегами. В том числе это касается эксплуатации оборудования. К сожалению, из опрошенных нами представителей предприятий подобную практику использует только один из десяти, а треть планирует это сделать в будущем.

Предприятие «Агропромсервис», например, пригласило специалистов из Италии для обучения своих сотрудников работе на четырехсторонниках. Однако чаще всего обучает навыкам работы на оборудовании мастер − начальник бригады. Все опрошенные нами руководители предприятий отметили, что в том случае, если станок требует ремонта или его просто необходимо настроить и наладить, им занимается только рабочий. Но вполне естественно, что станок не может работать вечно и без насущных проблем. В ситуациях, когда из-под ножей станка выходит несколько бракованных деталей (например, из-за сколов на лезвиях инструмента на них появляется продольный гребень), спасает положение опять же рабочий. Он немедленно останавливает работу оборудования и, если есть необходимость, заменяет ножи или другие детали.

Что касается более сложного ремонта, то стандартно эту работу выполняет механик предприятия. Но не все директора считают необходимым присутствие такого человека на производстве. По мнению некоторых из опрошенных, любой понимающий руководитель сам в силах заказать детали для станка. Небольшая группа респондентов считает также, что раз в месяц мастер обязан произвести осмотр станка и при необходимости смазать или почистить его детали, он же должен составлять годовые графики профилактических осмотров и ремонтов.

А вот при формулировании требований к станку мнение мастера редко учитывается − директора и владельцы производств считают, что сами в силах разработать необходимые требования и имеют для этого профессиональные знания. Без комментариев.

Важна каждая деталь

Таблица. Компании, предлагающие четырехсторонние станки
Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица. Компании, предлагающие четырехсторонние станки
Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица. Компании, предлагающие четырехсторонние станки

При выборе станка важна каждая деталь. Её наличие или отсутствие обязательно скажется на дальнейшей работе оборудования. Так, несколько респондентов считают, что при приобретении станка необходим и удлиненный передний стол. Большинство же деревообработчиков склонны вычеркнуть эту деталь из опций покупки. Ведь многим, особенно тем предприятиям, которые работают с мелкими деталями, он просто не нужен.

Немаловажным фактором при покупке четырехстороннего станка являются и параметры мощности привода всех шпинделей. Половина респондентов считает необходимым согласовывать с поставщиком оборудования такие мощности. «Наше предприятие является средним по размеру, нам не нужно слишком мощное оборудование, так как производство нацелено на выработку средних деталей, − комментирует один из опрошенных. − А дополнительные мощности потребуют и дополнительных расходов на оборудование». Остальные же покупатели при выборе оборудования по этому параметру доверяют потенциальному поставщику.

При работе с четырехсторонниками требуется хотя бы раз замерять фактический уровень звука на рабочих местах в цехе. Но примерно пятая часть пользователей станков этого не делает. Хотя, по словам одного из респондентов, проверка уровня звука должна быть постоянной, так как без таких проверок санэпидемстанция просто закроет или оштрафует предприятие. Пятая часть опрошенных определяет уровень звука на слух, что тоже не является правильным.

Если говорить о контроле за фактическим количеством деталей, обработанных за смену, то все опрошенные отметили, что такой контроль ведется в обязательном порядке и чем больше будет изготовлено деталей, тем большую заработную плату получат рабочие. Поэтому только в их интересах делать большое число качественных деталей.

Контроль осуществляется не только за фактическим количеством изделий, но и за тем, каким образом работает инструмент, например, для замены его в случае затупления. В среднем заточка ножей производится каждые 300 погонных метров обработанной древесины. Но во многом это зависит от упоминаемого выше брака деталей и попадания грязи в инструмент. «Обычно заточка производится два раза в смену, но случается и чаще», − отметил один из опрошенных. Другой респондент подчеркнул, что частота замены затупленного режущего инструмента зависит от того, что именно обрабатывается на станке − доски или брусья, так как брусья затупляют инструмент быстрее.

Процессы прифуговки и динамической балансировки, как выяснилось, тоже не на всех предприятиях являются обязательными. Прифуговывание (или джойнтинг) применяется тогда, когда нужно расположить все ножи строго на диаметре резания. С помощью специального узла инструмент подтачивается непосредственно на шпинделе, когда ножевая головка уже установлена на станке. При подводе заточного камня на незначительную величину при рабочих оборотах шпинделя удаляется остаточное отклонение ножей. Если прифуговывание повторять достаточно часто, считают специалисты, то это будет положительно сказываться на стойкости инструмента. Но необходимо следить за тем, чтобы размер фаски, который с количеством переточек будет неизбежно расти, не превышал определенной ширины, а именно: для твердых пород древесины − 0,7 мм, а для мягких − 0,5 мм.

Такие детали, как приводные шкивы, зажимная гайка, основной рабочий шпиндель, электродвигатель, шкив электродвигателя, должны быть динамически сбалансированы как по отдельности, так и в сборе. Об этом говорит наличие балансировочных отверстий. Балансировку несложно проверить, если положить руку на работающий станок: вибрация от несбалансированных деталей почувствуется сразу. Три четверти респондентов стараются осуществлять эти процессы вовремя.

Эффективность работы четырехсторонних станков при их правильной эксплуатации очень высока, но все же главным остается вопрос выбора оборудования: от того, каким образом деревообработчик сформулирует в своем техническом задании параметры, насколько серьезно подойдет к проверке станка перед покупкой, зависит, как долго и достойно будет работать его четырехсторонник. Надеемся, отраженные в статье мнения помогут вам сделать соответствующие выводы.

Анастасия КУЗНЕЦОВА