Будущее российской лесной науки рождается сегодня
Подведены итоги XI Международного юниорского лесного конкурса
С 8 по 12 сентября в Санкт-Петербурге прошел XI Международный юниорский лесной конкурс. В нем приняли участие школьники и студенты из 27 стран. Побывав на этом мероприятии, наш корреспондент убедился в том, что эти молодые ребята - будущее мировой лесной науки.
Организацией и проведением конкурса уже 11 лет занимается Рослесхоз и из его скупых пресс-релизов довольно сложно понять уровень участников, объем проделанной ими работы. Когда видишь конкурсантов, их горящие и уверенные глаза, слушаешь доклады (а уровень некоторых из них достоин кандидатского минимума), становится понятно, что не зря победители конкурса кроме ценных призов получают право на поступление в лесные вузы без экзаменов. Таким же правом обладают и победители Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост», на котором определяются участники международного конкурса от России. Он проходит в три этапа: региональный, федеральный (заочно) и финальный. В финале конкурса в мае этого года участвовало более 80 ребят. В конкурсах могут принимать участие представители учащейся молодежи возрастом от 14 до 22 лет. Оба конкурса - российский и международный - учреждены Федеральным агентством лесного хозяйства при поддержке Правительства РФ, Российского общества лесоводов, Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (ФАО) и ряда крупнейших международных и неправительственных организаций. Конкурсы проводятся ежегодно в разных регионах России. Бессменным председателем жюри является президент Российского общества лесоводов, академик РАН Анатолий Писаренко.
Во время проведения международного конкурса представителями стран со всех концов света - Беларуси, Бразилии, Буркина-Фасо, Индонезии, Литвы, Малайзии, Монголии, Норвегии, Румынии, США, Финляндии, ЮАР и др. было представлено 33 доклада. Вот названия некоторых из них, которые говорят о высоком уровне конкурса: «Исследование патогенности сосновой древесной нематоды с целью сохранения сосновых лесов» (докладчик - М. Ким, Южная Корея), «Влияние внесения удобрений и поздней пересадки 7-летней клонированной особи старой Сосны ладанной» (Р. Ф. Павани, Бразилия), «Факторный анализ распространения и переселения лишайников в древних дворцовых комплексах Сеула» (Чхе Ен Хон, Южная Корея), «Применение методов ДЗЗ и ГИС при оценке мангровых лесов в округе Тьен Ланг г. Хайфон в 1993-2013 гг.» (Нгуен Ан Нгуен, Мин Туй Доан Ти, Вьетнам).
Работы конкурсантов оценивали 15 международных экспертов. Заместитель руководителя Рослесхоза Александр Панфилов на награждении победителей подчеркнул, что уровень участников с каждым годом становится все выше и жюри было очень непросто работать.
Несколько докладов были посвящены разработке проектов экологических туристических маршрутов и троп. Надо отметить, что докладам предшествовала серьезная работа - многие ребята провели длительные исследования, в том числе полевые, хотя правильнее сказать - лесные. Так, Татьяна Банникова из г. Иваново два года изучала популяцию жужелиц в лесах поймы реки Клязьмы с целью изучения состояния лесных экосистем. За этот период она отловила представителей 35 видов этих насекомых (а всего на планете обитает по разным оценкам от 25 до 50 тыс. видов жужелиц, в России - более 3 тыс.), изучила архивные данные по популяциям жужелиц, начиная с 1994 года, и представила сравнительный анализ популяции этих насекомых. Индонезийский студент Прем К. Селвараджан изучал поведение других индикаторов состояния лесной экосистемы - илистых прыгунов в мангровых лесах Малайского архипелага. Студенты биологического факультета Южно-Осетинского государственного университета исследовали проблемы всхожести семян ягодного тиса, разработали технологию выращивания саженцев этого дерева и занимаются восстановлением его популяции в лесах Южной Осетии. Об их работе рассказал Владимир Алборов.
Победителем конкурса в этом году стал учащийся школьного лесничества из Республики Татарстан Марат Зайнуллин. За свою работу «Морфологическая изменчивость шишек ели как показатель качества лесосеменного сырья в условиях Арского лесничества Республики Татарстан» Марат получил главный приз - хрустальный шар и $5 тыс.
Второй приз поделили студентки Университета лесного хозяйства из Вьетнама Нгуен Ан Нгуен и Мин Туй Доан Ти (название их доклада приведено выше) и школьница из Киргизии Мариам Эгеибердиева за работу «Влияние интродуцированных видов древесно-кустарниковых пород на естественные еловые леса Кыргызстана». Третье место присуждено учащимся из Азербайджана Айле Алиевой и Вусале Сулеймановой - их доклад назывался «Отрицательное влияние рекреационных нагрузок на лес». Анна Адаменкова из Калининграда также удостоена третьей премии за изучение состава и состояния древесной растительности старинного парка Вальдбург в Калининграде. Кроме того, были вручены награды за самые интересные проекты в отдельных номинациях.
Из истории подготовки кадров лесной науки:
1732 год - Петр I положил начало подготовке лесных специалистов из одаренной молодежи
1803 год - в Санкт-Петербурге открыт первый в стране лесной институт (ныне - Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет)
1824 год - начали создаваться лесные школы и училища для подготовки специалистов среднего звена из детей крестьян
1898 год - был впервые проведен Праздник древонасаждений, главными участниками которого были дети
1920 год - Станция юных любителей природы в Сокольниках возродила праздник. Традиция сохранилась до сих пор - ежегодно в преддверии Дня работников леса в стране проводятся закладки новых парков, аллей и скверов, высаживаются сотни тысяч деревьев
1952 год - в Жуковском лесхозе Брянской области был организован ученический отряд «Лесной патруль», который стал прообразом школьного лесничества
1960-е годы - были образованы школьные лесничества
1973 год - начали проводиться всесоюзные слеты и конкурсы учащихся школьных лесничеств
2014 год - в России насчитывается 3265 школьных лесничеств, они объединяют более 67 тыс. учащихся
Победителями первого Международного лесного юниорского конкурса в 2004 году стали Сергей Короткевич и Денис Лукашевич, восьмиклассники из Беларуси. Они представляли доклад о работе своего школьного лесничества «Пралеска». 25 учащихся этого лесничества приезжали в школу с маленьких хуторов и деревень, разбросанных по всей территории заказника республиканского значения «Сорочанские озера». Всего за два года работы школьного лесничества они посадили 75 га леса, разработали проект «Сорочанское ожерелье», включающий в себя обустройство экологического маршрута длиной 20 км, который проходит около 12 озер, создание зон покоя, участков с редкими видами растений, центр народных ремесел, восстановление парка Сволькенов, а в нем - дома-музея семьи Стаповичей, сыгравших важную роль в истории края. Проект был поддержан Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь, на обустройство экологической тропы были выделены средства из инновационного фонда. Главный приз конкурса в Москве - $5 тыс. - ребята потратили на строительство Дома природы.
Андрей Забелин