Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Производство плит

Российский рынок фанеры: тенденции и угрозы

Российский рынок продукции высоких переделов, особенно в области строительства, за прошедшие 20 лет претерпел серьезные изменения как в структуре спроса, так и в структуре предложения, постепенно все больше ориентируясь на качество. Однако в последние годы появились тревожные тенденции, связанные с поступлением дешевой, низкокачественной продукции из-за рубежа, в основном из Китая.

На фоне экономической стагнации выбор низкой цены может быть оправданным, но не в том случае, когда это приводит к снижению безопасности работ. Кроме того, практика показывает, что дешевизна как ориентир в перспективе не дает реальной экономии, но может привести к серьезным проблемам. Это хорошо заметно на примере одного из самых востребованных в строительной индустрии материалов - ламинированной березовой фанеры, по производству которой наша страна занимает первое место в мире.

Спрос и предложение на рынке фанеры

Несмотря на опасения экспертов, в целом отрасль деревопереработки довольно легко перенесла вступление России в ВТО (предполагалось, что выполнение тарифных требований организации спровоцирует снижение объемов производства). Тем не менее говорить о серьезном развитии рынка по меньшей мере рано.

Безусловно, есть позитивные тенденции, связанные с высокой экспортоориентированностью отрасли. Например, за прошедший 2013 год экспорт отечественной клееной фанеры (код ТН ВЭД 4412) вырос почти на 8%, и этот тренд сохраняется (рис. 1).

Нужно отметить, что в структуре экспорта превалируют поставки в страны дальнего зарубежья, и рост отгрузок здесь составил 8,3% за год, в то время как рост экспорта в страны СНГ достиг лишь 4,7%. Однако в целом для российского рынка фанеры 2013 год ознаменовался замедлением роста по сравнению с 2012 годом. В 2013 году объем потребления на внутреннем рынке РФ вырос лишь на 5% по сравнению со спросом в 2012 году (+7% к 2011 году). Причем прошлогодний рост, осложненный трехкратным замедлением роста экономики страны, произошел благодаря крупным государственным инфраструктурным проектам, таким как Олимпиада в Сочи и Дальневосточный саммит.

По прогнозам, в 2014 году темп прироста ВВП будет ниже 1% (рис. 2). Эксперты по-разному оценивают дальнейшие перспективы российской экономики. В то время как Focus Economics прогнозирует в 2015 году восстановление роста (1,6%), международные финансовые институты считают иначе: МВФ прогнозирует рост на уровне 0,5%, а ЕБРР - падение на 0,2%. Стоит отметить, что ускорение роста экономики России в следующем году до 1,6% в отсутствие серьезных фундаментальных предпосылок к тому во втором полугодии 2014 года представляется маловероятным.

Причиной замедления роста спроса на российском рынке фанеры является спад в основных сегментах потребления на внутреннем рынке на фоне благоприятной конъюнктуры на внешних рынках. Иллюстрацией может служить спад мебельного производства, вызванный снижением покупательского спроса (рис. 3).

Свой вклад в процесс вносит и серьезная девальвация рубля по отношению к мировым валютам, произошедшая в конце 2013 - начале 2014 года. Сокращение внутреннего спроса в России и ослабление курса рубля к евро и доллару на 8-10% в первом полугодии 2014 года привели к еще большей ориентации производителей фанеры на экспортные рынки. В первом полугодии 2014 года, по данным Федеральной таможенной службы РФ, прирост экспорта березовой фанеры составил 23% к уровню первого полугодия 2013 года. Этому способствовала хорошая динамика в начале 2014 года рынков Ближнего Востока, Центральной Европы (прежде всего Германии и Великобритании) и США.

Основным драйвером внутреннего спроса на фанеру по-прежнему служит строительство, прежде всего монолитное, в котором востребована ламинированная березовая фанера. Судя по статистике (данные Росстата), объем ввода жилой недвижимости в России в январе-феврале 2014 года вырос на 34,3% (в сравнении с аналогичным периодом 2013 года), тем не менее анализ статистических данных не внушает оптимизма. В 2013 году объемы строительных работ в денежном выражении впервые после кризиса «ушли» в отрицательную зону и снизились на 1,5%. В первом полугодии 2014 года падение продолжилось, объемы строительства сократились на 2,6% к уровню аналогичного периода 2013 года (рис. 4).

На фоне общего снижения деловой активности можно предположить, что растущий объем вводимого жилья и коммерческой недвижимости отражает завершающую фазу проектов, начатых на волне посткризисного восстановительного роста. Например, согласно отчету Национального рейтингового агентства, темпы роста промышленности строительных материалов замедлились до минимальных значений, а железнодорожные перевозки цемента в РФ в январе - мае 2014 года уменьшились на 3,6% к соответствующему периоду 2013 года.

Влияют на спрос и структурные изменения в экономике и строительной отрасли, вызванные общим спадом. Например, очевидно, что в последнее время происходит перераспределение спроса в пользу жилья экономкласса в панельных домах. Например, на рынке Санкт-Петербурга (одного из крупнейших центров монолитного строительства), по данным Colliers International, доля «панели» достигла 54%. Как следствие, востребованность опалубочной фанеры в массовом строительстве будет снижаться, причем текущая экономическая ситуация и внешнеполитическая неопределенность не дают оснований прогнозировать рост спроса на жилую и коммерческую недвижимость в среднесрочной перспективе.

Как долго будет продолжаться рецессия строительной отрасли? По мнению Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ, после спада во II квартале 2014 года есть основания полагать, что в III-IV кварталах ситуация на строительном рынке может измениться. Надежда строительной отрасли - это прежде всего реализация государством инфраструктурных проектов. Часть этих проектов финансируется за счет средств из Фонда национального благосостояния, и средства уже выделены. Однако вряд ли в перспективе стоит ждать кардинального и долговременного улучшения ситуации.

Еще одним фактором, отрицательно влияющим на российский рынок фанеры, является рост импорта из Китая. «Отгрузки нашей продукции за рубеж в первом полугодии 2014 года выросли на 16%, - говорит Юлия Ермакова, руководитель отдела маркетинга группы «СВЕЗА», мирового лидера по производству березовой фанеры. - А поставки на рынок РФ за тот же период, хотя и незначительно (0,3%), но сократились. Сложившаяся ситуация говорит об изменении структуры спроса в пользу более дешевой и менее качественной продукции, в основном из Китая».

Китайская фанера

Действительно, статистика показывает, что импорт фанеры из Китая в РФ в первом полугодии 2014 года увеличился почти на четверть (23%) (рис. 5). Интересно, что на 26% вырос экспорт фанеры из России.

Сегодня Китай занимает первое место в мире по производству и экспорту фанеры. Однако «специфика» китайской продукции состоит в том, что для изготовления фанеры используются низкокачественные сырье и материалы. В частности, основным сырьем служит рыхлая древесина тополя. В результате по прочностным характеристикам и влагостойкости фанера из Китая в разы уступает отечественным аналогам из березы.

«Срок службы китайской ламинированной фанеры, - говорит Юлия Ермакова, - не превышает пяти циклов заливки монолита против 50-60 для нашей березовой. Это вызвано не только плохим качеством древесины, но и низкой культурой производства, поскольку значительная часть китайской фанеры делается в кустарных и полукустарных условиях. При этом цена китайской фанеры на 30-40% ниже цены российской. То есть китайские производители привлекают покупателя низкой стоимостью, обусловленной дешевой рабочей силой и плохим сырьем».

Качество китайской фанеры, особенно ламинированной, действительно в массе очень низкое. Причина тому - недостаток современных производственных мощностей (лесоперерабатывающая промышленность Китая лишь два года назад стала выходить из глубокого кризиса, который серьезно затронул множество крупных предприятий, приведя к их закрытию). Поэтому крупные заказы, как правило, дробятся и передаются на исполнение множеству небольших предприятий, где технологические режимы зачастую не соблюдаются.

Российский рынок приобретает сейчас для китайцев особое значение. Дело в том, что в Европе и США в последнее время крайне серьезно относятся к качеству и происхождению фанеры и требуют сертификации продуктов по системе FSC (Forest Stewardship Council - Лесной попечительский совет, международная некоммерческая организация, содействующая экологически ответственному лесопользованию). Поэтому европейские и американские импортеры скорее отдадут предпочтение российской или малазийской фанере, чем китайской.

Нужно ли строить стену?

Стоит ли бороться с китайской экспансией и переделом внутрироссийского рынка фанеры? И если да, то как? Вопросы далеко не праздные. Во-первых, импорт из Китая отрицательно влияет на отечественных производителей, работающих в низком ценовом сегменте. Условия конкуренции здесь заведомо неравны: до недавнего времени китайская деревообработка дотировалась государством, которое стимулировало внешнеторговую экспансию своих производителей. В России же реальный сектор по большому счету может надеяться только на себя.

Стоит заметить, что наметившаяся в первом полугодии 2014 года тенденция «оживления» мелких производителей фанеры вряд ли будет долгосрочной. Рост вызван тем, что на фоне переориентации основных производителей на экспортные рынки небольшие российские производители фанеры формата 5 х 5 смогли реализовать свой потенциал (рис. 6).

Во-вторых, и это немаловажно, использование некачественной фанеры, особенно в строительстве, может привести к печальным последствиям. Достаточно вспомнить показательный пример из израильского опыта - там при строительстве одной из главных трасс страны Тель-Авив - Ашдод пришлось разбирать и полностью переделывать мост Сайярим, который начал разрушаться уже в процессе монтажа. Выяснилось, что авария произошла из-за использования низкокачественной ламинированной фанеры из Китая. Из-за ее низкой влагостойкости опалубочные щиты покоробило, в результате чего нарушилась геометрия конструкции и существенно снизилась прочность бетона, что и привело к аварии.

«Стоимость опалубочной фанеры, конечно, влияет на затраты в ходе монолитного строительства, - говорит учредитель и генеральный директор компании «ГенСтройИнвест» Александр Павлов, - но не слишком значительно: в структуре расходов это едва ли больше 1-2%. Однако, чем выше ее оборачиваемость в опалубке, тем выгоднее приобретать качественную, хотя и дорогую продукцию. Поскольку на второй и последующие циклы материал потребуется докупать гораздо реже, итоговая стоимость работ будет ниже. Дешевая же фанера способна выйти из строя уже после двух заливок. Можно сказать, что это деньги, выброшенные на ветер».

Между тем бороться с китайской экспансией непросто, что доказывает опыт США. В начале 2013 года Министерство торговли США заявило о намерении установить заградительные пошлины на китайскую фанеру (итоговые цифры составили 59,6% для продукции из лиственных пород). Это повышение было призвано скомпенсировать субсидии, которые китайское правительство применяло для удержания цен на низком уровне.

Поводом для введения заградительных пошлин стало обращение ряда производителей фанеры в штатах Северная Каролина, Нью-Йорк и Орегон, которые сформировали коалицию за честную торговлю. Ожидалось, что столь радикальные меры позволят остановить продажу китайской продукции на территории США по ценам, больше чем на 300% ниже реальной рыночной стоимости. Косвенным образом радикальный американский антидемпинг способствовал росту российского экспорта в США, позволив довести долю США в общем объеме экспорта фанеры из России до 13%. В 2013 году поставки отечественной фанеры на рынок США выросли на 22% и составили 151,7 тыс. м3. Стоит оговориться, что после обращения Китая в ВТО пошлины были частично отменены в 2014 году.

Российская экономика сегодня переживает далеко не лучшие времена. Но наметившаяся тенденция вытеснения с отечественного рынка высокотехнологичной российской продукции более дешевой и низкосортной китайской вызывает тревогу. Международный опыт показывает, что с подобным демпингом следует эффективно бороться, поддерживая отечественных производителей и стимулируя добросовестную конкуренцию внутри страны.

По материалам Группы «СВЕЗА»