Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

События

Лесоинженерному факультету – 85!

В Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете имени С. М. Кирова прошли мероприятия, посвященные 85-летию лесоинженерного факультета СПбГЛТУ и 95-летию кафедры сухопутного транспорта леса.

В 1929 году в Ленинградском лесном институте был организован первый в стране лесоинженерный факультет (ЛИФ). Его основателями считаются академик Н. Н. Павловский и профессора Д. А. Попов и К. М. Ашкенази.

85 лет старейший лесоинженерный факультет страны обеспечивал подготовку современных инженерных кадров лесозаготовительного комплекса. Подготовлено более 12 000 инженеров-технологов лесозаготовительного производства, обеспечивающих организацию заготовки древесины, первичной переработки и транспорта лесного сырья и лесопродукции.

С 1994 года на факультете организована многоуровневая подготовка, включающая 4-годичную подготовку бакалавров и 6-летнюю - магистров.

На 1 января 2014 года в состав лесоинженерного факультета входили кафедры: технологии лесозаготовительных производств; сухопутного транспорта леса; водного транспорта леса и гидравлики; геодезии и строительного дела; высшей математики; физической культуры. С 1 сентября 2014 года кафедры сухопутного транспорта леса и водного транспорта леса и гидравлики объединены в кафедру промышленного транспорта. Также в состав факультета входят межкафедральная лаборатория САПР и ГИС, лаборатории гидравлики, лесозаготовительных производств, а также специализированные кабинеты и аудитории, оснащенные необходимым оборудованием.

В настоящее время на факультете обучается 1110 студентов. Коллектив факультета занимается подготовкой инженерных кадров для лесопромышленного комплекса Российской Федерации и зарубежных стран всех континентов. Выпускники факультета работают во всех регионах России и во многих зарубежных странах на разных должностях - от мастера до менеджеров высшего звена, в научно-исследовательских и проектных институтах, на разных предприятиях лесного сектора экономики РФ.

Лесоинженерный факультет (ЛИФ) является не только кузницей инженерных кадров, но и крупным центром по подготовке преподавателей и научных работников. В России нет, наверное, лесотехнических вузов, проектных и научных организаций, в которых не работали бы выпускники ЛИФ. Всего на факультете подготовлено 242 кандидата и 26 докторов технических наук.

8 октября в рамках празднования юбилея ЛИФ состоялось заседание учебно-методической комиссии по лесоинженерному делу учебно-методического объединения по образованию в области лесного дела. В заседании приняли участие представители ведущих вузов России, в которых ведется подготовка специалистов в области лесозаготовительного производства: СПбГЛТУ, Московского государственного университета леса, Уральского государственного лесотехнического университета, Петрозаводского государственного университета, Северного (Арктического) федерального университета, Сыктывкарского лесного института, Воронежской государственной лесотехнической академии, Сибирского государственного технологического университета, Костромского государственного технологического университета, Поволжского государственного технического университета, Ухтинского государственного технического университета, Братского государственного университета, Тихоокеанского государственного университета.

На заседании, которое прошло под председательством д-ра техн. наук, проф., зав. кафедрой технологии и оборудования лесопромышленного производства Московского государственного университета леса А. К. Редькина, члены учебно-методической комиссии обсудили проблемы и перспективы развития подготовки кадров для лесозаготовительной промышленности.

В ходе заседания было отмечено, что, согласно международным требованиям, выпускники, освоившие программу подготовки в области лесоинженерного дела, должны быть подготовлены к планированию процессов и решению задач, связанных как с природопользованием, так и с обработкой древесины и недревесной продукции леса. Такой уровень подготовки специалистов призван не только удовлетворить потребности промышленности в лесопродукции, но и сохранить лесные экосистемы.

За последние 20 лет престиж лесоинженерных специальностей упал, сегодня выпускники школ нечасто предпочитают инженерные специальности, поэтому необходимо срочно решать проблему повышения престижности инженерного труда. Очевидно, что нынешний упадок образования в целом и непопулярность именно лесного образования в ближайшее время приведут к нехватке кадров квалифицированных молодых специалистов в течение как минимум ближайших 10-15 лет и невосполнимому разрыву между поколениями специалистов.

Кадровый голод лесозаготовительных предприятий связан еще и с удаленностью лесозаготовительных предприятий от крупных населенных пунктов, отсутствием учреждений, обеспечивающих культурный отдых и досуг местного населения, а также со значительными ограничениями по бытовым удобствам по сравнению с жизнью в городских условиях. В результате выпускники лесотехнических вузов - как горожане, так и приехавшие на учебу с периферии - не изъявляют желания работать в поселках лесозаготовителей или жить в населенных пунктах, расположенных близ лесозаготовительных участков.

При множестве прочих проблем в сфере подготовки кадров ключевая состоит в том, что высшая школа развивается сама по себе, а промышленность - сама по себе. Одновременное реформирование высшего профессионального образования страны и лесной отрасли, безусловно, усложняет процесс профессиональной подготовки инженера лесозаготовительного производства.

В соответствии с реформами лесной отрасли и принятием в 2006 году Лесного кодекса лесозаготовитель должен обеспечивать не только эффективную заготовку лесных ресурсов и их обработку, но и охрану и воспроизводство лесов. Одновременно с внедрением добровольной лесной сертификации расширились и ужесточились экологические требования к лесозаготовительному производству. Все это потребовало серьезных изменений в учебных планах подготовки лесозаготовителей с расширением дисциплин лесохозяйственного и природоохранного профиля. Вместе с тем в результате реформирования высшего профессионального образования подготовка инженеров лесозаготовительного профиля оказалась ориентированной на глубокую переработку древесины, а не на лесное хозяйство, как того требовали лесные реформы. И в новой редакции федеральных образовательных стандартов 2014 года это противоречие не было устранено.

По-прежнему серьезной проблемой профессиональной подготовки лесоинженеров остается недостаток эффективных связей между работодателями и высшими учебными заведениями, отсутствие финансирования лесной науки. В реальной жизни сфера профессиональной деятельности инженера-лесозаготовителя довольно широка. Он должен сочетать в себе качества и ученого, и производственника. Ведь инженер-ученый, не знающий проблем производства, как и инженер-производственник, не знающий проблем науки в своей профессиональной сфере, это нонсенс. Необходима реализация совместных программ по субсидированию предприятий, которые, приходя в вузы со своими нуждами и предложениями, развивают исследовательскую компоненту.

Серьезные сложности возникают и при организации учебной и производственной практики. Оснащение лабораторной базы учебно-опытных лесхозов большинства лесных вузов, где проводится учебная практика, морально и физически устарело. Современное лесозаготовительное производство оснащено дорогими высокопроизводительными комплексами, приобретение которых для организации обучения студентов без помощи отрасли невозможно. Организация производственной практики на базе малых лесозаготовительных предприятий, число которых составляет в настоящее время 95% всех компаний лесной отрасли, сопряжена со сложностями доставки студентов к месту практики, их размещения, организации питания и др.

Обучение бакалавров по минимальной программе профессиональной специализации позволяет подготовить для производства бакалавра с широкой базовой основой. Но выпускники - специалисты вузов с широкой, но не специализированной профессиональной подготовкой на деле не востребованы предприятиями отрасли. Стало обычным делом слышать от работодателей, что нынешнее образование не связано с потребностями лесопромышленного производства. Работодателям нужны выпускники, подготовка которых отвечает нуждам конкретного производства, но такие задачи не предполагают проектирования новых производств и создания новых технологий, на которые ориентирована глубокая, фундаментальная вузовская подготовка.

Логика нынешних реформ высшего профессионального образования такова, что в рамках бакалавриата формируются профессионалы-исполнители. Магистратура предназначается для того, чтобы предметно и методологически подготовить человека к руководящей деятельности на производстве или к научной деятельности, в частности в аспирантуре.

В настоящее время одним из важнейших критериев оценки эффективности деятельности любого вуза является востребованность выпускников. Согласно прогнозам развития ЛПК, можно ожидать значительное увеличение предложений рабочих мест для лесных инженеров, поскольку сейчас в РФ осваивается не более 30% расчетной лесосеки и для более полного ее освоения очевидно необходимы именно такие специалисты. Следовательно, лесозаготовительным предприятиям необходимо теснее сотрудничать с отраслевыми вузами для корректировки и материального обеспечения учебных планов специалистов лесозаготовительного производства.

Параллельно с заседанием учебно-методической комиссии в СПбГЛТУ состоялось выездное заседание редколлегии Лесного журнала, которое прошло под председательством д-ра техн. наук, проф. В. И. Мелехова. На этом заседании обсуждались проблемы научных журналов, посвященных лесной тематике, пути их взаимодействия и работы с разными базами цитирования, включая международные, такие как WoS и Scopus.

9 октября прошла 11-я Международная научно-практическая конференция «Леса России в XXI веке». Основные научные направления С докладами на конференции выступили представители как ведущих лесных вузов России, так и известных фирм - производителей оборудования для лесозаготовительного производства: Oregon, Stihl, Bruks, Komatsu Forest, Ponsse. Они ознакомили слушателей с историй развития лесного машиностроения и современными линейками машин и оборудования для заготовки, транспортировки и обработки древесины.

Сотрудники лесоинженерного факультета СПбГЛТУ презентовали научные проекты, выполненные в рамках научной школы «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства», которая включена в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга, а также работы молодых ученых, выполненные в рамках Студенческого бизнес-инкубатора лесоинженерного факультета (СБИ ЛИФ).

В частности, были представлены проекты, заявленные на конкурс лучших инновационных проектов в сфере науки и высшего профессионального образования Санкт-Петербурга в 2014 году: «Система машин для производства топливной щепы из порубочных остатков»; «Новые технические решения для повышения эффективности транспортировки лесоматериалов»; «Новые технические решения и технологические процессы для обработки низкотоварной древесины на лесопромышленных складах»; «Система машин для предотвращения лесных пожаров», а также проект, ставший победителем конкурса в номинации «Лучшая научно-инновационная идея»: «Системы машин и способ разработки ветровально-буреломных лесосек».

Следует особо отметить, что за последние пять лет коллектив факультета уже в четвертый раз побеждает в конкурсе на лучшие инновационные проекты в сфере науки и высшего образования Санкт-Петербурга. В 2009 году в номинации «Лучшая научно-инновационная идея» победил проект «Селективная окорка лесоматериалов», реализованный под руководством проф. И. В. Григорьева. В 2011 году в номинации «Лучшее инновационное бизнес-предложение» победил проект «Производство деревянных облицовочных покрытий из отходов деревообработки», выполненный под руководством проф. А. Р. Бирмана. В 2012 году в номинации «Лучшая научно-инновационная идея» победил проект «Новые технические решения для повышения эффективности обезвоживания и пропитки лесоматериалов». Руководитель проекта - доц. О. А. Куницкая.

Решением Ученого совета ЛИФ от 9 сентября 2014 года в рамках мероприятий, посвященных 85-летию лесоинженерного факультета при поддержке Союза лесопромышленников Ленинградской области, Санкт-Петербургского научно-технического общества бумажной и деревообрабатывающей промышленности (НТО «Бумдревпром») и малого инновационного предприятия ООО «ЛИД» был проведен всероссийский конкурс дипломных проектов по специальности «Лесоинженерное дело».

Дипломные проекты оценивались по полноте разработки поставленной задачи и расчетов, качеству выполнения пояснительной записки и графической части, степени самостоятельности работы студентов, оригинальности конструкторских разработок, направленности тематики на удовлетворение запросов производства, глубине и оригинальности исследований, возможности внедрения в промышленность, экономической эффективности.

В конкурсе приняли участие работы студентов СПбГЛТУ, Уральского государственного лесотехнического университета, Воронежской государственной лесотехнической академии, Братского государственного университета, Ухтинского государственного технического университета.

Заместитель декана ЛИФ по научной работе, проф. И. В. Григорьев вручил руководителям лучших работ дипломы победителей конкурса.

Коллектив факультета выражает глубокую признательность всем выпускникам и коллегам, принявшим участие в праздничных мероприятиях в связи с 85-летием ЛИФ, а также всем, кто прислал поздравления. Особую благодарность факультет выражает выпускникам, оказавшим помощь в подготовке и проведении юбилея: канд. техн. наук, генеральному директору ЗАО «Рант» В. Д. Шкруму, генеральному директору ЗАО «Кингисеппский КЛПХ» Д. Б. Ханейху, директору по сбыту в СНГ фирмы Bruks Kloeckner GmbH В. И. Осипову и другим.

Игорь ГРИГОРЬЕВ,
д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой технологии лесозаготовительных производств СПбГЛТУ