Шанс, который нельзя упустить
Для нашей страны 2014 год выдался очень тяжелым. Он явился тестом на то, что мы можем, насколько мы самодостаточны. И мне кажется, этот тест мы успешно провалили. Провалили не из-за внешних обстоятельств, когда, как кажется, почти весь мир ополчился против нас. Причина в нас самих. Мы так и не научились работать в новых условиях. По старой «доброй» традиции профессиональные объединения концентрируются на проведении череды бесплодных конференций, на которых выступают перед представителями министерств и ведомств с бессменными тезисами о том, как им плохо живется и с заверениями: «Дайте нам денег - мы вам столько всего произведем!» Чиновники, утомленные пустословием и сотрясанием воздуха, уже на автомате говорят: «Так вы предложите хоть какое-то конкретное решение» - и в ворохе словесной руды не замечают изредка появляющееся рациональное зерно. Круг замкнулся.
Более того, члены ассоциаций сами уже с трудом верят в успехи своих «лоббистов» и, по сути, формально числятся в таких союзах и объединениях для того, чтобы получать дешевые места на коллективных стендах на выставках. Вместо того, чтобы консолидировать сбытовые усилия в рамках хотя бы Таможенного союза, медленно, но верно завоевывать ниши на рынке, пользуясь значительным ростом курса инвалют, подавляющее большинство отечественных производителей не инвестируют в развитие и сбыт, предпочитая оставаться в лучшем случае в числе середняков отрасли.
Минэкономики РФ дало неутешительный прогноз на 2015 год - девальвацию рубля, которая должна была стать катализатором создания местных производств, переоценили (впрочем, почти все прогнозы нашего правительства не реалистичны, а оптимистичны, что подтверждает бытующее мнение о слабом уровне подготовки министерских аналитиков), и возможности кредитования перестанут подогревать спрос, что говорит о том, что даже если создать новые предприятия, потребление не увеличится.
Этот прогноз говорит о том, что отечественные лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия при обновлении своего станочного и машинного парка будут ориентироваться на оборудование известных марок (как правило, зарубежных машиностроителей), относящееся к среднему ценовому сегменту, которое позволяет стабильно производить продукцию высокого качества и тем самым не обременять себя большими капитальными вложениями. При кажущейся перспективе импортозамещения, имеющей поддержку на государственном уровне, шансов у отечественного машиностроения немного. Как сказал заместитель председателя Правительства РФ Александр Хлопонин, «складывается ситуация, когда отдельные ведомства очень четко выполняют свои функциональные обязанности, но в целом не решают проблем развития лесной отрасли». От себя хотелось бы добавить: остается надеяться, что это видение проблемы не трансформируется в очередные многочисленные проекты противоречащих друг другу концепций развития ЛПК.
Что же в сложившейся ситуации могут предложить отечественные станко- и машиностроители? Начать, прежде всего, необходимо с постановки амбициозных задач. В условиях слабого управления проектами, когда старые кадры конструкторских бюро идут по пути наименьшего сопротивления и занимаются модернизацией советских разработок полувековой давности, надеяться на успех не приходится. Безусловно, нужно растить собственные новые кадры, но на это требуется время. А в краткосрочной перспективе, отсутствие кадров, которые могли бы вывести отечественное машиностроение на новый уровень, можно компенсировать покупкой технологий производства оборудования у тех же зарубежных производителей. Это позволило бы сократить сроки отставания в технологиях. Но мало произвести, нужно еще и продать. Часто на разных конференциях приходится слышать, что мы не умеем продавать. Отрасль остро нуждается в молодых руководителях отделов маркетинга. Маркетинг как предмет в университетских программах появился в нашей стране в начале 1990-х. Сначала велась подготовка преподавательского состава и таким образом более или менее качественно маркетологов в наших вузах начали готовить лишь в начале 2000-х. То есть специалисту, который мог бы принести пользу заводу, сейчас около 30 лет. Нужно понять, что предоставившуюся нам в очередной раз возможность развить отечественное машино- и станкостроение следует использовать, не мешкая, ведь кризис может через год и закончиться... Вопрос в том, как мы распорядимся этим временем. Если вместо излишней любви к светлому будущему в виде долгосрочных концепций до 2020-2030 годов займемся решением насущных задач, то еще можем надеяться на успех.
Михаил ДМИТРИЕВ