Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Слово редакции

Шанс, который нельзя упустить

Для нашей страны 2014 год выдался очень тяжелым. Он явился тестом на то, что мы можем, насколько мы самодостаточны. И мне кажется, этот тест мы успешно провалили. Провалили не из-за внешних обстоятельств, когда, как кажется, почти весь мир ополчился против нас. Причина в нас самих. Мы так и не научились работать в новых условиях. По старой «доброй» традиции профессиональные объединения концентрируются на проведении череды бесплодных конференций, на которых выступают перед представителями министерств и ведомств с бессменными тезисами о том, как им плохо живется и с заверениями: «Дайте нам денег - мы вам столько всего произведем!» Чиновники, утомленные пустословием и сотрясанием воздуха, уже на автомате говорят: «Так вы предложите хоть какое-то конкретное решение» - и в ворохе словесной руды не замечают изредка появляющееся рациональное зерно. Круг замкнулся.

Более того, члены ассоциаций сами уже с трудом верят в успехи своих «лоббистов» и, по сути, формально числятся в таких союзах и объединениях для того, чтобы получать дешевые места на коллективных стендах на выставках. Вместо того, чтобы консолидировать сбытовые усилия в рамках хотя бы Таможенного союза, медленно, но верно завоевывать ниши на рынке, пользуясь значительным ростом курса инвалют, подавляющее большинство отечественных производителей не инвестируют в развитие и сбыт, предпочитая оставаться в лучшем случае в числе середняков отрасли.

Минэкономики РФ дало неутешительный прогноз на 2015 год - девальвацию рубля, которая должна была стать катализатором создания местных производств, переоценили (впрочем, почти все прогнозы нашего правительства не реалистичны, а оптимистичны, что подтверждает бытующее мнение о слабом уровне подготовки министерских аналитиков), и возможности кредитования перестанут подогревать спрос, что говорит о том, что даже если создать новые предприятия, потребление не увеличится.

Этот прогноз говорит о том, что отечественные лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия при обновлении своего станочного и машинного парка будут ориентироваться на оборудование известных марок (как правило, зарубежных машиностроителей), относящееся к среднему ценовому сегменту, которое позволяет стабильно производить продукцию высокого качества и тем самым не обременять себя большими капитальными вложениями. При кажущейся перспективе импортозамещения, имеющей поддержку на государственном уровне, шансов у отечественного машиностроения немного. Как сказал заместитель председателя Правительства РФ Александр Хлопонин, «складывается ситуация, когда отдельные ведомства очень четко выполняют свои функциональные обязанности, но в целом не решают проблем развития лесной отрасли». От себя хотелось бы добавить: остается надеяться, что это видение проблемы не трансформируется в очередные многочисленные проекты противоречащих друг другу концепций развития ЛПК.

Что же в сложившейся ситуации могут предложить отечественные станко- и машиностроители? Начать, прежде всего, необходимо с постановки амбициозных задач. В условиях слабого управления проектами, когда старые кадры конструкторских бюро идут по пути наименьшего сопротивления и занимаются модернизацией советских разработок полувековой давности, надеяться на успех не приходится. Безусловно, нужно растить собственные новые кадры, но на это требуется время. А в краткосрочной перспективе, отсутствие кадров, которые могли бы вывести отечественное машиностроение на новый уровень, можно компенсировать покупкой технологий производства оборудования у тех же зарубежных производителей. Это позволило бы сократить сроки отставания в технологиях. Но мало произвести, нужно еще и продать. Часто на разных конференциях приходится слышать, что мы не умеем продавать. Отрасль остро нуждается в молодых руководителях отделов маркетинга. Маркетинг как предмет в университетских программах появился в нашей стране в начале 1990-х. Сначала велась подготовка преподавательского состава и таким образом более или менее качественно маркетологов в наших вузах начали готовить лишь в начале 2000-х. То есть специалисту, который мог бы принести пользу заводу, сейчас около 30 лет. Нужно понять, что предоставившуюся нам в очередной раз возможность развить отечественное машино- и станкостроение следует использовать, не мешкая, ведь кризис может через год и закончиться... Вопрос в том, как мы распорядимся этим временем. Если вместо излишней любви к светлому будущему в виде долгосрочных концепций до 2020-2030 годов займемся решением насущных задач, то еще можем надеяться на успех.

Михаил ДМИТРИЕВ