Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесное хозяйство

Евгений Трунов: «Чем больше технологий тушения пожаров, тем лучше»

Евгений Трунов

Завершен очередной лесопожароопасный сезон. Несмотря на оперативное реагирование пожарных служб на возгорания и явное снижение наносимого урона лесу, неравнодушные граждане все еще опасаются повторения 2010 года, а в особенности - торфяных пожаров. К сожалению, торфяной пожар, даже при быстрой его локализации и ликвидации может принести немало неудобств и волнений населению. О ситуации с пожарами на торфяниках, итогах пожароопасного сезона и о том, поможет ли идея екатеринбургского школьника в борьбе с торфяными пожарами, нашему изданию рассказал начальник Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу РФ Евгений Трунов.

- Евгений Сергеевич, очередной лесопожарный сезон завершен. Каковы его итоги?

- Скажу сразу: сезон был тяжелый. Средний класс пожарной опасности в лесах по условиям погоды в этом году (3,8) всего лишь на две десятые ниже, чем показатель 2010 года. Вместе с тем стоит отметить, что в этом году реальные проблемы возникли только на территории Тверской области. В других регионах больших проблем не было - реагировали на возгорания оперативно, обнаруживали пожары, выезжали вовремя. Причем в Тверской области проблема заключалась не столько в лесных пожарах, а в пожарах на местах так называемых торфяников - отработанных когда­-то месторождений торфа, где есть тонкий слой плодородного торфяного слоя. Все пожары, за исключением одного из крупных, возникли в связи с переходом с других категорий земель, причем когда пожар приходил в лес, его площадь уже была довольно большой. Но отмечу, что в целом в прошлом году все противопожарные службы региона сработали на хорошем профессиональном уровне.

- Какие из субъектов, входящих в состав ЦФО, можно выделить?

- Отмечу, что в ряде субъектов вообще не допустили перехода пожаров с других территорий. Очень хорошо сработали противопожарные службы Курской и Тамбовской областей. При довольно большом числе лесных пожаров, возникавших в Московской области, площадь распространения огня была невелика, что свидетельствует о том, что даже при высокой рекреационной нагрузке система охраны лесов от пожаров работает вполне эффективно.

- Больше всего население пугают пожары на торфяниках. В чем их опасность?

- Начнем с того, что торф - это органическое соединение, не до конца сгнившая древесина, в которой, в результате отсутствия доступа воздуха к ней образуется определенный субстрат. Когда огонь проникает на большую глубину, тем, кто тушит пожар, надо быть очень осторожными - из­-за выгорания слоев можно провалиться в образовавшуюся дыру. Сами по себе торфяные пожары не наносят большого ущерба лесу, открытого огня нет, но тление торфа сопровождается обильным выделением дыма, которым заволакивает большие площади, и весьма неприятного запаха. Дым от тлеющих торфяников особенно вредно воздействует на людей с заболеваниями дыхательных путей.

- Какова специфика тушения торфяного пожара? Какие технологии используются?

- Торфяной пожар тушить намного тяжелее, чем другие, например, его невозможно потушить водой. Для этой цели необходимо использовать ретарданты - смачиватели, химические или биологические соединения, которые предназначены для того, чтобы снижать площадь поверхностного натяжения воды. Капелька воды катается по торфу, как по гладкому полу. Если же при обработке торфяников использовать ретарданты, то гигроскопичность торфа резко возрастает.

Для тушения торфяников используют две технологии. Если горят слои неглубокого залегания (самая начальная стадия торфяного пожара), как правило, используют торфяные стволы - специальное приспособление, с помощью которого протыкают почву и подают жидкость внутрь торфяных пластов, то есть происходит их намачивание. Если же огонь проник глубоко, тогда используют тяжелую технику. При залегании торфа на глубину до метра и горении на глубине двух метров используют бульдозеры и экскаваторы, вся площадь торфяника заливается и грунт перемешиваются с торфом. Если глубина пожара больше, тогда выкапывают специальные рвы, через которые заливается вода, и происходит процесс подтопления торфяных пластов.

- Проект школьника из Екатеринбурга Ивана Бадьина, в котором он предложил свой метод тушения торфяных пожаров, стал призером Всероссийского конкурса научно­-инновационных проектов для старшеклассников. Идея заключается в том, чтобы тушить торфяной пожар не водой, что неэффективно, поскольку огонь просто уходит вглубь пластов и продолжает там гореть, а углекислым газом.

- Да, я посмотрел эту работу. Хочу отметить, что с точки зрения творческого подхода работа заслуживает внимания. Однако есть одно серьезное замечание. Даже если подать и равномерно распространить в пластах торфа углекислый газ и добиться тем самым удаления кислорода (который, как известно, способствует горению) из пространства между пластами, процесс горения не удастся остановить, потому что кислород изначально содержится в самом торфе и выдавить его из частичек торфа углекислым газом не удастся. Торфяники потому и тлеют длительный период времени, что этому способствует их структура, о чем, кстати, говорится и в работе Ивана Бадьина - при нагревании торфа начинает выделяться кислород, а следом возникает процесс тления. Это биологические реакции, которые возникают в процессе самого горения. Тлеющий торфяник, образно говоря, закрытая печка, которая сама топится и сама себя подпитывает топливом.

Кроме того, надо продумать, как технологически осуществить идею, предложенную в проекте школьника. Если торфяник находится рядом с дорогой, то к нему можно пробраться без труда. Ведь основная проблема в том, как доставить воду, технику, людей к горящему торфянику, который находится на отдаленной территории и к которому затруднен доступ. Например, в 2014 году было возгорание на Оршинском торфяном месторождении в Тверской области. Пришлось решать проблемы, о которых я сказал выше, потому что у Оршинских торфяников и территория большая, и находятся они далеко и в труднодоступном месте, и воды рядом с ними нет.

- Возможно, после ваших комментариев, проект Ивана Бадьина будет доработан. Патент­-то не зря получен...

- Патент подтверждает, что работа имеет определенную научную и практическую значимость, и это бесспорно. Но это патент на изобретение, на идею. А говорить надо о том, что тушение пожаров ведется специально обученными людьми по конкретной технологии и с использованием реальной техники. Конечно, нельзя останавливаться, нужно двигаться вперед в поисках эффективных способов борьбы с торфяными пожарами. Ведь чем больше технологий тушения огня, тем лучше и для леса, и для людей.