Промышленные лесосырьевые плантации – будущее лесной промышленности России
Плантации в мире занимают всего 7% площади лесов (264 млн га из 4,2 млрд га), но дают около 30% промышленной древесины. На них заготавливают 1 млрд м3 из 3,4 млрд м3 общего объема заготовки древесины (по данным ФАО ООН). В настоящее время промышленные лесосырьевые плантации являются основной сырьевой базой для целлюлозно-бумажной промышленности во всем мире, и в первую очередь в странах Индокитая, Латинской Америки и Африки. Мировая целлюлозно-бумажная промышленность на 54% обеспечивается плантационной древесиной (маломерной по диаметру).
За рубежом искусственное выращивание древесины разделяют на четыре группы: лесные культуры (tree plantations); сельскохозяйственные фермы с выращиванием древесины (tree farms); сельскохозяйственные лесные плантации (agro forestry); промышленные древесные плантации (industrial tree plantations, ITP). В России лесных плантаций почти нет, есть только лесные культуры.
В настоящей статье речь пойдет исключительно о промышленных древесных (лесосырьевых) плантациях. Их особенности:
- закладываются на вырубках, гарях и других свободных площадях лесного фонда;
- для посадок используются элитный семенной материал и саженцы с закрытой корневой системой;
- цель посадок - выращивание быстрорастущих пород с целевым назначением: для предприятий химической и химико-механической переработки древесины;
- оборот рубки древесины составляет 5-25 лет в зависимости от породы, скорости ее роста (получение экономически целесообразного запаса древесины) и целевого использования.
Древесное сырье, выращенное на плантациях, должно перерабатываться на целлюлозно-бумажных предприятиях (с целью получения целлюлозы, полуцеллюлозы, механической древесной массы разных модификаций - ТММ, ХТММ и др.), на предприятиях по производству плит (ДВП, ДСП, OSB, MDF), а также на предприятиях по производству биотоплива (пеллет, брикетов, бионефти).
Для создания промышленных плантаций используются быстрорастущие породы: лиственные - эвкалипт, тополь, акация; хвойные - сосна радиальная (клон NZ-55), скрученная и карибская. Средний общий прирост древесины на плантациях составляет 15-30 м3/га в год в зависимости от породы, климата, почвы, применяемых технологий посадки и ухода. Для сравнения: среднегодовой прирост в лесах России составляет 1,2 м3/га, а в скандинавских лесах - 4-6 м3/га.
Дефицит древесного сырья в многолесной стране
Лесосырьевой голод на многих предприятиях ЛПК РФ ощутим уже сегодня, и это серьезная проблема - особенно для крупных производств. В частности, в Северо-Западном регионе России создан довольно мощный кластер лесоперерабатывающих предприятий, в который входят: группа целлюлозно-бумажных комбинатов (Архангельский, Котласский, Сыктывкарский, Сегежский, Кондопожский, Питкярантский, Светогорский, Сясьский, Выборгский) с общим потреблением 12-16 млн м3 балансов и технологических дров в год; группа плитных производств (ДВП, ДСП, OSB, MDF) с годовым потреблением сырья около 4 млн м3; группа пеллетных производств (древесных топливных гранул) с объемом производства 1,5 млн т в год и потребностью в сырье около 10 млн м3. В Вологодской области проектируется строительство целлюлозно-бумажного комбината по производству волокнистых полуфабрикатов мощностью 1 млн т в год с годовым потреблением древесины около 5 млн м3. К этому надо добавить, что общий объем производства волокнистых полуфабрикатов в стране составляет 6,2 млн т в год.
Общее потребление сырья при полной загрузке лесоперерабатывающих предприятий в Северо-Западном регионе РФ составляет 31-35 млн м3 в год. Если принять суммарный выход балансов и дров по отношению к пиловочнику (сырье для лесопиления) 6:4 и добавить к нему объем экспортируемого круглого леса (пиловочник, фанерное сырье, балансы), а также неиспользуемые отходы от лесопиления и деревообработки, то необходимый объем заготовки древесного сырья для предприятий ЛПК Северо-Запада России составит примерно 100 млн м3 в год.
В России общий объем лесозаготовок составляет в год около 200 млн м3 (в 2013 году - 192 млн м3). Расчетная лесосека превышает фактическую в 2,5-3 раза, но остро стоит проблема транспортной доступности мест заготовки леса.
В Ленинградской области арендаторами-лесозаготовителями за свой счет и своими силами обеспечивается создание лесных культур сосны и ели на 90% площадей лесокультурного фонда. Затраты на производство культур, уход за ними, на защиту от болезней, насекомых-вредителей и пожаров окупаются лишь при жизни второго или третьего поколения арендаторов. Лесовосстановление хвойных пород на вырубках происходит естественным путем при вспомогательных и подготовительных мероприятиях, таких как сохранение подроста при рубке, оставление семенных деревьев, очистка лесосек, минерализация почвы и др. Однако в большинстве случаев лесовосстановление происходит с активным участием лиственных пород древесины. Для эффективного восстановления хвойных лесов необходимо проводить в молодняках и жердняках регулярные рубки ухода (осветления, прочистки, прореживания), которые ввиду низкой окупаемости почти не проводятся. В результате на таких участках вырастает древостой более низкого качества, чем вырубленный, и эта тенденция становится угрожающей.
В 1981 году в европейской части страны были развернуты работы по созданию постоянной лесосырьевой базы на основе плантационного способа воспроизводства древесины сосны и ели. Целью и задачей этих работ было достижение объемов закладки плантаций на уровне 35 тыс. га в год, оборотов рубки 45-50 лет с запасом 300-350 м3/га, суммарного объема ежегодных поставок древесины с плантаций не менее 20 млн м3 в год.
К выполнению поставленной задачи были привлечены научно-исследовательские институты ЛенНИИЛХ, БелНИИЛХ, УкрНИИЛХ, научно-производственное объединение «Силава» (Латвия). Общее научное руководство было возложено на проф. И. В. Шутова (ЛенНИИЛХ). Был выполнен значительный объем научных исследований по созданию лесных плантаций сосны и ели и изучен отечественный и зарубежный опыт выращивания высокопродуктивных культур этих пород с широким охватом факторов, влияющих на скорость роста и формирование древесины. Однако из-за прекращения государственного финансирования проекта создание плантаций было приостановлено в начале 1990-х годов.
Основные результаты научно-исследовательских работ и рекомендации по плантационному выращиванию сосны и ели были опубликованы в монографии проф. И. В. Шутова «Плантационное лесоводство» (2007). Исследования показали, что экономически целесообразный возраст рубки на высокопродуктивных плантациях - более 50 лет, т. к. именно к этому возрасту запас древесины на плантациях составит 300-350 м3/га. В то же время мировой опыт показывает, что на лесосырьевых плантациях быстрорастущих пород за этот срок выращивают 1200-2000 м3/га с двумя - четырьмя оборотами рубки в зависимости от выбора породы и целевого назначения.
В лесном комплексе России, и в первую очередь в Северо-Западном федеральном округе, существует настоятельная необходимость частичной замены формата «медленнорастущие культуры сосны и ели» форматом «целевые лесосырьевые плантации». Эта необходимость определяется следующими факторами: нарастающим дефицитом древесного сырья; транспортной недоступностью значительной части лесосек; высокими транспортными издержками доставки древесины от лесозаготовителей до перерабатывающих предприятий; сложившимся к настоящему времени несоответствием географических центров основных лесозаготовок и предприятий промышленной переработки древесины.
В лесном фонде России протяженность дорог мизерна: 1,2 км на 1000 км2. Протяженность дорог в стране меньше, чем в Германии, в 74 раза, чем во Франции - в 65 раз, в Китае - в 4 раза (см.: Э. Салминен «На нефтяной игле». «ЛПИ» № 8, 2008 год).
В сегодняшней российской экономической ситуации рентабельность перевозки технологических дров как автомобильным, так и железнодорожным транспортом ограничена расстоянием 200-300 км, балансов - 500-600 км, пиловочника - 1000-1200 км.
Интенсивная модель лесовосстановления
Создание целевых лесопромышленных плантаций из быстрорастущих древесных пород - это единственный выход из надвигающегося сырьевого коллапса для лесоперерабатывающих предприятий лесного комплекса. К тому же плантационное выращивание на арендованных землях способствует возникновению мотивации лесовосстановления у самих арендаторов, обещает им вполне ощутимую и быструю выгоду. В этом случае нет необходимости в широкомасштабном строительстве новых дорог, которое потребовало бы гигантских государственных субсидий или кредитов.
Для создания плантаций в России есть юридическая база - ст. 42 Лесного кодекса РФ гласит:
«1. Создание лесных плантаций и их эксплуатация представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород).
2. К лесным насаждениям определенных пород (целевых пород) относятся лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками.
3. Лесные плантации могут создаваться на землях лесного фонда и землях иных категорий.
4. Гражданам, юридическим лицам для создания лесных плантаций и их эксплуатации лесные участки предоставляются в аренду в соответствии с настоящим Кодексом, земельные участки - в соответствии с земельным законодательством.
5. На лесных плантациях проведение рубок лесных насаждений и осуществление подсочки лесных насаждений допускаются без ограничений».
В качестве быстрорастущих древесных пород для условий Северо-Запада России вполне подходят отдельные виды тополей, лиственниц, сосна скрученная, ольха, ива, триплоидная осина, береза, даже дугласия. Подробное рассмотрение лесоводственно-экологических и биологических особенностей этих пород - тема для отдельной статьи.
Разумеется, без промышленного производства саженцев с закрытой корневой системой реализация предлагаемой программы невозможна. Но уже введен в эксплуатацию и действует в Ленинградской области (г. Луга) современный питомник мощностью 8 млн саженцев в год, строятся подобные предприятия в Вологодской и Архангельской областях (общей производительностью до 16 млн саженцев в год). Но есть один «неудобный» вопрос: зачем повсюду на вырубках и гарях создавать культуры ели и сосны из саженцев с закрытой корневой системой, если эти породы при проведении известных мер содействия естественному возобновлению и с небольшими затратами могут возобновляться естественным образом? Еще аргумент против создания посадок хвойных пород - дорогостоящие культуры ели и сосны крайне пожароопасны.
На наш взгляд, необходимо срочно разработать программу создания на Северо-Западе России сети промышленных древесных плантаций и приступить к ее реализации, для того чтобы предупредить снижение загрузки существующих и строящихся предприятий химической и химико-механической переработки древесины.
Создание подобных плантаций позволит сберечь значительные массивы лесов, имеющих огромное значение для сохранения биосферы планеты. Лесное хозяйство в нашей стране получит реальную возможность перехода от экстенсивной к интенсивной модели развития.
Авторы публикации понимают, что изменение планов использования лесных ресурсов страны с созданием целевых плантаций потребует выполнения определенного объема подготовительных работ, а именно: подбора быстрорастущих пород, пригодных для использования на предприятиях глубокой переработки древесины, применительно к климатическим и почвенным условиям будущих плантаций; оптимизации транспортной системы доставки древесного сырья на предприятия; разработки нормативно-технической документации для организации плантационного лесовыращивания.
Перед нами два пути. Пойдем по одному - оставим без изменения сегодняшнюю структуру лесовосстановления и лесозаготовок, увеличим дефицит доступного древесного сырья и остановим развитие предприятий глубокой переработки древесины. Пойдем по другому - создадим промышленные лесосырьевые плантации, увеличим поступление древесного сырья на предприятия, осуществим реальную, а не декларируемую интенсификацию лесного хозяйства, реализуем принцип неистощительного пользования лесом, сохраним естественные леса со всеми их биосферными и социальными функциями, увеличим рентабельность лесозаготовительных предприятий.
Настало время принимать обоснованные решения.
Владимир КРЫЛОВ, канд. техн. наук,
доцент кафедры целлюлозно-бумажного производства и биотехнологии СПбГЛТУ им. С. М. Кирова
Ольга КОВАЛЕВА, канд. техн. наук,
доцент кафедры целлюлозно-бумажного производства и биотехнологии СПбГЛТУ им. С. М. Кирова
Александр СМИРНОВ, д-р с.-х. наук,
профессор кафедры лесоводства СПбГЛТУ им. С. М. Кирова