Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Повышение качества подготовки кадров для ЛПК России

Игорь Григорьев

В РФ введены новые образовательные стандарты, в том числе и для специалистов лесного комплекса. Как они повлияют на качество подготовки студентов? Своими мыслями об этом с «ЛПИ» поделился заведующий кафедрой технологии лесозаготовительных производств Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С. М. Кирова, доктор технических наук, профессор Игорь Григорьев.

- Игорь Владиславович, насколько, по вашему мнению, новые стандарты соответствуют требованиям времени? В чем их достоинства и недостатки?

- Работа, проводимая Минобрнауки по совершенствованию образовательных стандартов, безусловно, важна. Однако, насколько мне известно, в подготовке образовательного стандарта последнего поколения (его называют «ФГОС 3 плюс»), как и предыдущих образовательных стандартов, по сути, не участвовали союзы работодателей. И это не вина министерства, а вина самих представителей лесопромышленного бизнеса. Они, с одной стороны, почти не проявляют заинтересованности в подготовке кадров (за исключением небольшого числа иностранных компаний), а с другой - постоянно поднимают проблему кадрового голода и несоответствия компетенции студентов реалиям лесной промышленности. Самоустранение работодателей от актуализации требований к компетенции их будущих работников приводит к разрыву между образовательным процессом и практикой. Поэтому новый образовательный стандарт не гарантирует, что выпускник вуза сможет сразу включиться в производственный процесс современного предприятия.

- Почему так происходит? Почему сотрудники вузов, тесно контактирующие с предприятиями, самостоятельно не могут актуализировать программы подготовки под требования промышленности?

- Дело в том, что далеко не все предприятия идут на контакт. А практика их работы меняется довольно быстро. Кроме того, в связи с развалом отечественного машиностроения в основном предприятия работают на импортных машинах и оборудовании, линейки которых очень велики, и учебные материалы по большей части такой техники в вузах появляются с опозданием. Более того, даже по имеющейся отечественной технике вузам очень тяжело достать подробные материалы.

Выпуск учебно-методической литературы запаздывает, современные образовательные стандарты отводят 50% учебного времени на самостоятельную подготовку студентов. Поскольку подготовка учебной литературы, особенно учебных пособий и учебников, занимает много времени - год и больше, материалы частично устаревают. Помимо этого, в учебной литературе невозможно дать видеоматериалы, раскрывающие нюансы эксплуатации современной техники, работающей под управлением оригинального программного обеспечения. Поэтому без активного участия предприятий, в том числе и в оснащении лабораторий вузов актуальными специализированными компьютерными программами, учебный процесс вуза будет запаздывать относительно обновляющихся требований современных предприятий.

- Как сейчас контролируется качество подготовки студентов и как в этом процессе участвуют представители бизнеса?

- Известно, что прием студентов в вузы осуществляется по результатам ЕГЭ. К сожалению, в последние годы уровень подготовки школьников по естественнонаучным дисциплинам значительно упал. Уровень знания и понимания законов математики и физики, на которых базируются все технические науки, у нынешних выпускников средней школы по сравнению с выпускниками школ советского периода на порядок ниже. Видимо, при подготовке к тестам ЕГЭ школьники уделяют больше внимания зазубриванию аксиом и правил, нежели их пониманию. В результате вузы вынуждены тратить часть дефицитного учебного времени на дополнительную подготовку студентов к освоению учебной программы.

Сокращение учебного времени, которое отводится на освоение учебной программы, приводит и к снижению трудоемкости процесса, который призван выявить уровень знаний студента и часто сводится к той же тестовой технологии, что и ЕГЭ. Но тест крайне редко позволяет оценить понимание студентом материалов той или иной дисциплины.

Представители бизнеса, по Положению об аттестационных комиссиях вузов, входят в состав этих комиссий, присутствующих на защите выпускных квалификационных работ, однако в учебном процессе часто почти не участвуют. Введение практики написания выпускных работ соответственно нуждам конкретного предприятия существенно приблизило бы знания студентов к реалиям промышленности.

Хочу отметить еще один момент. Федеральный образовательный стандарт предусматривает проведение представителями бизнес-сообщества занятий со студентами. Когда в таком сотрудничестве заинтересованы обе стороны, т. е. вуз и промышленность, получаются очень хорошие результаты. На кафедре технологии лесозаготовительных производств лесоинженерного факультета СПбГЛТУ более пяти лет со студентами проводят занятия представители таких фирм, как Stihl, Oregon, Husqvarna, John Deere, Bruks, Ecowood. Они читают обучающимся лесоинженерному делу лекции по основным дисциплинам: «Технология и машины лесосечных работ», «Технология и оборудование лесных складов», «Технология и машины лесовосстановительных работ». Я сам всякий раз с удовольствием слушаю лекции этих специалистов, поскольку они рассказывают о передовых разработках фирм - производителей оборудования. Совместно с фирмой Stihl на кафедре готовится учебно-методическая литература по новейшим моторным инструментам для лесозаготовок. Осенью 2014 года в рамках празднования юбилея лесоинженерного факультета соглашения о подобном сотрудничестве были заключены с фирмами Komatsu Forest и Ponsse. Есть предварительная договоренность о сотрудничестве с фирмой Waratah.

Представители этих компаний помогают в обеспечении учебного процесса наглядными пособиями, а самое главное, снабжают нас новейшей информацией по передовым разработкам машин и оборудования для ЛПК.

На мой взгляд, и их интерес в таком сотрудничестве очевиден - ведь это прямой выход на потенциальных потребителей их продукции.

- Думаю, что сказанное вами можно отнести ко многим отраслям промышленности. На что следует обратить особое внимание при подготовке кадров для лесного сектора экономики?

- Считаю, что особое внимание надо обратить на возрождение подготовки инженеров-технологов по специальности «Лесоинженерное дело», подобно тому, как готовят технологов в ряде других ресурсодобывающих отраслях промышленности. Считаю неотложно необходимым возвращение к специалитету, т. е. подготовке инженеров, а не бакалавров и магистров для лесозаготовительной отрасли. Поле деятельности специалиста-технолога лесоинженерного дела очень широкое. Вариативная часть принятия решений огромна. Нет двух одинаковых участков леса, а если принять во внимание постоянно меняющиеся и часто труднопрогнозируемые климатические и экономические условия, в которых приходится работать специалистам, то становится очевидно, что востребованным на рынке труда ЛПК будет лесной инженер, обладающий широким кругозором, умеющий принимать оптимальные с экономической и экологической точки зрения решения в постоянно меняющихся природно-производственных условиях, знающий требования нормативных документов, умеющий выбирать оптимальные системы машин и технологические процессы, а также виды готовой продукции исходя из конъюнктуры.