Человек и дерево
Две стороны одной Вселенной
Легендарное «древо жизни» и вооруженная «стража» сундука. Северная
Двина. Район Борка. 1688 год
Символ мирового древа - универсальный архетипический образ, трехчастная структура, образующая Вселенную в космогонии и мифологии большинства мировых цивилизаций. С древнейших времен человек развивался неотрывно от окружающей природы, а потому культура древнего племенного образования традиционно характеризуется наличием мифов и ритуалов поклонения растениям, деревьям, камням, горам, дождю, ветру, морю - в зависимости от природного ландшафта, а именно среды обитания рассматриваемой культурной общности. Взаимосвязь человека и дерева, существующая в каждом из нас на глубочайшем бессознательном уровне, сформировавшемся за время духовной эволюции человечества, и сейчас находит различные воплощения как в искусстве традиционных народов, так и в искусстве современных городских субкультур всего мира.
Древесная символика повсеместно используется для маркирования сакрального пространства. Иными словами, каждый раз, когда случается важное для определенной социальной группы событие, совершается ритуал, в котором так или иначе присутствует дерево. Издревле из дерева изготавливают статуи божеств и демонов. Например, для того чтобы вызвать дождь на землю обитания некого племени, страдающего от долгой и мучительной засухи, совершают обряд поклонения древесной статуе, символизирующей природный элемент «вода», - божеству дождя, речному духу или покровителю морской стихии. Дерево традиционно и по сей день используют при совершении погребальных обрядов и всех традиционных ритуалов годового цикла, таких как рождение, посвящение (крещение), инициация (вхождение в период взрослой жизни), свадьба, рождение детей, обретение важного социального или духовного статуса.
Знаковые деревья
Уровни мирового древа Иггдрасиль в скандинавской мифологии
Ритуальной функцией наделяют знаковые деревья - те, которые символизируют связь между тремя мирами: нижним (миром низших бесформенных существ, или адом), средним (традиционно миром людей) и верхним (миром высших существ, благожелательных богов и божеств). Нижнему, среднему и верхнему мирам соответствуют корни, ствол и крона дерева. Порода дерева, приобретающего онтологический статус знакового, выбирается конечно же исключительно исходя из традиционной среды обитания той или иной культуры. К примеру, у народов Коми знаковыми деревьями считаются сосна (или многоствольный кедр), ель, береза и пихта: «Это хорошо известные в этнографической литературе вожа пу (развилистые деревья), выступающие в фольклоре коми как ярко выраженный символ пограничности с иным миром и переходным состоянием в цикле жизни / смерти человека». Многие вожа пу несут на своих стволах дополнительные знаки в виде вертикальных затесов (лöсас)... либо в виде обрубленных «с остатком» сучьев примерно до середины ствола, как у большой сосны с тремя вершинами над развилкой».
Итак, мировое древо символизирует связь трех миров и трех времен: настоящего, прошлого и будущего. При этом человек с помощью оси мирового древа связан с этим миром и со всей Вселенной и занимает как бы срединную часть, связующее звено, то есть ствол. В славянской Древней Руси (трипольская культура, IV - V тыс. до н. э.) символ мирового древа также играет основополагающую мифологическую и семиотическую роль. Знаковыми деревьями в рамках славянской мифологии были и остаются дуб, береза, ель, сосна и осина. Этимологии слов «сосна» (укр., блр. «сосна»; чеш., слвц., польск. sosna, а также англ. рin - пробойник, болт, ось; нем. pin - штырьковый вывод; франц. pin - сосна) и «пень» (укр. пень; др.-русск. пьнь; болг. пън; словен. раnj, польск. рiеn; санскр. pinakam (ср. р.) - посох, палка, дубина) равнозначны по смыслу и позволяют говорить о том, что именно сосна является знаковым деревом, ствол которого сопоставим с мировой осью. Властительницей мировой устойчивости в русской мифологии издревле является Макошь - богиня космоса и вселенской судьбы. Ее и символизировала на Руси вечнозеленая сосна, древесина которой использовалась для погребальных костров и сакральных ритуалов на кладбищах.
Мифологические представления и обряды, связанные с елью, получили развитие преимущественно у восточных и западных славян (по ареалу произрастания). Для культурной семантики и символики ели существенны ее природные свойства как вечнозеленого, колючего, «женского» и бесплодного дерева.
Береза традиционно считалась этническим архетипическим символом русичей, «русским» девичьим деревом, символизировавшим начало новой плодотворной жизни.
Осина же традиционно символизирует смерть. Ее сок, в отличие от березового, принято использовать как мертвую воду для воскрешения людей и совершения других ритуалов с участием трупов.
Но самое важное знаковое дерево в культуре славянской Руси - это, конечно, дуб. Сложная этимология слова «дуб» (укр. дуб; ст.-слав. дбъ; болг. дъб; словен. dob; чеш., слвц. dub; польск. dab) позволяет филологам сделать вывод, что первоначальное значение, вероятно, «дерево» (в особенности при сравнении с полаб. jabkodab - яблоня). Дуб символически представляет мощное мужское (в противоположность березе) начало, всю силу основания космического бытия. «Царь» Дуб выполняет ритуальные, культовые и магические функции. Именно дуб символизировал трехчастную структуру Вселенной, в особенности если он произрастал на самом берегу океана, окруженный морскими водами, то есть как бы водами мирового океана, из которых была сотворена вся Вселенная.
Ось Вселенной и древо жизни
Перевернутое дерево. Гравюра из
книги Р. Флудда «Священная
философия и христианская вера».
1626 г.
Образ мирового древа - архетипический корень индийской космогонии и мифологии. Частично мы уже затрагивали в нашем журнале (№ 46) этот культурологический аспект мирового древа в статье «Деревянная эстетика Востока». В настоящее время нам важно подчеркнуть, что, являясь проводником между высшим и низшим мирами, ствол древа, или ось Вселенной, - это сфера духовной и культурной деятельности человека, способного развиться до невероятных высот. Как уже вскользь упоминалось, великий индийский философ Будда Гаутама именно под деревом бодхи (древом просветления) обрел истинное знание полного освобождения и также, чуть позже, именно под цветущим деревом малава ушел в паринирвану, то есть окончательно завершил путь мирской обыденной реальной жизни, более никогда не воплотившись в человеческом теле. А потому и сейчас, соприкасаясь с деревом в искусстве, человек способен обрести невероятную гармонию и покой, подарив людям божественную вселенскую красоту.
В этом контексте особое место занимают творцы, которые работают с цельным природным деревом, минимально деформируя его естественную структуру. И опять же, возвращаясь к глубокой древности, мы обнаруживаем, что священные идолы или тотемы изготавливались из цельного куска древесины как в славянской Руси, так и в других мировых культурах. Например, резные тотемные столбы из цельного дерева со сложной внешней геометрией форм изготавливали коренные жители Америки. Такие ритуальные столбы примечательны растительными, животными и антропоморфными изображениями, вырезанными с внешней стороны в цельном куске древесины. Деревянные выпуклые изображения вступают в строгое динамическое соответствие, и потому зритель, оказавшись возле него, обнаруживает себя в новой пространственной конфигурации, в которой этот тотемный столб действительно превращается в ось Вселенной с точки зрения ритуала.
Семь пещер прапредков в виде мирового древа. Оно,
по представлениям майя, связывало подземный мир с
миром верхним
Итак, символ мирового древа по-прежнему является культурным архетипом человеческой цивилизации: «Символизм одушевленных деревьев сохранился в европейском фольклоре в образах человека-дерева или зеленого человечка. В волшебных сказках деревья могут как защищать и исполнять желания, так и чинить препятствия и быть пугающими и даже демоническими созданиями. Корни его (то есть мирового древа. - Прим. автора) погружены в воды загробного мира, и, проходя через землю, оно достигает небес. Древо жизни часто становилось метафорой для сотворения мира. Во многих традициях оно растет на священной горе или в раю. Источник духовной энергии может вытекать из-под его корней. Змея, обвившая его ствол, представляет движущуюся по спирали энергию, идущую из земли, или служит символом разрушения. Гнезда птиц в кроне дерева - эмблемы душ и небесных посланников. Средневековые изображения Христа, распятого на дереве, а не на кресте, имеют отношение именно к этому, более древнему, чем христианский, символизму. Второзаконие говорит, что судьба проклятого человека - быть повешенным на дереве. Таким образом, распятие на дереве усиливает символизм спасения через распятие Христа, принявшего на себя все грехи мира. Этот образ объединяет древо познания (грехопадения) с древом жизни».
Деревянная магия
Ту же закономерность мы сможем вычленить при
Шаманские верования и материальная обрядовая культура в самых разных ареалах распространения шаманизма также включают в себя цельное дерево как базовый структурообразующий элемент. Из цельного куска древесины изготавливается магический музыкальный инструмент - бубен, символ мирового древа с полноправной функцией проводника из этого мира в мир иной, что является базовой составляющей бытия любого шамана. А также другие магические предметы (куклы, погремушки, ритуальные трубки, курильницы), использующиеся шаманами только в состоянии глубокого транса. Кроме того, одним из распространенных мифологических сюжетных полей являются камлания - путешествия шаманов или других мифологических героев на небо по древесному стволу.
Баньян (Banyan), он же Фикус бенгальский (Ficus benghalensis)
Стало быть, творить в гармонии с цельностью древесного материала - это означает двигаться по трехчастной модели мирового древа вверх, в наивысший мир божественного, или вниз, в адский мир нескончаемых привязанностей. И никуда больше?
Так почему бы и не использовать в творчестве уникальный и при этом традиционный проводник между мирами, сделав его достоянием публики, передав его зрителю на выставочном «обряде инициации»?
Ту же закономерность мы сможем вычленить при искусствоведческом анализе ритуальных предметов христианства: крестов, распятий, статуэток различных святых и великомучеников. Связано это не только с целебными свойствами и особым ароматом пород деревьев, использовавшихся при построении храмов и религиозных скульптур, но и с сохранением магических ритуальных функций древесины. Такой деревянный храм или скульптура действительно становились для верующего проводником в высшие, недоступные обыденному сознанию миры. Он получал очищение, защиту и умиротворение своего «я».
Шаманские верования и материальная обрядовая культура в самых разных ареалах распространения шаманизма также включают в себя цельное дерево как базовый структурообразующий элемент. Из цельного куска древесины изготавливается магический музыкальный инструмент - бубен, символ мирового древа с полноправной функцией проводника из этого мира в мир иной, что является базовой составляющей бытия любого шамана. А также другие магические предметы (куклы, погремушки, ритуальные трубки, курильницы), использующиеся шаманами только в состоянии глубокого транса. Кроме того, одним из распространенных мифологических сюжетных полей являются камлания - путешествия шаманов или других мифологических героев на небо по древесному стволу.
Баньян (Banyan), он же Фикус бенгальский (Ficus benghalensis)
Если же посмотреть на концепцию мирового древа и ее отражение в культуре и искусстве с точки зрения постмодернистской философии, мы как раз таки и вернемся к тем типам культур, о которых говорилось применительно к многоуважаемому мастеру А. Каусинису. Но не является ли природная цельность материала, из которого изготавливается объект искусства, источником смысловой цельности произведения искусства? Как показывают Ж. Делез и Ф. Гваттари, «Запад особенно тесным образом связан с лесом и обезлесением; отвоеванные у леса поля заполнялись растениями и зернами - цель культуры линий древовидного типа; скотоводство, в свою очередь, развернувшееся на полях под паром, выбирает линии, которые формируют древоподобное животное». В противоположность этому «Восток - это абсолютно иной тип: связь со степью... это культура клубней, которые развиваются отдельно от индивида, отступление в закрытые пространства специализированного скотоводства или вытеснение кочевников в степь». И так каждой современной культуре не хватает хаоса и освобождения от вертикальной космической структуры, связанной с мировым древом...
Стало быть, творить в гармонии с цельностью древесного материала - это означает двигаться по трехчастной модели мирового древа вверх, в наивысший мир божественного, или вниз, в адский мир нескончаемых привязанностей. И никуда больше?
Так почему бы и не использовать в творчестве уникальный и при этом традиционный проводник между мирами, сделав его достоянием публики, передав его зрителю на выставочном «обряде инициации»?
И немного психоанализа
Конечно, из цельного куска дерева изготавливаются не только ритуальные предметы, но также и мебель, и отделка интерьеров помещений, и предметы быта, и музыкальные инструменты, и многое многое другое. И все эти изделия хранят в себе частичку мировой космической энергии и служат нам проводниками в мир вселенской гармонии. Ведь быть в гармонии с природой вовне означает быть в гармонии со своей внутренней истинной природой. Если же мы сопоставим три мира мирового космического древа с тремя уровнями психики согласно психосинтетической концепции Р. Ассаджиоли, переработавшего теорию З. Фрейда, то получим корни древа - нижнее бессознательное, которое главным образом представляет прошлое психики в форме подавленных комплексов и глубоко скрытых следов памяти. Другими словами, заблокированные и нереализованные потребности. Ствол, мир человека, - это область среднего бессознательного, где пребывают все психические навыки и состояния. А крона, наивысший мир, - сфера суперсознательного. По Р. Ассаджиоли, это область, из которой мы получаем наше высочайшее вдохновение и наши интуитивные импульсы. Это источник высших чувств, гениальности, состояний созерцательности, просветленности и экстаза. При этом важно заметить, что расстояние между уровнем низшего бессознательного и суперсознательного - это категория развития, а не морали. И потому трансперсональное я каждого из нас познает чистую природу бытия, когда познает чистую природу цельного дерева, близкую к состоянию на третьем уровне познания, которое представляет собой «интуитивное знание, свободное от любой пристрастности или дуализма, оно преодолело крайности выделения субъекта и объекта. Это - синтетическое видение мира, переживание космического сознания, в котором бесконечность не только умозрительно познается, но и реализуется».
Ольга ПУЗЕНКО
Автор: Ольга ПУЗЕНКО