Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

В центре внимания

Весы на таможне и головная боль грузоотправителя


Рубрика
В центре внимания

Каковы последствия введенных Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ ограничений? Этот вопрос обсуждался на нескольких встречах Уральского союза лесопромышленников, Уральского таможенного управления и региональной таможни. В ходе этих обсуждений выяснилось, что наибольшую задержку в отгрузке лесоматериалов вызвало даже не сокращение постов, а введение весового метода контроля, ничего не дающего государству (платят-то за кубометры). С помощью специалистов кафедры древесиноведения Уральского лесотехнического университета лесопромышленники доказали работникам таможен абсурдность применения весового метода из-за его низкой точности для определения объема погруженных в вагон лесоматериалов, однако они − люди подчиненные и приказ ГТК отменить не могут.

Министерство путей сообщения (МПС) России, являясь федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, определяет условия грузоотправителям. К примеру, телеграмма МПС России № Д-9948 от 04.09.2000 года: «… Провести на всех лесопогрузочных станциях массовые проверки достоверности указания массы лесо- и пиломатериалов в перевозочных документах как при перевозках на экспорт, так и во внутреннем сообщении…» Действительно, по правилам ст. 26 УЖД РФБ при предъявлении грузов к перевозке грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу. Согласно ст. 27 УЖД РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, указанных грузоотправителем в транспортных железнодорожных накладных.

Таможенные стандарты

Грузоотправитель чаще всего не имеет технической возможности определить массу груза напрямую, то есть путем взвешивания, поэтому масса груза определяется в соответствии с требованиями, выставляемыми МПС (приложение к телеграмме МПС России от 25.09.2000 года № Е-10741 «Учет лесоматериалов весовым способом»). При этом проверка массы груза органами МПС выявляет занижение массы груза. Вопрос: связано ли занижение массы груза с неточным указанием объемов грузоотправителем или же различие результатов связано с тем, что используемый для пересчета коэффициент перевода (плотности) не соответствует фактическому?

Главной таможенной лабораторией по указанию Государственного таможенного комитета разработан стандарт ГТЛ «Рекомендации по определению объема и оценки качества экспортируемых круглых лесоматериалов» для методического применения таможнями. В п. 3 этих рекомендаций указаны три метода измерения:

«…3.1. Геометрический метод
Применяется как основной метод при определении объема круглых лесоматериалов в складочной мере в соответствии с ГОСТ 2292−88.
Заключается он в определении складочного объема штабеля как произведения результатов трех его измерений: ширины, высоты и длины. Объем лесоматериалов в штабеле определяется произведением складочного объема штабеля и переводного коэффициента (коэффициента полнодревесности).

3.2. Методы поштучного измерения
Применяются при определении объема круглых лесоматериалов в соответствии с ОСТ 13-303-92.
Заключаются в определении объема бревна как произведения результатов измерения его диаметра, длины и вычисления объема по принятой модели бревна (формуле).

3.3. Весовой метод измерения
Заключается в определении массы лесоматериалов как разницы между массой брутто и массой тары (вагона, автомобиля) или по изменению осадки судна и ее деления на соответствующий коэффициент плотности.
Учитывая отсутствие в достаточной мере необходимых технических средств измерения массы, возможны существенные погрешности при применении весового метода ввиду сложности учета всех влияющих на изменение массы в реальных условиях факторов (природных и производственных условий). Данный метод при определении объема круглых лесоматериалов как при экспертных исследованиях, так и при осуществлении таможенного контроля не применяется.

3.4. Применение геометрического метода определения объема круглых лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили, и оценка их качества осуществляются в соответствии с положениями ОСТ 13-43-79…».

Немного математики и ГОСТов

Во втором случае нормативной базой служат ГОСТ 2292−88 «Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы измерения и приемки» и ОСТ 13-303-92 «Лесоматериалы круглые. Методы поштучного измерения объема». При использовании геометрических методов − ГОСТ 2292−88 «Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы измерения и приемки» и ОСТ 13-43-79 «Лесоматериалы круглые. Геометрический метод определения объема и оценки качества лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили».

В третьем случае нормативной базой является ОСТ 13-59-82 «Лесоматериалы круглые. Весовой метод определения объема и оценки качества». В этом случае массу лесоматериалов при транспортировке груза автомобильным и железнодорожным транспортом определяют как разность между массой брутто и массой тары (автомобиля, вагона и т. п.). Для перевода массы груза в объем используют плотность древесины. Объем лесоматериалов в партии определяется по формуле: (см. версию PDF), где m − масса партии лесоматериалов, определяемая взвешиванием, т; k − коэффициент перевода (плотности) массы лесоматериалов, м3.

Значение переводного коэффициента k зависит от местоположения лесного массива, климатических условий, времени года, породного состава, сроков хранения, условий транспортировки лесоматериалов и может меняться в пределах 0,45…1,2 т/м3.

Значения коэффициента могут быть определены экспериментальным путем (весьма трудоемким и не всегда возможным) или согласно приложению к телеграмме МПС России № Е-10741 и указаниям Государственного таможенного комитета от 21.01.1994 года № 01−13 / 723 «Порядок таможенного контроля круглых лесоматериалов» (приложение № 2). Но и в этом случае основным фактором, влияющим на коэффициент плотности древесины, является влажность лесоматериалов, которая даже в одной партии сортиментов может сильно изменяться.

Расхождение результатов с данными других товаросопроводительных документов не должно превышать 5%. При этом изменение влажности древесины только на 10%, например для сосны, может дать ошибку в 5…7%.

Методы определения влажности

Измерение влажности круглых лесоматериалов должно производиться в соответствии с ГОСТ 17231−78 «Лесоматериалы круглые. Методы определения влажности». Стандарт распространяется на круглые и колотые лесоматериалы и устанавливает методы сушильно-весового определения влажности. В соответствии с требованиями этого стандарта из лесоматериала выпиливают образец в виде поперечного среза длиной вдоль волокон 10−15 мм на расстоянии от торца не менее 5 толщин. Из круглого лесоматериала выпиливают один, а из колотого − два образца, расположенные рядом. Из лесоматериала длиной менее 10 толщин выпиливают образец посередине. Количество отобранных образцов должно быть четным, причем сумма длин четных и нечетных образцов по отдельности должна быть не менее 200 мм. Для лесоматериалов, имеющих ядро, сумма длин заболонной и ядровой частей по отдельности для четных и нечетных образцов должна быть не менее 200 мм. Метод требует наличия весов с погрешностью взвешивания не более 0,01 г и сушильный шкаф, обеспечивающий постоянную температуру (103 ± 2) °С, а также экси¬катор с гигроскопическим веществом. Метод отличается продолжительностью процедур (min 6…8 часов).

Измерение влажности пиломатериалов должно производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 16588−91 «Пилопродукция и деревянные детали. Методы определения влажности». Стандарт распространяется на пилопродукцию и деревянные детали хвойных и лиственных пород и устанавливает три метода определения влажности пилопродукции или деталей: рабочий − с использованием электровлагомера, контрольный и ускоренный сушильно-весовой.

Рабочий метод с использованием электровлагомера применяют для пилопродукции и деталей с влажностью от 7 до 28%. Метод не требует вырезки образцов и не распространяется на определение влажности мерзлой или подвергшейся глубокой пропитке пилопродукции и деталей.

Контрольный сушильно-весовой метод применяют при любой влажности пилопродукции и деталей, а также при решении спорных вопросов и при отсутствии влагомера. Метод требует вырезки образцов. Ускоренный сушильно-весовой метод применяют при необходимости оперативного контроля влажности пилопродукции и деталей и при отсутствии влагомера.

Последние два метода требуют вырезки образцов и наличия сушильного шкафа, обеспечивающего температуру высушивания (103 ± 2) °С и (120 ± 2) °С, а также весов с погрешностью взвешивания не более 0,1 г и отличаются продолжительностью процедур (min 6…8 часов).

Массовые замеры влажности отдельных сортиментов приводят к увеличению трудоемкости и значительным затратам времени.

Весовые характеристики экспортируемых материалов могут быть получены расчетным путем для известной влажности, плотности и объема древесины при использовании известных аналитических выражений.

Все сказанное выше позволяет сделать следующий вывод: использование весового метода с получением достоверных результатов по объему лесоматериалов возможно только при условии определения реальной влажности древесины. Также весовой метод определения объема лесоматериалов наиболее трудоемок из-за необходимости определения влажности лесоматериалов при его использовании, он требует продолжительного времени, использования дополнительного оборудования − сушильных шкафов, весов и пр. И самое главное, весовой метод не гарантирует сходимости результатов с товаросопроводительными документами и, как следствие, не может быть широко использован при их таможенном декларировании и учете массы грузоотправителем, который не имеет возможности установить массу груза прямым взвешиванием в пункте погрузки.

Елена ШВАММ,
доцент кафедры древесиноведения
и специальной обработки древесины
Уральского лесотехнического университета


Сергей Алексеевич Галактионов, генеральный директор ООО «Акамацу»:

Сергей Алексеевич Галактионов

- Нам кажется, что тема об экспорте круглого леса из России уже не является актуальной. С введением с 1 января 2009 года вывозных таможенных пошлин в размере от 40 до 80 % от таможенной стоимости товара ставится точка на экспорте круглого леса из России. В этом есть и минусы, и плюсы, но здесь хотя бы понятна политика нашего государства.

По нашему мнению, таможенные пошлины должны браться от контрактной стоимости товара, поскольку при заключении сделки и продавец, и покупатель включают в цену все критерии рыночной и технической оценки товара. Ни одна частная компания не продаст товар дешевле, чем может его продать. Точно так же, как ни одна частная компания не купит товар дороже, чем она может его купить, потому что все хотят иметь прибыль. То, чем занимается Таможенный комитет, пусть останется на его совести: ведь им нужно выполнять бюджетное задание, а это уже из области плановой экономики. А план должен быть выполнен любой ценой. Когда же все просто и ясно, можно его и не выполнить, так как штрафовать за нарушения некого. Стоимостный метод начисления таможенных пошлин используют промышленно развитые страны мира, так как он объективен, прост и удобен, ну а мы будем пользоваться весовым методом контроля, потому что, наверное, мы другие. Вот поэтому российские импортеры испытывают большие сложности при ввозе товаров в Россию. Компаниям приходится пользоваться услугами таможенных брокеров - посредников между импортерами и российской таможней. Прямой диалог отсутствует, за исключением случаев наказания импортеров. Иностранным партнерам кажется все это по крайней мере странным.

 

Яков Вениаминович Круглов, коммерческий директор ООО «Шервуд»:

Яков Вениаминович Круглов

- Влажность древесины играет очень большую роль в определении ее массы, но также немаловажным фактором является и ее плотность. Древесина, произрастающая в Красноярском крае, имеет разную плотность. В зависимости от района произрастания стоимость древесины по плотности не определена: она посчитана как средневзвешенная величина. Для примера можно взять Енисейский район. Он протянулся на сотни километров с севера на юг края. Даже древесина, добытая в одном районе на расстоянии 150-200 км, имеет разную плотность. Есть и другой, более важный момент, который затрагивает финансовую сторону. Пробег вагонов, которые отправляют на взвешивание, оплачивает, как ни странно, грузоотправитель, а не заинтересованное во взвешивании лицо (таможня и РЖД). Вдобавок к этому оплачивается время пользования вагоном (после 36 часов - 200 руб. / час). Получается, чем большее время затратят на перегон и взвешивание вагонов, тем больше в итоге получит дорога денег с каждого вагона. Погрузку вагона сложно осуществить за 36 часов из-за того, что получить на него сертификат можно не ранее чем за сутки, а грузить без сертификата - себе дороже. Чистая погрузка вагона занимает 5-10 часов. В результате из-за всех бюрократических препон идет плата за простой подвижного состава и перегон на взвешивание. РЖД получает в виде дополнительных платежей штрафы с грузоотправителя и меньший грузооборот. К чему это ведет? К тому, что очередному чиновнику будут предлагать взятки, чтобы минимизировать расходы. Когда создаются необоснованные с точки зрения здравого смысла административные преграды, начинает процветать коррупция.

На сегодняшний день себестоимость пиловочника, погруженного в вагон - 2050-2100 рублей. Цена на границе (с ж/д тарифом, который составляет $46) - $112-158 в зависимости от диаметра, а еще дополнительно нужно оплатить пошлину примерно в 15 евро. В итоге рентабельность отрицательная. С 1 января 2009 года вводится новая таможенная пошлина - 50 евро / м3. Но готова ли наша лесная промышленность переработать тот объем леса, который сейчас идет за границу? Готово ли наше государство потерять многомиллионные поступления в бюджет от уплаты таможенных платежей с экспорта круглого леса? Готово ли оно трудоустроить тех, кто останется без работы? А кто будет заниматься вырубкой леса? Видимо, лесная промышленность не нужна нашему государству.