Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Лесообеспечение в РФ: требуется новый вектор развития

Типичные лесовозные дороги-усы (Россия), погрузка заготовленной древесины, транспортировка пиловочника на производство. Фото: Матиас Пекканен, Indufor

Типичные лесовозные дороги-усы (Россия), погрузка заготовленной древесины, транспортировка пиловочника на производство. Фото: Матиас Пекканен, Indufor

Типичные лесовозные дороги-усы (Россия), погрузка заготовленной древесины, транспортировка пиловочника на производство. Фото: Матиас Пекканен, Indufor
Типичные лесовозные дороги-усы (Россия), погрузка
заготовленной древесины, транспортировка пиловочника
на производство. Фото: Матиас Пекканен, Indufor

Хвойные пиломатериалы остаются самой востребованной российской продукцией из древесины на международном рынке, и объемы их производства постоянно увеличиваются. Так, по сравнению с 2005 годом производство хвойных пиломатериалов в России выросло на 46%. Росту объемов производства способствует увеличение экспорта, особенно в Китай (почти в шесть раз с 2005 по 2013 год), в то время как за тот же промежуток времени экспорт в Европу снизился почти вдвое. Сегодня ослабление рубля значительно усилило конкурентоспособность российских производств и поспособствовало росту экспорта, хотя, по сути дела, факторы, препятствующие развитию деревообрабатывающей промышленности в России, не исчезли.

Несмотря на наличие нескольких инвестиционных проектов, предусматривающих строительство предприятий по производству целлюлозы, российская целлюлозно-бумажная промышленность так и не смогла нарастить мощности. Многие компании, производящие продукцию из древесины, не способны функционировать круглогодично и обеспечивать стабильные поставки качественной продукции потребителям. Хотя близость китайского рынка пока остается конкурентным преимуществом предприятий российского ЛПК, другие преимущества, например, такие, как низкая стоимость древесины и дешевая рабочая сила, постепенно исчезают, а организация устойчивого снабжения сырьем продолжает представлять трудности.

Результатом экстенсивных лесозаготовок в лесах России и недостаточной деятельности по лесовосстановлению стало снижение продуктивности лесонасаждений и качества круглой древесины и рост доли лиственной древесины в общем запасе. Участки леса с достаточными для промышленной заготовки объемами круглой древесины высокого качества, расположенные вблизи деревообрабатывающих производств, быстро истощаются, особенно в западной части России. Подобная тенденция наблюдается и в Сибири, где предприятия, заготавливающие и потребляющие древесину, вынуждены искать новые участки для лесозаготовок, внедряться в глубь нетронутых лесных площадей и все дальше удаляться от мест переработки.

Большая часть российских компаний ЛПК в глубинке обременены довольно высокой стоимостью транспортировки продукции до рынков сбыта, поэтому не могут позволить себе потерять такие конкурентные преимущества, как низкая стоимость сырья и дешевая рабочая сила. Требуется сделать реалистичный анализ методов лесоснабжения с учетом перспективного подхода и определить наиболее экономичные цепочки поставок как для новых инвесторов, так и для действующих компаний.

Традиционное лесоснабжение в России основывается на лесозаготовке в зимний период, когда замерзший грунт обеспечивает возможность транспортировки заготовленной древесины по простым лесовозным дорогам-усам. Но даже такие элементарные дороги ежегодно требуют обновления, да и все увеличивающийся километраж этих дорог предполагает немалые транспортные расходы, и все это отрицательно сказывается на эффективности лесозаготовок.

Для организации эффективных лесозаготовок еще на стадии планирования важно использовать современные инструменты лесопользования и проводить экономический анализ комплекса мероприятий.

Большинство российских лесопромышленных компаний ведут лесозаготовку в зимнее время, но лишь немногие рассматривали возможности организации круглогодичной лесозаготовки, предполагающей строительство лесных дорог с прочным основанием, покрытием и дренажной системой, способных выдерживать транспортировку заготовленного сырья в течение года. Конечно, график строительства и уровень инвестиций в круглогодичные и в зимние дороги отличаются - строительство дорог круглогодичного пользования предполагает большие объемы стартовых инвестиций, что с финансовой точки зрения тяжело для инвестора. Но после завершения строительства, при условии правильной эксплуатации, необходим лишь регулярный ежегодный ремонт сети лесовозных дорог.

Если лесозаготовки ведутся лишь в зимнее время, то стартовые инвестиции в строительство дорог невелики, но такие дороги приходится, по сути, прокладывать заново каждый год. Вследствие ограниченности сезона лесозаготовки и невысокой производительности транспортировки заготовленного кругляка лесозаготовительная компания должна учитывать, что на этот пиковый период потребуется большое число техники, иначе есть риск сорвать доставку продукции заказчикам в обозначенные сроки и потерять ценных клиентов. Результаты исследований, выполненных компанией Indufor, показывают, что затраты на заготовку и транспортировку одного кубического метра древесины в режиме круглогодичной лесозаготовки могут быть на 30-40% ниже, а себестоимость кубометра древесины на 10-25% ниже, чем при ведении лесозаготовки только в зимний период.

Сравнение совокупных инвестиций в круглогодичную и зимнюю лесозаготовку показывает, что лесозаготовка в зимний период требует меньших вложений в краткосрочной перспективе. Тем не менее в длительной перспективе меньше инвестиций требует круглогодичная заготовка леса. Эксперты компании Indufor определили, что при круглогодичной заготовке древесины стартовые инвестиции в закупку оборудования для лесозаготовки и транспортировки составляют 40-50% объема инвестиций в оборудование для проведения лесозаготовки зимой. В недавнем исследовании компании Indufor также установлено, что инвестиции в строительство дорог постоянного действия экономичнее, чем в дороги для зимней лесозаготовки, что хорошо заметно уже через пять лет их эксплуатации (с учетом дисконтирования), а через 15 лет совокупные инвестиции на 25% ниже. Вдобавок сеть лесных дорог постоянного действия служит для проведения работ по лесовосстановлению и уходу за лесом в соответствии с методиками ведения интенсивного лесного хозяйства. Таким образом, прежде чем отдать предпочтение одному из вариантов строительства лесовозных дорог, инвестору или руководителю предприятия необходимо провести тщательный анализ срока окупаемости капиталовложений. Графики сравнения потоков инвестиций при круглогодичной и зимней лесозаготовке приведены на рис. 1 и 2.

Себестоимость лесозаготовки, транспортировки и погрузки-разгрузки кубометра круглого леса почти не зависит от объемов древесины, поставляемых на завод. Более того, фиксированные затраты, заложенные в заводскую стоимость круглой древесины, например, затраты на строительство дорог, терминала древесины, на амортизацию, арендная плата за лесной участок и другие издержки, останутся прежними вне зависимости от изменений в объемах поставляемой древесины. Но если компания не может достигнуть объема производства согласно плану или же ведет заготовку лишь определенных пород и сортиментов древесины, относительная себестоимость кубометра возрастет.

Данные, представленные на диаграммах (рис. 3 и 4), показывают, что даже если себестоимость древесины, заготовленной на лесном участке № 2, значительно ниже себестоимости древесины с участка № 3, при неэффективно организованной лесозаготовке древесина, доставленная с участка № 3, дешевле, что объясняется низкой стоимостью строительства дорог (фиксированные затраты) и большой долей затрат на транспортировку баржей (переменные затраты). Если годовой план по объемам лесозаготовки не выполняется, себестоимость лесозаготовки стремительно возрастает, что необходимо понимать при определении участков, на которых выгоднее вести заготовку.

Можно утверждать, что крупные стартовые инвестиции в инфраструктуру не стимулируют инвесторов, особенно если те нацелены лишь на получение прибыли в краткосрочной перспективе. Тем не менее, с учетом развития российского лесного сектора и повышения конкурентоспособности ЛПК, необходимо разработать новый подход к лесообеспечению, основанный на долгосрочном бизнес-планировании, а также перейти от методов лесопользования, когда лесные ресурсы эксплуатируются только с целью получения пиловочника, к устойчивому лесопользованию - единственной гарантии устойчивого развития лесного сектора в долгосрочной перспективе. 

Indufor