Реконструкция фрегата «Полтава»
Судьба России крылата парусами!
В Санкт-Петербурге, на берегу Лахтинской губы, на исторической верфи яхтенного порта «Геркулес» ведется реконструкция 54-пушечного фрегата «Полтава», спущенного на воду в Адмиралтействе в 1712 году. В работе используются как технологии кораблестроения Петровской эпохи, так и современные методы деревообработки.
История постройки фрегата «Полтава»
За несколько лет до закладки «Полтавы» в Санкт-Петербургское адмиралтейство начали свозить из Шлиссельбурга и других мест детали корабельного корпуса из лучшей, хорошо просушенной дубовой древесины. Во избежание перебоев в строительных работах из-за задержек в снабжении были заранее заготовлены железо, а также другие материалы и припасы, необходимые для постройки корабля. Но, несмотря на то что перед началом строительства были приготовлены запасы строительных материалов, в процессе строительства ощущалась их нехватка. Со стапелей «Полтава» была спущена 23 августа 1712 года. Выбор названия нового корабля был не случаен - он получил имя в честь решающего сражения Северной войны: битвы под Полтавой, закончившейся уничтожением шведской королевской армии.
Создание линейного флота, начавшееся с постройки «Полтавы», означало, что Российская империя становилась настоящей морской державой, и явилось веским аргументом для пересмотра политических отношений с европейскими странами. «Полтава» была первым линейным кораблем, спущенным на воду в Адмиралтействе, на ее борту находилось до 200 первых морских пехотинцев. В Военно-морском музее Санкт-Петербурга чудом сохранились два украшения с бортов фрегата - кормовые барельефы святого Георгия.
Штатное вооружение корабля состояло из 54 пушек. На главной палубе (гондеке) были установлены 18-фунтовые пушки, на верхней палубе (опердеке) - 12-фунтовые пушки, а на шканцах - 3-фунтовые. Кроме того, имелась пара резервных кормовых пушек. Позиции для погонных (носовых) пушек конструктором корабля предусмотрены не были. Так как подлинные чертежи корабля до сих пор не найдены, достоверно реконструировать размещение вооружения корабля невозможно. Тем не менее известно, что в 1715 году «Полтава» была вооружена двадцатью двумя 18-фунтовыми пушками, двадцатью 12-фунтовыми пушками и двенадцатью пушками 6-фунтового калибра.
Реконструкция фрегата
Строительство фрегата «Полтава» ведется при спонсорстве «Газпрома», компания JET приглашена в качестве попечителя проекта и оказала помощь в оборудовании деревообрабатывающей мастерской на территории верфи. Верфь, на которой воссоздается «Полтава», представляет собой современный высокотехнологичный комплекс разных мастерских и сборочных цехов и включает в себя лесную биржу, пилораму, деревообрабатывающие мастерские и сборочный ангар.
Независимое техническое наблюдение за постройкой исторического деревянного корабля с целью проверки выполнения требований технической документации на постройку осуществляет ФАУ «Российский морской регистр судоходства».
«На сегодняшний день историческая верфь «Полтава» имеет одобрение Российского морского регистра судоходства на постройку судов, а конструкторское бюро верфи - на выполнение соответствующих проектно-конструкторских работ.
Фрегат будет спущен на воду на специальных воздушных мешках по нестандартной для петербургской верфи технологии, для чего будет демонтирована одна из стен сборочного ангара. Схожим методом при Петре I был осуществлен спуск корабля и его проход через невский бар (то есть отмель) в ночь с 24 на 25 августа 1712 года под руководством Феодосия Скляева (сподвижника Петра I, корабельного мастера, капитана Преображенского полка). Из-за большой осадки корабль не мог пройти мели, и для того чтобы вывести его в море, пришлось подводить под носовую часть особые лодки с наклоненным вперед носом, благодаря чему осадка кормы «Полтавы» уменьшилась и корабль успешно прошел через устье Невы.
Главная сложность, с которой пришлось столкнуться при реконструкции, - полное отсутствие чертежей и крайне скудная информация о корабле. В Библиотеке Академии наук, в папке Феодосия Скляева, был найден чертеж мидель-шпангоута, при нем была приписка с «размерениями» корабля. Других кораблей с подобными габаритами в петровское время не существовало, поэтому исследователи пришли к выводу, что этот чертеж относится именно к «Полтаве». В итоге специалистами дизайн-бюро «Рикошет» был разработан эскизный проект, но чертежи с поступлением новой информации приходится постоянно корректировать.
На постройке корабля задействована команда, в которую входят около 170 человек, ее костяк - создатели построенного в 1999 году фрегата «Штандарт», получившие опыт работы с деталями и конструкциями из древесины при сборке фрегата и других деревянных судов.
Материалы для реконструкции фрегата
Корабелы, воссоздающие фрегат «Полтава», сталкиваются с теми же проблемами, что и судостроители в XVIII веке: сложно найти хороший корабельный лес и умелых плотников. Дубовые бревна доставляют в Петербург из Краснодара, Тамбова, Брянска, Смоленска, из-под Тулы и из других регионов. Обширность географии поставок объясняется нестандартными для современных поставщиков размерами лесоматериалов (длина - от 6 до 12 м, диаметр - от 60 см до 1 м). Двухсотлетние деревья (бревна, полученные из деревьев именно такого возраста, используются при строительстве фрегата) без гнилых частей и дефектов найти довольно трудно, поэтому по всей России ведется работа с леспромхозами, которые заготавливают бревна согласно техническим требованиям кораблестроителей. Опять же, не вся дубовая древесина годится для кораблестроения - для «Полтавы» требуются изогнутые и толстые дубовые стволы. Несколько веков назад в Европе сажали специальный мачтовый лес и по специальной технологии выращивали деревья с кривизной ствола, необходимой для изготовления некоторых корабельных деталей.
Из целого бревна делают детали, которые впоследствии станут частью шпангоутов. Сначала из бревна получают лафет, снимают с него горбыли, потом в соответствии с лекалом изготавливают необходимую деталь.
Стоимость дубового сырья, используемого при воссоздании «Полтавы» (3,5 тыс. м3), по оценке экспертов лесного клуба FORESTEC, составляет около 17 млн руб. Всего же требуется около 6 тыс. м3 древесины: помимо дубового массива, в постройке корабля будут использованы доски из лиственницы - для обшивки корпуса. Для лучшей сохранности древесины применяются современные пропитки (в петровские времена деревянные конструкции и детали корабля подобной обработке не подвергались), реконструкторы обрабатывают деревянные детали в вакууме. Современные технологии используются и при изготовлении рей, которые сейчас представляют собой клееную конструкцию, в петровские же времена реи изготавливались из цельного ствола. Мачты производятся из древесины ангарской сосны.
На той, первой, «Полтаве» для такелажа использовали пеньковые канаты. В реконструируемом на верфи корабле от канатов из пеньки отказались (из-за короткого срока службы) в пользу канатов из синтетических материалов. Изменения коснулись и крепления обшивки к корпусу корабля - на верфи собираются использовать резьбовые соединения, которые помогают корректировать крепления в процессе эксплуатации корабля (при Петре I обшивка крепилась к корпусу с помощью клепаных соединений).
Пушки отливают по историческим чертежам Петровской эпохи. Сначала пробовали отливать их на Ижорском и Кировском заводах, но качество литья не удовлетворило заказчика, и теперь пушки изготавливают на Александровском заводе.
Будущее новой «Полтавы»
Планируется, что «Полтава» станет центральным экспонатом музейного комплекса, который будет сформирован на Лахте. Корабль поставят в специальный док. Рядом будет создан интерактивный музей Петра I, там же разместятся экспозиции музея подводной археологии. Некоторые экспонаты уже можно увидеть на территории исторической верфи - это части торгового судна «Архангел Рафаил», затонувшего в 1724 году в Финском заливе, у острова Березовый, и уникальный материал: элементы костюма матроса, которым уже 300 лет. Таким образом, проект станет научным, культурным и исследовательским центром по изучению морской истории страны.
Подготовил Ефим ПРАВДИН
Стремясь утвердить за Россией статус морской державы, Петр I - по примеру европейских монархов - стал рассматривать лесоводство в России как одну из главных статей государственного бюджета и важную экономическую составляющую в рамках единого хозяйственного механизма.
В России начинания Петра I в строительстве регулярного флота на Балтике выявили наиболее слабые стороны лесоводства, поскольку на громадных площадях лесных угодий иногда было невозможно найти деревья, подходящие именно для судостроительных целей. Петр начал с того, что в 1701 году подписал указ о запрещении расчищать лес под пашню и сенокос на расстоянии 30 верст от сплавных рек. Этим запретом он намеревался обеспечить сохранность леса в тех местах, откуда было удобно осуществлять его перевозку и доставку к верфям. Следующим указом - «Об описи лесов во всех городах и уездах, от больших рек в сторону по 50, а от малых по 20 верст» Петр I положил начало лесному законодательству в России и целому ряду постановлений о сохранности леса. Лес был поделен на заповедный («к рубке недозволенный») и «дозволенный к рубке». К разряду деревьев, запрещенных к рубке, относились дуб, клен, вяз, карагач, лиственница и сосна «12-вершкового» диаметра. Разрешалось рубить липу, березу, ясень, ольху, ель, орешник и сосну диаметром менее 12 вершков (вершок - мера длины, равная ширине двух пальцев [указательного и среднего]; составляет 1/16 аршина, 1/4 четверти; в современном исчислении 4,44 см).
Согласно воззрениям Петра, лес являлся достоянием всего государства, поэтому и была введена система жестких санкций и наказаний за нарушение законов в этой области. До всенародного сведения доводилось: «Буде кто сему указу станет чинить противно, на них за всякое срубленное дерево, кроме дуба, будет пени по 10 рублев; за дуб, кто хотя одно дерево срубит, также и за многую заповедных лесов посечку учинена будет смертная казнь». Закон 1703 года впервые указал на необходимость описи заповедных лесов - независимо от того, принадлежали они частным лицам или государству (казне).