Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

В центре внимания

Изменение цен на лесную продукцию как индикатор развития лесного сектора экономики

В деятельности любой компании на рынке огромное внимание отводится стратегическому планированию, и как следствие - прогнозированию. Только небольшие компании могут позволить себе не строить больших планов дольше чем на год, однако и они в случае роста и развития сталкиваются с этой необходимостью. Без стратегического планирования любой бизнес не может развиваться, иначе перестанет расти и может прийти в упадок.

Таблица. Цены на лесоматериалы в Германии и Австрии (1968–2014 годы)
Таблица. Цены на лесоматериалы в Германии иАвстрии (1968–2014 годы)

Современные технологии значительно упростили процесс стратегического планирования, сделав его результаты максимально объективными и точными. Ключевой вопрос для построения стратегического плана компании - оценка текущего положения отрасли в целом и рассмотрение ее динамики в прошлом, что позволяет создать базис для стратегического планирования, которое должно перейти в конкретные коммерческие планы компании.

Для компаний, действующих в лесном секторе, стратегическое планирование особенно актуально, так как во второй половине XX века лесопромышленный комплекс был сильно подвержен влиянию научно-технического прогресса, что выразилось, в частности, в колебаниях спроса на ту или иную продукцию и особенностях формирования новых рынков.

Для того чтобы оценить динамику развития лесного сектора, в качестве инструмента анализа можно взять динамику цен на лесную продукцию - она дает понимание того, какие процессы происходят в лесном секторе, а также предоставляет в распоряжение компаний информацию, которую можно будет использовать в финансовых прогнозных моделях для определения спроса и цены на продукцию.

Ситуация в экономике во многом зависит от цены на тот или иной товар. Основным критерием ее определения являются субъективные оценки потребителей, а также средняя рыночная цена по тому или иному виду продукции, хоть и в меньшей степени. Кроме того, на цены сильно влияют постоянно меняющиеся в последнее время курсы валют, которые после отхода от золотого стандарта в денежно-кредитной сфере потеряли объективный характер.

К сожалению, всеобъемлющий анализ состояния лесного сектора хотя бы за последние три десятилетия на основании данных Госплана СССР и Росстата о колебании цен на продукцию ЛПК невозможен, так как построить временные ряды данных по изменению цен на лесную продукцию нельзя, потому что в условиях существовавшего во времена СССР централизованного планирования цены не содержали экономической информации и не зависели от баланса спроса и предложения. В современной России Росстат проводит сбор данных по ценам на лесную продукцию, однако пока они собраны лишь за короткий отрезок времени с начала 2000-х годов; учитывая длительный период лесовыращивания, этого недостаточно для анализа. Кроме того, нет прозрачных и четких методик получения данных и слишком сильно влияние государства на ценообразование.

Тенденции лесного сектора в европейском масштабе легче всего оценить на примере ЛПК стран, в лесном секторе которых во второй половине XX века ситуация была стабильной и претерпевала незначительные внутренние институциональные изменения. Для этого мы используем данные о ценах на пиловочник и балансы хвойные для производства целлюлозы в Австрии в период с 1973 года по 2014 год и в Германии в период с 1968 года по 2014 год (табл. 1) в перерасчете на евро, собранные Европейской экономической комиссией ООН.

Это наиболее точные и протяженные во времени ряды данных, которые имеются в открытом доступе; к сожалению, за более продолжительный период, с начала XX века, найти данные не представляется возможным. График (рис. 1) отражает колебания среднего уровня цен на лесную продукцию в Австрии и Германии в период с 1968 по 2014 год.

Рис. 1. Колебания среднего уровня цен на лесную продукцию в Австрии и Германии (1968–2014 годы), евро (цены в период с 1968 по 1999 год приведены в пересчете на евро)
Рис. 1. Колебания среднего уровня цен на лесную продукцию в Австрии и Германии (1968–2014 годы), евро (цены в период с 1968 по 1999 год приведены в пересчете на евро)

Данные графика свидетельствуют о том, что цена на пиловочник в Австрии и Германии, а также на балансы в Германии колеблется очень схожим образом с трендом роста цен, а вот цены на балансы хвойные в Австрии держатся стабильно и немного снижаются. Данные графика говорят о том, что рынок балансов в Австрии довольно стабилен и колебания на нем укладываются в небольшой коридор. Плавный рост цен сопровождается столь же плавным снижением. Рынок пиловочника в Австрии и Германии отличается высокой степенью волатильности и существенными перепадами в уровне спроса на лесную продукцию, резкие скачки уровня цен говорят о высокой динамике в лесном секторе экономики.

Однако в данных, приведенных на графике, не учтено изменение стоимости самой европейской валюты - евро, а до ее появления - немецкой марки и австрийского шиллинга. Колебания валютных курсов и изменение денежно-кредитной политики Европейского Центрального банка, а до него - Бундесбанка ФРГ и Национального банка Австрии могло наложить свой отпечаток на изменение стоимости валют.

Поэтому необходимо сопоставить среднемесячный уровень инфляции с темпами роста цен в Австрии (рис. 2) и Германии (рис. 3) за период с 1968 по 2014 год.

Рис. 2. Изменение индексов цен на лесопродукцию в Австрии (1973–2014 годы)
Рис. 2. Изменение индексов цен на лесопродукцию в Австрии (1973–2014 годы)


Рис. 3. Изменение индексов цен на лесопродукцию в Германии (1968–2014 годы)
Рис. 3. Изменение индексов цен на лесопродукцию в Германии (1968–2014 годы)

Данные этих графиков показывают: если отбросить незначительное число отклоняющихся пиков, видно, что колебания инфляции и цен на лесопродукцию почти идентичны, то есть те колебания цен, которые мы видели на рис. 1, обусловлены в первую очередь изменениями в денежно-кредитной политике государства, а не специфическими для лесного сектора факторами. Это говорит о том, что на рынке существует ограниченное число крупных производителей, которые могут способствовать дефляции и таким образом ограничивать вход на рынок новых игроков.

 Исходя из данных, приведенных на рис. 3, вычислим коэффициенты корреляции индексов цен лесных сортиментов от индекса цен. Коэффициент корреляции цен на пиловочник еловый составит 0,05264, на балансы - 0,0024. Это значит, что инфляция не влияет на колебания цен на эти сортименты.

Для лесного бизнеса это хорошая иллюстрация того, как рынки соседних стран, которые имеют между собой очень много институциональных общих моментов, тем не менее кардинально отличаются с точки зрения формирования спроса и предложения на лесную продукцию. С точки зрения формирования спроса имеются различия, которые можно наглядно увидеть на рис. 2 и рис. 3, - на немецком рынке колебания цен носят более существенный характер, тогда как в Австрии положение относительно стабильно и резкие взлеты цен не держатся продолжительное время.

Можно предположить, что данные перепады в ценах на лесопродукцию Германии вызваны внутренними для лесного сектора экономики факторами, в частности, постоянно меняющимся соотношением спроса и предложения и высоким уровнем конкуренции между лесопромышленными компаниями. Кроме того, для лучшего анализа цен на лесопродукцию имеет смысл оценить (с учетом инфляции) их величину в конце периода по отношению к его началу. В Австрии пиловочник еловый с января 1973 года по март 2014 года вырос в цене в 1,9432 раза, тогда как индекс цен за это время вырос в 4,0869 раза; по балансам с января 1986 года по март 2014 года - в 0,8652 раза и 2,0097 раза соответственно. Это говорит о фактическом удешевлении лесопродукции, так как темпы инфляции опережают темпы роста цен. В Германии пиловочник еловый с января 1986 года по декабрь 2011 года вырос в цене в 3,1231 раза и балансы в 3,0191 раза, а индекс цен - в 3,9139 раза. То есть тенденция к фактическому удешевлению наблюдается и в Германии.

Таким образом, несмотря на существенное различие в структуре спроса и предложения и в ценовых механизмах их формирования, наблюдается общая тенденция к удешевлению лесной продукции.

Однако надо учитывать, что инфляция является статистическим показателем, который не совсем точно отражает уровень изменения стоимости денег и из-за политики Центрального банка может искажать картину ценовых колебаний. После окончательной отмены золотого стандарта президентом США Ричардом Никсоном в 1970-х годах золото почти всегда дорожало, что говорит об удешевлении денег. И поскольку раньше именно золото являлось универсальным измерителем ценности, имеет смысл, используя данные о ценах на унцию золота, пересчитать соответствующие цены в 1968-2014 годах на лесопродукцию в Австрии и Германии в унциях (рис. 4).

Рис. 4. Колебания среднего уровня цен на лесную продукцию в Австрии и Германии (1968–2014 годы), унции золота
Рис. 4. Колебания среднего уровня цен на лесную продукцию в Австрии и Германии (1968–2014 годы), унции золота

Данные графика подтверждают предположение автора публикации о том, что имеет место снижение цен в лесном секторе экономики в обеих странах. По имеющимся данным можно вычислить, что в Австрии цены в унциях золота на пиловочник хвойный снизились на 92,22%, а на балансы хвойные на 69,03% в 2014 году по сравнению с 1973 годом. В Германии цены на пиловочник еловый снизились на 92,85%, и на балансы на 93,09% в 2014 году по сравнению с 1968 годом. Колебания уровня цен в унциях в 60-е и 70-е годы прошлого века сменились устойчивым трендом снижения цен со второй половины 1990-х годов и стабилизацией на одном уровне с середины 2000-х.

Таким образом, исходя из изменения цен в лесном секторе экономики Австрии и Германии можно сделать вывод, что лесной сектор в последнее время приобрел устойчивые тенденции к стагнации. Однако снижение может являться общим трендом для всех отраслей реального сектора экономики и отражает тенденцию перехода развитых стран к постиндустриальному типу развития.

Анализ цен может дать информацию, которая будет использована лесными компании при стратегическом планировании и финансовом моделировании, что позволит лучше оценивать риски и потенциальные возможности, а также давать прогнозы относительно будущего состояния рынка лесопродукции.

Андрей ШАЛЬНЕВ