Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Komatsu Days под всполохами северного сияния

Первая в России демонстрация новых харвестеров Komatsu

На состоявшуюся 5-9 октября в Подпорожском районе Ленинградской области демонстрацию новых харвестеров Komatsu 931 и Komatsu 951, представленных в России впервые, приехало около 300 гостей. Среди них - сотрудники компании, дилеры, нынешние и потенциальные партнеры из разных регионов страны (Архангельской, Ленинградской, Вологодской областей, Республики Коми, Пермского края и регионов Сибири), а также из Белоруссии.

«В новом модельном ряду харвестеров - четыре машины, но поскольку российские лесозаготовители в основном используют технику для сплошных рубок и тяжелых условий, было решено показать здесь самые большие машины, - рассказал участник мероприятия, представитель штаб-квартиры и завода-изготовителя Komatsu Forest AB в г. Умео (Швеция), Кшел Ронхольм. - При разработке нового поколения машин наша компания сосредоточила свои усилия на таких важных для покупателя характеристиках, как высокая производительность, удобство работы оператора, надежность и маневренность, универсальность и возможность эксплуатации в разных условиях, наличие современных интеллектуальных систем (управления и контроля), экономия расходов при эксплуатации. Большое внимание было уделено и обеспечению качественного сервиса с постоянным наличием всех необходимых запасных частей.













Машина должна быть простой в понимании и легкой в пользовании. Но есть и еще один принципиальный момент, а именно - доверие: оператор должен доверять машине, на которой работает, и не опасаться, что она подведет. Основа такого доверия - проверенные технологии, материалы, компоненты, которые мы используем при производстве техники. Многие компоненты новых харвестеров давно и хорошо себя зарекомендовали, - такие как параллельный манипулятор или лесной двигатель.

Одна из самых существенных новаций в представляемых машинах - система 3PS (three pump system), которая позволяет повысить производительность машин и одновременно снизить расход топлива: уникальная двухконтурная гидравлическая система с тремя насосами. Один насос обеспечивает работу трансмиссии, два других, которые отвечают за «рабочие функции»: поворот кабины, работу манипулятора и валку с раскряжевкой, - могут работать совместно или по отдельности, обеспечивая высокое давление и поток именно там, где это необходимо. Подобная система позволяет одновременно осуществлять передвижение машины, работу манипулятора и валку - и тем самым максимально эффективно использовать все возможности харвестера.

Для любого лесозаготовителя крайне важно правильно выбрать харвестерный агрегат. У нас очень широкий модельный ряд харвестерных головок: девять для колесных (вес головки - от 760 кг до 2000 кг) и еще девять - для гусеничных машин. Для машин любой мощности и любых условий эксплуатации разработаны три разных типа агрегатов. В конструкции агрегата C (от англ. carry) удерживание и протяжку ствола осуществляют вальцы, а не ножи, эти агрегаты характеризуются самой мощной протяжкой и высокой производительностью, они очень хороши для рубки деревьев с прямыми стволами и большими сучьями. При использовании агрегата S (от англ. squeeze) ствол удерживается в основном ножами, а протяжка осуществляется двумя широкими вальцами с двух сторон. Этот агрегат наиболее эффективен при работе с кривыми стволами. Наиболее популярным в этом классе агрегатов сейчас является Komatsu S132. Агрегат V - это комбинация двух первых типов агрегатов, он используется, когда нужна окорка (например, при заготовке эвкалиптовых деревьев в южных странах). Окончательный выбор зависит от того, какой древостой вы собираетесь обрабатывать.

Еще один важный компонент - манипулятор. Его конструкция должна обеспечить легкость обучения работе, простоту эксплуатации и скорость. Параллельные манипуляторы Komatsu - проверенный, надежный и экономичный узел в новых харвестерах.

Следующий важный момент - обеспечение безопасности оператора и удобства обслуживания техники. Машина запустится только после того, как оператор поднимется в кабину, закроет дверь и сядет в кресло. Осуществлять ежедневный осмотр, контроль и обслуживание узлов и агрегатов новых машин можно с земли (не пользуясь лестницами) или из кабины. Если требуется более серьезный доступ к узлам, с помощью электроприводов можно без особых усилий поднять капот и получить доступ к двигателю.

Повысить удобство, комфорт оператора, а значит и производительность харвестеров, позволяет новая - эргономичная, просторная и надежная - кабина с системой выравнивания и многочисленными опциями, предназначенными для обеспечения защиты и комфорта пользователя. По сравнению с предыдущими поколениями машин, серьезно увеличен угол обзора - на 62% вверх (что позволяет оператору видеть вершины деревьев) и на 17% вниз (это особенно важно, когда машина движется под уклон). Удобно расположены и легко доступны органы управления, большая часть кнопок и переключателей перенесена с панели управления ближе к рукам, на подлокотники и джойстики. Проделана большая работа по усилению шумо­изоляции кабины. Существенно модернизировано осветительное оборудование - на машине может быть установлено до 26 ламп; причем мы рекомендуем использовать светодиодные лампы, как более эффективные, экономичные и комфортные для человеческого зрения.

Отдельная тема - система стабилизации наших машин. Это проверенный концепт качающейся оси, используемый нами с 1984 года. Устойчивость машины обеспечивается за счет низкого центра тяжести, расположения кабины с манипулятором посередине рамы, системы распределения нагрузки. Причем машина устойчива как в статичном положении, так и в движении или при работе с полным вылетом стрелы манипулятора.

Рабочая зона новых машин увеличена до 360°. Наши харвестеры мощны и производительны, но при этом - компактны и довольно немного весят: скажем, масса мощного и высокопроизводительного 951-го составляет всего 23,6 т вместе с харвестерным агрегатом. Система управления MaxiХplorer оптимизирует функциональность машины, осуществляет контроль, обеспечивает вывод показателей по производительности на монитор бортового ПК, отслеживает работу оборудования и расход топлива. Выполнять мониторинг деятельности лесной машины или целого парка лесных машин поможет система Maxifleet.

В целом, если постараться одной фразой объяснить, в чем же состоит особенность новых харвестеров Komatsu, я бы сформулировал так: «Машина больше не является ограничителем для человеческих способностей».

Делянка из арендного участка компании Metsa Forest, находящаяся примерно в 60 км от Подпорожья, была выбрана для «показательных выступлений» новых харвестеров по причине особых качеств лесного массива (со средним диаметром стволов 0,7 м) и особенностей ландшафта (уклоны и неровности рельефа позволяют продемонстрировать проходимость машин, выравнивание кабины и т. д.).

Директор по продажам и маркетингу компании Komatsu Forest Russia Тимофей Богатенко, как заправский шоумен, представил «виновников торжества»: «Встречайте! Новое поколение харвестеров Komatsu: Komatsu 931-й - самая популярная модель в России, оборудован харвестерным агрегатом Komatsu S132 (аналог Log Max 6000), Komatsu 951-й - на сегодня самый крупный харвестер на рынке, выступает с агрегатом Komatsu С144. На обеих машинах установлены сбалансированные тандемные тележки, машина сама распределяет нагрузку и тяговое усилие в зависимости от условий работы».

Из-под стоящих поодаль сосен неожиданно выдвинулись ярко-красные харвестеры и принялись размахивать флагами с логотипом компании - они только что не танцевали под бодрый «фанк», гремевший из массивных колонок, установленных на импровизированной сцене посреди леса! Кстати, эта музыка была специально написана для шоу Komatsu Days.

Не менее зрелищной и еще более познавательной стала демонстрация валки деревьев новыми машинами, одна из которых уже нашла себе хозяина в Сибири. После шоу все гости могли внимательно осмотреть устройство машин вблизи, совершить пробные рубки вместе с опытными операторами, а также прямо на делянке отведать вкуснейшей ухи с карельскими ржаными «калитками».

По словам Тимофея Богатенко, целью мероприятия, помимо собственно знакомства с машинами и возможности оценить их в работе, было «показать наш командный дух, наши, в полном смысле слова, семейные отношения - как с лесозаготовителями, так и со всеми теми людьми, с кем мы сотрудничаем в разных сферах. Каждый из присутствующих здесь делает большое и хорошее дело, каждый важен и дорог для нас. Поэтому мы постарались сделать это мероприятие не только полезным и интересным, но также и душевным, увлекательным, запоминающимся».

Задуманное - удалось! Специалисты, побывавшие в Подпорожском районе Ленинградской области, несомненно остались довольны деловой частью программы, впечатляющей суперсовременной техникой и теплым приемом в туристической деревне Верхние Мандроги, где с любовью воссоздан старинный быт русского Севера. Незапланированным бонусом стало для всех зеленоватое свечение северного сияния, заполнившее ночное небо: «Специально для Komatsu включили», - удачно пошутил кто-то из гостей...

Подготовил Максим ПИРУС
Фото автора

 

Характеристики харвестера Komatsu 931

Скорость движения: 8-24 км/ч (бездорожье/дорога). Двигатель: AGCO Power 74-AWF; 6-цилиндровый, дизельный, с турбо- и интеркулером. Объем - 7,4 л, мощность - 185 кВт (248 л. с.) при 1,900 об./мин. Объем топливного бака - 405 л.

Трансмиссия с тяговым усилием 168 кН. Передний мост: портальные мосты с редукторами увеличенной проходимости, установленными в каждом колесе. Задний мост: качающаяся ось с функцией выравнивания, колесные редукторы. Механическая блокировка дифференциалов. Гидравлическая блокировка качающейся оси.

Двухконтурная чувствительная к нагрузке гидравлическая система с насосами переменной производительности. Давление в системе - 280 бар. Подача масла - 528 л/мин. при 1,600 об./мин. Объем масляного бака - 220 л. Тормозная система одноконтурная. Полностью гидравлические многодисковые тормоза.

Полностью автоматическое горизонтальное выравнивание кабины и крана до оптимального положения: 20-22° (продольное), 17° (боковое). Освещение: галогенные фары, мощность - более 30 люкс по всей рабочей области и не менее 60 люкс на манипуляторе. Угол поворота кабины (спарена с полуосью) и крана - 360°. Кабина тепло- и шумоизолирована. Ветровые и боковые стекла из 15-миллиметрового защитного стекла. Совмещенная система нагрева и кондиционирования воздуха ECC или климат-контроль.

Вращающееся вентилируемое кресло с подвеской и амортизационной системой.

Система управления - MaxiXplorer.

Манипулятор - 230H.

Харвестерный агрегат Komatsu S132: два вальца протяжки, контролируемое давление ножей и Flex-система управления. Масса - 1345 кг.


Характеристики харвестера Komatsu 951

Масса в базовой комплектации - 23,6 т. Скорость движения - от 7,7 км/ч (бездорожье) до 23,5 км/ч (дорога).

Двигатель: AGCO Power 74-AWF, 6-цилиндровый дизельный с турбо- и интеркулером. Объем - 7,4 л. Крутящий момент - 1200 Нм при 1,500 об./мин. Мощность: 210 кВт DIN (282 л. с.) при 1,900 об./мин.

Объем топливного бака - 529 л.

Трансмиссия - гидростатически-механическая, управляемая с помощью системы MaxiXplorer. Тяговое усилие - 220 кН. Двухконтурная чувствительная к нагрузке гидравлическая система с насосами переменной производительности. Давление в системе - 280 бар. Подача масла - 528 л/мин. при 1,600 об./мин. Объем масляного бака - 250 л. Одноконтурная тормозная система, полностью гидравлические многодисковые тормоза.

Манипулятор 270Hс с радиусом действия до 10,3 м. Подъемный момент, брутто - 274 кНм. Крутящий момент, брутто - 60 кНм. Агрегат Komatsu C144: масса 1400 кг. Диаметр ствола в месте пиления - 710 мм, в месте обрезки сучьев - 510 мм. Скорость подачи -
до 5 м/с, усилие подачи - 29,6 кН. Количество ножей - 5. Шина пилы - 82,5 см.

Новая линейка харвестеров создана в соответствии с концепцией «машина вокруг» - с фокусом на управляющем ею операторе, что выводит комфорт рабочей зоны в кабине на новый уровень: он создается за счет многих факторов - хорошая видимость, низкий уровень шума, хорошее освещение, эргономичность, устойчивость машины. В кабине просторно, кресло оператора разработано с учетом эргономики человеческого тела и может поворачиваться на 180°. Хорошая вентиляция и климат-контроль. Прекрасная видимость благодаря новому дизайну переднего ветрового стекла.

Управление машиной можно осуществлять разными джойстиками управления - в зависимости от привычек операторов. Классический EME-джойстик усовершенствован для управления машиной при помощи одной кнопки, что позволяет последовательно выполнять разные действия: спиливание ствола, валку, протаскивание, поперечный распил.