В создании современного лесовоза важную роль играют кузовостроители
Ключевое звено
Когда речь идет о лесовозах, обычно называют марки Volvo, Man или Scania. Но на самом деле эти компании являются производителями шасси. А шасси по российскому законодательству не являются транспортным средством. Конечный продукт, который считается транспортным средством, и документы на его использование готовят кузовостроители. Чтобы разобраться в тонкостях этой специальности, мы изучили процесс сборки лесовозной техники вместе с одним из крупнейших кузовостроителей на Северо-Западе - компанией ООО «ЮФА» СНГ.
Вывозка леса автопоездами называется скандинавской. Изначально в России лес заготавливали хлыстовым методом. С приходом в нашу страну из Скандинавии технологии сортиментной заготовки древесины пришел спрос и на автопоезда и лесовозы. Первые машины для России заказывались и импортировались, исходя из существовавшей в Скандинавских странах четкой структуры производства лесовозов и автопоездов: производитель шасси - производитель прицепа - производитель надстроек.
В целом, росту популярности сортиментной вывозки в России способствовали удобство выполнения работ и безопасность персонала. Например, к применению сортиментной транспортировки подталкивает российское законодательство, согласно которому запрещена транспортировка древесины в хлыстах на дорогах общего пользования. Лес обязательно должен быть распилен на сортименты во избежание выхода пачки бревен за допустимый габарит при транспортировке. В России лес заготавливается вдоль дорог общего пользования, так как лесозаготовителям крайне невыгодно строить собственные дороги. Для транспортировки леса по дорогам общего пользования и предназначена лесовозная техника. Сегодня скандинавская технология заготовки и вывозки леса получила в РФ самое широкое распространение.
Рост популярности и востребованность современной лесовозной техники обусловили сферу деятельности ООО «ЮФА» СНГ. Как рассказал директор по продажам компании Антон Смирнов, в России есть ряд отечественных производителей лесовозной техники, которую отличают невысокая цена и низкий коэффициент технической готовности. Частые поломки и многочисленные ремонты этой техники не способствуют обеспечению стабильности перевозок леса. Поэтому в стране наблюдается устойчивый спрос на более надежную и грузоподъемную импортную технику.
По причине ряда ограничений, содержащихся в Постановлении Правительства РФ от 9 января 2014 года № 12 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации (с изменениями на 18 мая 2015 года)», которые призваны соблюсти интересы ряда отечественных производителей грузовиков, например, в части ограничения по полной массе автопоезда (40 т), доля зарубежной лесовозной техники на российском рынке невелика и растет медленно. У импортной техники большая грузоподъемность, чем у российских аналогов, она меньше расходует топлива и запасных частей, более комфортна в работе, однако ее использование на максимуме технических возможностей - нарушение существующего законодательства. Если бы этих ограничений не было, лесной бизнес давно перешел на импортную технику, так как это экономически более выгодно.
Начиная с 2007 года, еще до вступления России в ВТО, наше правительство взяло курс на стимулирование процесса переноса производств зарубежных компаний в Россию, для чего иностранным производителям были обещаны налоговые льготы и создавались благоприятные условия для размещения производств в стране.
На пути импортеров техники появился таможенный барьер в виде заградительной пошлины. Намного выгоднее стало производить машины в России, а не ввозить их из-за рубежа. Есть льготы на ввоз компонентов для производства техники в России, но пошлина на ввоз готового продукта, то есть машин в сборе, остается довольно высокой. В результате в России появились машиностроительные заводы - Volvo в Калуге, Scania и MAN в Санкт-Петербурге, Mercedes в Набережных Челнах. После вступления в ВТО Россия снизила размеры пошлин, но появился утилизационный сбор, который стал серьезным заградительным барьером для импорта, и ситуация для импортеров готовых лесовозов не изменилась.
Открытие ряда производств шасси в России и их выход на плановые мощности потребовали решения вопроса о выпуске для этих шасси надстроек, предназначенных для выполнения задач в разных отраслях. Изготовители шасси выпускают свою продукцию стандартизированными сериями, а кузовостроители, находясь ближе к клиенту, производят надстройки по индивидуальным заказам клиентов, в соответствии с конкретным предназначением. Часть российских кузовостроительных компаний работали на базе автомобилестроительных предприятий с советских времен и занимались дооснасткой продукции отечественного машиностроения. Со временем они также подключились к дооснастке импортных машин.
Другие кузовостроительные компании возникли в результате деятельности дилеров зарубежных кузовостроителей, которые поставляли свои решения в Россию. Именно к таковым относится ООО «ЮФА» СНГ.
ООО «ЮФА» СНГ появилось на базе представительства финской компании JYKI (производитель прицепов), со временем стала представлять на российском рынке интересы компаний Forestry (производитель гидроманипуляторов, в настоящее время носит название KESLA) и Alucar (производитель лесовозных надстроек). В названии российской компании аббревиатура ЮФА составлена из первых букв этих брендов. «ЮФА» начинала с поддержки бизнеса иностранных кузовостроителей в России - занималась поставками запасных частей, продажей готовых решений, организацией PR и продвижением импортной техники на российском рынке.
Сейчас в компании «ЮФА» работают 25 человек. На производственной площадке две ремонтные зоны: пять мест отведено для машин и одно место - для обслуживания, так как у предприятия есть дочерняя компания «ЮФА Сервис», чьей задачей является послепродажный сервис техники, которую продает ООО «ЮФА» СНГ.
Производственные мощности позволяют производить кузова и достраивать до 100 машин в год. Кроме того, компания поставляет на российский рынок такое же число готовых прицепов скандинавских и немецких производителей. Выполнение заказов клиентов осуществляется тремя путями. Первый - это когда лесовоз сдается клиенту под ключ: заказчик выбирает шасси, на базе которого будет создан лесовоз, надстройку, манипулятор и прицеп. Далее специалисты компании «ЮФА» обращаются к производителям шасси, покупают все необходимое и на своем предприятии из комплектующих собирают готовое изделие. Второй способ - выполнение заказа в сотрудничестве с компаниями - производителями шасси. Подобные компании - это довольно мощные структуры, которые сами хотят продавать свою технику и зачастую размещают заказы на ее достройку. Они очень требовательные заказчики, и ООО «ЮФА» СНГ приходится соответствовать их нормативам по качеству сборки и используемых материалов, а также по организации производственного процесса. Чтобы контролировать процесс дооснастки, производители шасси проводят плановые и неплановые проверки и аудит на соответствие требованиям стандартов качества.
Третий вариант сотрудничества с заказчиками комбинированный - когда лесозаготовитель сам покупает шасси у производителя и привозит его в «ЮФА» на достройку, либо когда у машины демонтируют старый кузов и надстраивают новый.
Все комплектующие, из которых собираются лесовозы, изготовлены по индивидуальным заказам. У клиентов разные требования к комплектации, запросы и нужды. «Сегодня заказчику нужна спальная кабина, завтра стандартная, сегодня ему нужны шасси 6х4, а завтра 6х6, сегодня - двигатель одной мощности, завтра - другой. Комплектация зависит от задач, которые клиент собирается решать, от региона, в котором будет эксплуатироваться техника, условий работы, наличия дорог и т. д.», - говорит Антон Смирнов. Поэтому все лесовозы производятся под заказ. Однако у компании есть намерение совместно с производителями шасси подготавливать готовые решения - лесовозы, которые будут находиться на складе, и заказчик сможет сразу выбирать из них подходящий вариант.
Накопленный компанией «ЮФА» опыт позволяет удовлетворять самые разные запросы заказчиков, среди них могут встречаться требования оснастить машину такими опциями, как, например, пневматический подъем крыльев машины, манипуляторы с двухконтурной системой, манипуляторы с кабиной. Требовательность заказчиков позволяет компании развиваться, поэтому такими клиентами в компании очень дорожат.
«Сейчас в экономике сложная ситуация, и клиентам сложно прогнозировать что-то наперед, - отмечает г-н Смирнов. - Поэтому сейчас около 20% наших заказчиков покупают лесовозы исходя из текущих обстоятельств. Но все же 80% клиентов занимаются долгосрочным планированием, и сроки поставки - три-пять месяцев - их не отпугивают».
Антон Смирнов, директор по продажам ООО «ЮФА» СНГ
Кузовостроитель всегда находится в плотном контакте с конечным заказчиком, знает, что ему нужно и как этого достичь и зачастую очень сильно влияет на выбор того или иного транспортного решения. «Это очень важно, быть рядом с заказчиком, понимать его проблемы, вместе искать решения, давать рекомендации, делится опытом. Зачастую заказчик специфических, нестандартных автомобилей, к которым относятся и лесовозы, не может получить консультации и поддержку от производителя шасси на необходимом ему уровне, здесь всегда приходит на помощь кузовостроитель!» - отметил Антон Смирнов, - «Небольшие клиенты ценят прежде всего удобство работы с лесовозом и часто просят оснастить машину такими опциями, как, например, подъем оси, подъем крыльев, чтобы удобнее было надевать цепь на шины, кабина на манипуляторе, потому что в штате небольших предприятий всего несколько водителей и о каждом из них в компании проявляют заботу. Если говорить в общем, то опции для небольших компаний-лесозаготовителей призваны обеспечить комфорт работы операторов и высокую производительность машин. У крупных компаний есть общие правила перевозки, они работают во многих регионах страны, и их машины постоянно контролируют на нагрузки на ось и ограничения полной массы. Крупные компании предпочитают покупать по оптимальной цене технику, на которой унифицированы операции и опции, и которая надежна и простав обслуживании. Большие компании приобретают не один десяток машин и могут одним своим заказом загрузить наше производство на год».
Как уже отмечалось выше, компания «ЮФА» сотрудничает с такими поставщиками шасси, как Volvo, MAN, Scania, Mercedes-Benz. Но, выполняя индивидуальный заказ лесозаготовителей, она может работать с любой компанией - поставщиком техники. Вопрос только в соотношении цены и качества. Ведь не всегда дорогие импортные надстройки целесообразно устанавливать, например, на шасси отечественных производителей. Или вот другой пример: «ЮФА» работает с такими производителями надстроек, как компании Alucar и Riikonen. Alucar изготавливает алюминиевые надстройки, а Riikonen - стальные. Поэтому все зависит от выбора клиентов. Как отметил Антон Смирнов, есть клиенты, которые предпочитали надстройки из алюминия, а потом перешли на стальные, и наоборот. Компания «ЮФА» предлагает разные варианты лесовозов - длинные и короткие машины, трех- и четырехосные, помогает в выборе прицепа и подборе оптимальных опций, обеспечивает послепродажное обслуживание поставленной техники.
Компания «ЮФА» строит лесовозы, которые могут перевозить более 70 м3 леса за один рейс. В случае пиковой нагрузки производственные мощности компании позволяют строить семь лесовозов в неделю. Пик производства приходится на осень-зиму, в основном на период с ноября до февраля. Летом спрос падает. Для нивелирования падения спроса на лесовозы в компании открыто дополнительное направление по производству спецтехники - мусоровозов, ломовозов и др. Нивелированию сезонности продаж также способствует деятельность дочерней компании «ЮФА Сервис». Изначально предполагалось, что она будет заниматься сервисным и гарантийным обслуживанием проданных машин. Сейчас «ЮФА Сервис» может обслуживать любую грузовую технику - как поставленную ООО «ЮФА» СНГ, так и сторонних продавцов.
Как уже говорилось выше, у ООО «ЮФА» СНГ две производственные площадки. В момент нашего посещения компании на площадке монтировалось навесное оборудование на двух машинах. Как пояснил Антон Смирнов, работники устанавливали терминальные лесовозные надстройки производства Riikonen на шасси Volvo 6х6. На складе расходных материалов есть все, что необходимо для выполнения текущих работ - крепеж, метизы, кабели и др. Компания имеет обширный склад запасных частей.
Все специалисты предприятия минимум раз в год проходят стажировку в Финляндии, что позволяет им повышать свой профессиональный уровень и учиться у северных соседей культуре производства. Поэтому можно утверждать, что в компании практикуется европейское качество сборки. Качество работ предприятия отвечает требованиям сертификата ISO 9001.
В ООО «ЮФА» СНГ внедрена система контроля качества на всех этапах производства и есть специалисты, отвечающие за соблюдение требований этой системы.
В компании проводится регулярное обучение сотрудников, для которых подготовлены должностные инструкции, подробные описания алгоритмов операций. Ежедневно ведется мониторинг производственных процессов, например, в обеденный перерыв начальник цеха инспектирует рабочие места и проверяет качество выполняемых работ.
На стадии сборки контроль осуществляется мастерами, выпуск из ремзоны контролирует инженер производства, он же - инженер ОТК и инженер по гарантии. Кроме того, ведется сторонний аудит при передаче машин заказчику - это также важное звено контроля, которое позволяет специалистам «ЮФА» СНГ постоянно совершенствовать свой уровень. По ходу производства кузова и сборки лесовоза ведется протокол выхода машины, где фиксируются все операции.
На территории компании есть площадки для хранения шасси, надстроек и уже укомплектованных грузовиков. Есть отдельная площадка и для хранения прицепов, которые, как правило, поступают в транспортном положении, установленные друг на друга. Здесь выполняется их разгрузка и досборка, чтобы клиент мог забрать их со склада. Сотрудники «ЮФА Сервис» выполняют работы по дооснащению кабин шасси, на которые уже установлены надстройки, различными видами дополнительного оборудования - монтируют рации, видеорегистраторы и сухие отопители кабин и т. д. В день, когда мы побывали в компании, на площадке шел монтаж оборудования для нестандартного лесовоза длиной 8 м, что позволит заказчику перевозить две пачки сортиментов длиной 4 м каждая.
В ближайших планах ООО «ЮФА» - расширение перечня предлагаемых клиентам опций с целью повышения уровня обслуживания и привлечения новых заказчиков. Также в компании продолжается работа, направленная на повышение производительности и качества сборки. Последнее время рынок предъявляет особые требования к обеспечению удобства работы водителей лесовозов, и кузовостроители из фирмы «ЮФА» уделяют этому вопросу большое внимание. Кроме того, как отметил Антон Смирнов, будут предприняты меры для повышения уровня сервиса и послепродажной поддержки, расширения склада запасных частей. «Мы хотим и стремимся предлагать весь комплекс услуг по производству, дооснащению и обслуживанию лесовозов и полностью покрывать тем самым потребности всех наших клиентов», - подчеркнул директор по продажам ООО «ЮФА» СНГ.
Подготовил Михаил ДМИТРИЕВ
ООО «ЮФА» СНГ
Россия, 196625, Санкт-Петербург, пос. Тярлево, Фильтровское шоссе, д. 3
Тел. +7 (812) 3201249