Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Эколайф

Как успешно вести бизнес по стандартам FSC на 820 га леса

В Вятке говорят: богат тот, кто лесом занят. Предприниматель из Кировской области Виктор Панкратов, у которого в аренде всего 820 га леса, создал успешное дело, полностью соответствующее принципам ответственного лесопользования. Его предприятие комплексно перерабатывает всю заготовленную древесину, которая идет исключительно на внутренний рынок. Кроме того, бизнесмен способствует росту занятости местного населения и строительству важных для села объектов, а на участках своего леса обеспечивает сохранность биоразнообразия.

В вятских лесах Виктор Панкратов (на фото) трудится более 35 лет: после окончания Уральского лесотехнического института начинал в должности помощника лесничего в Парковом лесничестве Перекопского участкового лесничества Кировской области, в котором волею судеб он сегодня арендует лес. Проработав 25 лет в органах лесного хозяйства, он прошел трудовой путь от помощника лесничего до главного лесничего управления лесами Кировской области. Уйдя с госслужбы, Виктор Зосимович задумал создать собственное предприятие, взяв в аренду экспериментальный лесок, как ласково он сейчас называет свои владения.

Как раз в то время в Кировской области компания ИКЕА и Лесной попечительский совет (Forest Stewardship Council®, FSC) реализовывали совместный проект, направленный на решение актуальных задач развития в России добровольной лесной сертификации по схеме FSC. Целью проекта было внедрение инструментов и механизмов ответственного лесопользования в регионах России. Виктор Панкратов тогда очень активно сотрудничал с экспертами ИКЕА и FSC по вопросам взаимодействия с региональными органами власти в сфере лесных отношений, а также с местным населением.

Эта работа побудила его взять в аренду лес, где он хотел опробовать в реальных условиях стандарты и требования Лесного попечительского совета, суть которых: получение прибыли за счет рационального использования древесины, сохранение природных ценностей и социальная ориентация бизнеса.

«Когда я начал свое дело, у меня не было никаких перерабатывающих мощностей, но я решил оценить, можно ли соответствовать требованиям стандартов FSC и одновременно обеспечивать соблюдение лесного и природоохранного законодательства России, - рассказывает Виктор Панкратов. - Важно было также понять, как на практике совмещать три аспекта устойчивого управления лесами: экономический, экологический и социальный. Я считаю, что мне это удалось. И сейчас ответственно заявляю, что требования международных стандартов по устойчивому лесопользованию и наше лесное законодательство вполне совместимы».

Древесину заготовил – лес сохранил

В 2004 году на конкурсной основе Панкратов получил в аренду на 49 лет пять небольших кварталов Паркового лесничества, которые никто не хотел брать как низкодоходные с точки зрения запасов древесины. Изначально на арендном участке преобладали лиственные породы - 65% занимали осина и береза, только 35% приходились на хвойные насаждения. Расчетная лесосека не превышала 3 тыс. м3 в год.

«Мне достались низкопродуктивные, не представлявшие интереса для леспромышленников участки, которые к тому же разбросаны по округе, - вспоминает он. - Но мне большего и не надо было. Я мечтал о небольшом участке леса, с тем чтобы превратить его в модельный, улучшить породный состав и повысить продуктивность за счет проведения выборочных рубок. В перспективе планировал развить мощности по переработке древесины, чтобы удовлетворять потребности местного населения и предприятий в пиломатериалах, а высокую прибыль получать не за счет экспорта кругляка, а благодаря глубокой переработке и сбыту лесоматериалов высокого передела на внутреннем рынке».

Всегда быть в лесу - образ жизни Виктора Панкратова. Лето - разгар лесохозяйственных работ, мероприятий по охране леса от пожаров, зима - сезон лесозаготовок. Сейчас согласно Лесному кодексу РФ, перед тем как зайти в лес, предприниматель должен подготовить проект освоения лесов, который содержит качественные и количественные характеристики арендованного участка и утверждается органом управления лесами субъекта РФ.

За десять лет аренды Виктор Зосимович уже дважды заказывал лесоустройство за свой счет, благодаря чему удалось не только уточнить запасы лесного сырья на участках, но и выявить тенденцию к улучшению породного состава. Таким образом, затраты на учет лесов могут сторицей окупиться, потому что актуальные сведения о сырьевой базе позволяют бизнесу строить долгосрочные планы комплексного освоения лесов.

«Мой принцип: взять древесину и сохранить при этом лесную среду, а не оставлять после сплошных рубок долго не зарастающие поляны, - объясняет Виктор Панкратов. - За счет проводимых мной лесохозяйственных мероприятий за десять лет доля хвойных пород на арендуемых участках выросла с 35 до 55%».

Неккера перистая и Венерин башмачок

Секрет в том, что предприниматель на арендованных участках вообще не проводит сплошные рубки, исключительно выборочные, которые, как правило, наносят небольшой ущерб лесным экосистемам. Доходность подобного вида рубок достигается не за счет больших объемов лесозаготовки, а в результате полной переработки низкотоварной древесины и экономии на искусственном лесовосстановлении. Изъятие из леса только части деревьев позволяет в полной мере использовать силу естественных процессов возобновления.

Кроме того, арендатор неукоснительно соблюдает рекомендации по сохранению биоразнообразия и участков высокой природоохранной ценности, разработанные экспертами специально для его арендной базы по итогам натурных обследований: оценивались состав древостоя, наличие редких видов растений и состав ключевых биотопов, которые представляют собой места высокого видового разнообразия и потенциальные места обитания редких видов.

Наибольший интерес с точки зрения сохранения биоразнообразия представляют участки старовозрастных осиновых лесов - на осинах произрастают редкие виды мхов, лишайников и грибов, а в дуплах селятся животные. На некоторых участках старовозрастных осинников должны быть полностью запрещены все виды рубок (в том числе рубки ухода и санитарные), их следует сохранять в нетронутом виде. Достаточно сказать, что во время натурных обследований эксперты обнаружили Неккеру перистую - вид мха, включенный в Красную книгу Кировской области, а также Венерин башмачок - растение из семейства орхидных, занесенное в Красную книгу России.

В выделах, расположенных в водоохранной зоне реки Малая Просница и ее притока Потихи, рекомендации допускают ведение выборочных рубок ухода и санитарных рубок в зимний период с сохранением крупных старых деревьев и крупномерного сухостоя. Однако предприниматель взял на себя повышенные обязательства и вообще не проводит рубки в поймах рек.

Выполнение природоохранных требований не мешает Виктору Панкратову получать прибыль от ведения лесного хозяйства. Он понимает, что выведенные из рубок участки высокой природоохранной ценности сыграют свою роль в сохранении биоразнообразия, а это положительно скажется в будущем на использовании лесных богатств. Лесопользователь планирует расширить виды деятельности и использовать также недревесные ресурсы леса (грибы и ягоды), заняться пчеловодством (тем более что есть успешный пример по соседству: в Арбажском районе Кировской области ООО «Сорвижи-лес» в прошлом году впервые в России сертифицировало недревесную продукцию - мед). Кроме того, Панкратов также намерен в канун Нового года продавать населению сертифицированные елочки.

Предприятие у всех на виду

Успех его бизнеса - в вовлечении в оборот всей заготовленной древесины. Предприниматель перерабатывает всю низкосортную и мелкотоварную древесину, из которой в результате комплексной переработки производит пиломатериалы, поддоны, черенки для лопат, дрова, опилки. Вся продукция востребована на рынке и используется местным населением для строительства и ремонта жилых и хозяйственных строений, в садоводстве и огородничестве; поддоны приобретает местный кирпичный завод.

Производство расположено в здании бывшего автотракторного гаража. Виктор Панкратов его выкупил, восстановил, приобрел и установил оборудование, занял местных жителей - сейчас в цехе трудится пять человек.

Занятость местного населения - не единственный пункт социальной составляющей ответственного управления лесами. Три года назад предприниматель заключил договор о социальном партнерстве с муниципальным образованием села Фатеево, вокруг которого расположена его арендная база. За прошедший период он оказал финансовую помощь селу, которая была использована для устройства дорожного полотна, строительства пожарного водоема, ремонта сельского клуба, возведения центра досуга и воссоздания старой часовни.

Впервые в местной истории Панкратов внедрил в практику общественные слушания, в ходе которых обсудил с односельчанами проект освоения лесов и перспективы ведения хозяйства. Ведь ввиду небольшой арендной площади и компактного расположения лесных участков его предприятие находится на виду у всех заинтересованных сторон, а личное знакомство с каждым жителем села, вблизи которого расположен участок, не дает предпринимателю права на ошибку и не позволяет разочаровывать односельчан.

Специалист Кировского центра лесной сертификации Надежда Ефимова, участвовавшая в проведении общественных слушаний в селе Фатеево, вспоминает, что сельчане в разговорах подчеркивали: «Вот впервые в нашей жизни человек, который занимается лесом, пришел к нам и всем людям рассказал о своей деятельности и планах». Никогда никто не рассказывал о том, кто и что делает в лесу, куда везет древесину, на чем зарабатывает. Ведь многим кажется, что на деревьях растут не листочки зеленые, а доллары. А когда Панкратов объяснил односельчанам, во сколько обходится содержание лесных дорог, проведение профилактических мероприятий по охране и защите леса, заготовка древесины и такие элементарные вещи, как покупка рабочим спецодежды, тогда людям стало понятно, что лесной бизнес - один из самых тяжелых.

«Опыт работы Виктора Панкратова наглядно доказывает, что в системе сертификации FSC нет невыполнимых требований, - считает начальник управления организации использования и воспроизводства лесов министерства лесного хозяйства Кировской области Анатолий Баранцев. - Арендаторам в нашем регионе даже проще воплощать принципы ответственного лесопользования в плане сохранения биологического разнообразия благодаря тому, что в лесохозяйственных регламентах лесничеств отражены требования лесной сертификации. В нашем регионе 640 133 га сертифицированных лесов, и мы знаем, что арендатор, у которого есть сертификат FSC, добросовестно занимается охраной и защитой лесов, их восстановлением, комплексно осваивает лесные ресурсы. Мы приветствуем развитие добровольной лесной сертификации в Вятском крае».

Более десяти лет занял путь Виктора Панкратова к сертификации по схеме FSC. И причина не в том, что он не был к ней готов. Напротив, изначально лесопользование на его участках аренды строилось на принципах неистощительности в долгосрочной перспективе, с учетом интересов местного населения. Он сам много лет консультирует лесные компании по вопросам выполнения требований FSC. Ни для кого не секрет, что многие российские заготовители стремятся получить заветный сертификат FSC как входной билет на экологически чувствительные рынки развитых стран, поскольку производят экспортно ориентированную продукцию. А вся продукция ИП Панкратов В. З. идет на внутренний рынок, который пока нечасто предъявляет к источникам древесины повышенные экологические требования. Поэтому для Панкратова получение сертификата, кроме прочего, еще и имиджевый и просветительский проект для продвижения принципов добровольной лесной сертификации по схеме FSC среди коллег-лесопромышленников и конечных потребителей в Кировской и соседних областях.

Фонд поддержки малого предпринимательства, созданный FSC, выделил Виктору Панкратову грант для подготовки к сертификации. Лесной попечительский совет давно и последовательно поддерживает по всему миру малый бизнес, который занимается ответственным лесопользованием, сохраняет в родных краях биоразнообразие и помогает местному населению.

«Считаю для себя важным участвовать в формировании в России достойного рынка FSC-сертифицированной продукции глубокой переработки. Лесная сертификация не только выгодна для бизнеса, но и важна для обеспечения людей лесными богатствами и сохранения этих богатств, - говорит Виктор Панкратов. - Мечтаю о том дне, когда в России будет преобладать спрос на продукцию, происходящую из ответственно управляемых лесов. Уверен, что мой опыт может послужить примером для других малых предприятий».

Иван ЯКУБОВ

 

Татьяна Яницкая, заместитель директора Российского национального офиса Лесного попечительского совета (FSC), координатор по сертификации:

«Опыт Виктора Панкратова ценен по многим причинам. Но я хотела бы особо подчеркнуть один аспект: он не просто регулярно обновляет данные о своих лесах, а заказывает полное лесоустройство каждые три года! И это совершенно правильный подход - без точных и полноценных данных о лесном участке невозможно ни грамотно спланировать всю лесохозяйственную деятельность, ни подсчитать затраты на заготовку, ни определить допустимый объем пользования и пр. Проще говоря, ответственное лесопользование без качественных данных о лесе просто невозможно, потому что это основа любого планирования. Мы к этому выводу в очередной раз пришли в ходе разработки первой версии нового Российского национального стандарта FSC.

Особенно ценно то, что лесопользователь посчитал немалые затраты на лесоустройство и таксацию оправданными. На некоторых предприятиях часто приходится видеть, как пользуются заведомо устаревшими и неточными данными, новую таксацию не заказывают, ссылаясь на ее дороговизну. Хорошо бы, чтобы другие предприятия последовали примеру Виктора Панкратова».

 

Михаил Карпачевский, главный специалист некоммерческого партнерства «Прозрачный мир»:

«Предприятие Виктора Панкратова являет собой уникальный полигон, который помогает обнаружить практические решения некоторых вечных проблем российского лесного сектора, причем, что удивительно, найти их в рамках действующего законодательства. Вот лишь несколько примеров.

Бытует мнение, что малые предприятия - арендаторы лесного фонда в России - это ненужное бизнес-звено, способ ухода от налогов, а малый бизнес мало что дает в социальном плане местным жителям, малая компания-лесопользователь - экономически низкоэффективное предприятие по заготовке круглого леса, без инвестиционных планов и длительных перспектив. Повседневной лесохозяйственной деятельностью на своих 820 га леса Виктор Панкратов доказывает, что малое предприятие может быть эффективным, если арендатор рачительно относится к лесу, учитывает интересы местных жителей и ориентируется на комплексную переработку заготовленной древесины. Причем не обязательно производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, это может быть и продукт массового спроса на местном уровне.

Есть и такое мнение: в таежной зоне у сплошных рубок нет альтернативы ни с точки зрения лесоводства, ни с экономической. На примере Панкратова мы видим, что это не так.

Хорошо бы, чтобы, исходя из его опыта, государственные специалисты лесного хозяйства захотели сделать лесохозяйственные нормативы более гибкими, чем установленные сегодня, это позволило бы сделать опыт арендатора из Кировской области привлекательным для широкого круга лесопользователей, и не только малых. Еще необходимо, чтобы госчиновники осознали важность ответственных малых лесопользователей, в том числе с точки зрения обеспечения социально-экономической устойчивости местных поселков».