Алые паруса на твоей ладошке
Рубрика Эксклюзив
Все детали были так изумительно пропорциональны, так тонко выработаны и окрашены, что не надо было даже прищуриваться, чтобы поверить, что это жилье живых людей, все эти холмы, озера, реки, леса, города - все, что так дорого каждому доброму гражданину своего края.
Курт Воннегут, «Колыбель для кошки»
Крошечные машинки, домики и фигурки людей - когда-то у многих из нас этого было достаточно. В детстве каждый мог быть богом в своей игрушечной стране. Вы помните, каково это - с легкостью строить, ломать, устраивать шторм в ванной или бездонную пропасть за перилами балкона. Но дети вырастают, и у взрослых появляются новые игрушки. Теперь мы управляем настоящей машиной, усадив внутрь не куклу или солдатика - а свою семью, строим дом, сажаем сад. Но некоторые сохраняют любовь к маленьким игрушкам на всю жизнь. Эти люди - моделисты.
Моделисты далеки от моды, они создают маленькие железные дороги, самолеты, суда и т. д. А моделью им служит реальный прототип. Моделизм делится на два основных вида: техническое моделирование (речь о действующих моделях) и стендовое (макетирование). Технический моделизм - вид спорта. К примеру, судно должно не только иметь красивый внешний вид, но и хорошо плавать. Стендовые модели просто стоят на постаменте в лучах софитов и потрясают своей красотой и филигранностью. Такие модели становятся частью чьей-то коллекции. На них есть спрос: они могут украсить интерьер, стать частью диорамы в музее и даже сниматься в кино - ведь гораздо проще, к примеру, утопить в водовороте точный мини-клон пиратского судна, чем реальный корабль.
Мы расскажем вам о судомоделизме, так как копии кораблей часто делаются из дерева, чего не скажешь о самолетах, железных дорогах и танках.
Мы расскажем вам о судомоделизме, так как копии кораблей часто делаются из дерева, чего не скажешь о самолетах, железных дорогах и танках.
Игрушки древних и знаменитых
Французский фрегат La Legere
Для начала немного истории. Изготовление моделей кораблей - древнейшее увлечение человека. Уже почти 6 тысяч лет люди увековечивают в миниатюре свои суда. В древности модели судов имели и религиозное, культовое значение. При раскопках Ура в южной Месопотамии в 1929 году ученые нашли очень интересную модель судна, которая была выполнена, вероятно, в четвертом тысячелетии до нашей эры. Эта старейшая модель длиной 65 см, изготовленная из серебра, с четырьмя сиденьями для гребцов и веслами с лопастями, была положена в гробницу, что свидетельствует о ее культовом характере: по верованиям народов Двуречья, модель лодки должна была облегчить мертвому переход от земного существования к потустороннему.
Но вернемся обратно - в нашу эру. В качестве первого судомоделиста в историю вошел Финеас Петт - комиссар корабельных доков в Лондоне. Он жил в начале XVII века. Мастер основал контору, которая занималась изготовлением моделей будущих судов. Корабельных дел мастера готовили чертежи, потом по ним изготовляли миниатюрную копию будущего судна. Именно таким образом у мастеров была возможность заранее увидеть все погрешности и недостатки.
Российский профессиональный судомоделизм немного моложе - ему три столетия. Он зародился в Санкт-Петербурге. Первым серьезным судомоделистом России был - кто бы вы думали - Сам Петр I!
Еще в семнадцать лет, вернувшись из Европы, он построил маленькую модель фрегата. Потом появилась петровская «модель-камора», в которой хранились «адмиралтейские» модели всех новых строящихся кораблей. Это были точные детальные копии конструкции корпусов с частично снятой обшивкой. Они выполняли функцию наглядных пособий для корабельных плотников, которые плохо разбирались в чертежах. По указу Петра все модели хранились как образцы для потомков. Эта «камора» находилась на месте нынешнего фонтана перед Адмиралтейством. С этого мини-флота в свое время и началась коллекция Военно морского музея Санкт-Петербурга.
Знаменитые русские кораблестроители А. А. Попов, П. А. Титов, А. Н. Крылов, А. П. Шершов, В. Л. Поздюнин и многие другие с раннего возраста увлекались строительством «малого флота». Через полвека для создания будущих кораблей придумали компьютерное судомоделирование. А из дерева стали делать модели только тех кораблей, которые уже видели свет.
Но вернемся обратно - в нашу эру. В качестве первого судомоделиста в историю вошел Финеас Петт - комиссар корабельных доков в Лондоне. Он жил в начале XVII века. Мастер основал контору, которая занималась изготовлением моделей будущих судов. Корабельных дел мастера готовили чертежи, потом по ним изготовляли миниатюрную копию будущего судна. Именно таким образом у мастеров была возможность заранее увидеть все погрешности и недостатки.
Российский профессиональный судомоделизм немного моложе - ему три столетия. Он зародился в Санкт-Петербурге. Первым серьезным судомоделистом России был - кто бы вы думали - Сам Петр I!
Еще в семнадцать лет, вернувшись из Европы, он построил маленькую модель фрегата. Потом появилась петровская «модель-камора», в которой хранились «адмиралтейские» модели всех новых строящихся кораблей. Это были точные детальные копии конструкции корпусов с частично снятой обшивкой. Они выполняли функцию наглядных пособий для корабельных плотников, которые плохо разбирались в чертежах. По указу Петра все модели хранились как образцы для потомков. Эта «камора» находилась на месте нынешнего фонтана перед Адмиралтейством. С этого мини-флота в свое время и началась коллекция Военно морского музея Санкт-Петербурга.
Знаменитые русские кораблестроители А. А. Попов, П. А. Титов, А. Н. Крылов, А. П. Шершов, В. Л. Поздюнин и многие другие с раннего возраста увлекались строительством «малого флота». Через полвека для создания будущих кораблей придумали компьютерное судомоделирование. А из дерева стали делать модели только тех кораблей, которые уже видели свет.
Колумб на каравелле с мотором
66-пушечный линейный корабль «Пантелеймон-Виктория»
(Россия, 1721 год)
Во второй половине ХХ века человек снабдил свои маленькие пиратские корабли, рыбацкие шхуны и каравеллы Колумба моторчиком и стал устраивать между ними соревнования. Теперь человек управлял ими не рукой, как в детстве, а с помощью пульта. Новый спорт быстро покорил целый мир.
А все потому, что он похож на сбывшуюся мальчишескую мечту... И вот по волнам времени мы доплыли до наших дней. Как видим, со времен Месопотамии искусство судомоделирования не стояло на месте. Сегодня интернет-страницы пестрят объявлениями: «Для любителей судомоделизма и виртуозного маневрирования по воде предлагаем радиоуправляемые модели яхт. Благодаря мощным бензиновым двигателям внутреннего сгорания ваш радиоуправляемый катер может разогнаться до 40 км / час!» А поисковая система Yandex без труда находит в Интернете более 50 тысяч ссылок по словам «модели» и «макеты».
В наше время искусство судомоделирования входит в кульминационную точку развития. Совершенствуются приемы изготовления - модели кораблей все больше становятся похожи на оригиналы. Если раньше в угоду технологии допускались некоторые погрешности, то сегодня большое внимание уделяется точности самой конструкции модели корабля и материалу.
Однажды кому-то пришло в голову дополнить модель судна бытовыми сценками из корабельной жизни. Такой подход позволил не просто воссоздать, а оживить сложную конструкцию, наглядно показав назначение отдельных механизмов, отсеков и палуб корабля. На таких моделях кораблей дружно живет игрушечного размера команда, в костюмчиках тех времен, показаны сценки из суровых будней моряка.
А если вокруг разворачивается какое-то действие - шторм или бой - значит, речь идет уже не о стендовой модели, а о морской диораме. Искусство диорамы принято считать вершиной судомодельного мастерства, а ее создателя называют уже не просто судомоделистом, а художником, режиссером - творцом. Настоящая диорама - куда больше, чем просто уменьшенная копия корабля. Как правило, это сложный сценарий, разработанный по всем законам жанра с единственной целью - органично вписать судно в среду его обитания, будь то строительная верфь, тихая гавань или разбушевавшаяся морская стихия. А потому автор диорамы должен обладать обширными знаниями не только в области истории прототипа, но и в сфере скульптурной пластики, живописи, художественной композиции.
А все потому, что он похож на сбывшуюся мальчишескую мечту... И вот по волнам времени мы доплыли до наших дней. Как видим, со времен Месопотамии искусство судомоделирования не стояло на месте. Сегодня интернет-страницы пестрят объявлениями: «Для любителей судомоделизма и виртуозного маневрирования по воде предлагаем радиоуправляемые модели яхт. Благодаря мощным бензиновым двигателям внутреннего сгорания ваш радиоуправляемый катер может разогнаться до 40 км / час!» А поисковая система Yandex без труда находит в Интернете более 50 тысяч ссылок по словам «модели» и «макеты».
В наше время искусство судомоделирования входит в кульминационную точку развития. Совершенствуются приемы изготовления - модели кораблей все больше становятся похожи на оригиналы. Если раньше в угоду технологии допускались некоторые погрешности, то сегодня большое внимание уделяется точности самой конструкции модели корабля и материалу.
Однажды кому-то пришло в голову дополнить модель судна бытовыми сценками из корабельной жизни. Такой подход позволил не просто воссоздать, а оживить сложную конструкцию, наглядно показав назначение отдельных механизмов, отсеков и палуб корабля. На таких моделях кораблей дружно живет игрушечного размера команда, в костюмчиках тех времен, показаны сценки из суровых будней моряка.
А если вокруг разворачивается какое-то действие - шторм или бой - значит, речь идет уже не о стендовой модели, а о морской диораме. Искусство диорамы принято считать вершиной судомодельного мастерства, а ее создателя называют уже не просто судомоделистом, а художником, режиссером - творцом. Настоящая диорама - куда больше, чем просто уменьшенная копия корабля. Как правило, это сложный сценарий, разработанный по всем законам жанра с единственной целью - органично вписать судно в среду его обитания, будь то строительная верфь, тихая гавань или разбушевавшаяся морская стихия. А потому автор диорамы должен обладать обширными знаниями не только в области истории прототипа, но и в сфере скульптурной пластики, живописи, художественной композиции.
Много знаний для маленького корабля
Создавая модели парусных кораблей, люди не просто самовыражаются, проявляя свои умение и талант, но и тесно соприкасаются с прошлым. Более того, они точно воссоздают его в уменьшенном виде. Для того чтобы максимально точно и исторически верно воспроизвести внешний вид и оснастку реально существовавшего корабля, необходимо изучить специальную литературу. Порой на это уходят месяцы, а то и годы. Наиболее сложными с точки зрения исторической достоверности считаются модели парусных кораблей времен Колумба и более ранних эпох, так как документальных источников, описывающих их конструкцию, практически нет. Однако это, наверное, и неважно, ведь вложенный труд компенсирует недочеты и неточности.
Вообще, для того чтобы стать признанным судомоделистом, нужно быть практически суперменом. Надо иметь способности к математике, черчению, физике, истории, химии - это только из того, что преподают в школе. Но чтобы построить хорошую модель, нужны еще и специальные знания: теория корабля, основы судостроения, электротехника, детали машин, гидродинамика, материаловедение. Плюс - природный дар и развитая тонкая моторика.
Детали судна можно купить в специальном магазине. Но заправские мастера делают все сами. Они не только изготавливают детали (речь о деревянных моделях), но и сами делают инструмент. Эти люди прекрасно разбираются в материалах, особенно в древесине. Как и в любом деле, здесь есть свои секреты. Судите сами. Например, как, по-вашему, сделать копию простого железного гвоздя? Оказывается, очень просто - из куска мягкой проволоки.
Но некоторые судомоделисты охотно делятся своими секретами. Например Дмитрий Калмыков - главный тренер национальной сборной Беларуси по техническим и авиационным видам спорта. Возможно, его советы станут для кого-то ценной подсказкой: «Взять, например, старинное парусное судно. Корпус, обшивка, палубы, резные украшения, рангоут. Тысячи деталей! И для каждой из них необходимо правильно подобрать древесину. Несколько советов от профессионалов: текстура древесины должна быть мелкой, чтобы создавалось впечатление масштабности любой деревянной детали на корабле. Рисунок, годовые кольца не должны сильно выделяться - лучше, если они будут практически незаметны. Так как цвет древесины может быть разный - белый, желтый, красный, коричневый, плюс масса оттенков, желательно подбирать породы дерева, цвет которых хотя бы примерно соответствует окраске деталей на реальном паруснике.
Для изготовления даже сравнительно крупных и несложных деталей лучше отдать предпочтение твердым породам древесины, так как их поверхность меньше повреждается в процессе работы. Для корпусов, выдолбленных из цельного или склеенного бруса, в качестве материала лучше использовать мягкие породы - липу, белоствольную березу, молодой клен или ольху.
Но не всякое мягкое дерево хорошо для корпуса модели! Если вы рискнете взять сосну, при шлифовке болванки начнут выступать более твердые годовые кольца и вывести их будет весьма проблематично.
Для настила палубы традиционно лучшими считаются клен и береза.
Если корпус модели не окрашивается, то желательно выбрать материал для наружной обшивки борта более темный, чем для внутренней обшивки. И здесь поистине незаменим южный орех с его твердой плотной древесиной, имеющей широкую гамму оттенков - от темно-коричневого до светлого желто-коричневого. Более традиционные материалы при обшивке борта - древесина горной груши, яблони, сливы, абрикоса».
Вообще, для того чтобы стать признанным судомоделистом, нужно быть практически суперменом. Надо иметь способности к математике, черчению, физике, истории, химии - это только из того, что преподают в школе. Но чтобы построить хорошую модель, нужны еще и специальные знания: теория корабля, основы судостроения, электротехника, детали машин, гидродинамика, материаловедение. Плюс - природный дар и развитая тонкая моторика.
Детали судна можно купить в специальном магазине. Но заправские мастера делают все сами. Они не только изготавливают детали (речь о деревянных моделях), но и сами делают инструмент. Эти люди прекрасно разбираются в материалах, особенно в древесине. Как и в любом деле, здесь есть свои секреты. Судите сами. Например, как, по-вашему, сделать копию простого железного гвоздя? Оказывается, очень просто - из куска мягкой проволоки.
Но некоторые судомоделисты охотно делятся своими секретами. Например Дмитрий Калмыков - главный тренер национальной сборной Беларуси по техническим и авиационным видам спорта. Возможно, его советы станут для кого-то ценной подсказкой: «Взять, например, старинное парусное судно. Корпус, обшивка, палубы, резные украшения, рангоут. Тысячи деталей! И для каждой из них необходимо правильно подобрать древесину. Несколько советов от профессионалов: текстура древесины должна быть мелкой, чтобы создавалось впечатление масштабности любой деревянной детали на корабле. Рисунок, годовые кольца не должны сильно выделяться - лучше, если они будут практически незаметны. Так как цвет древесины может быть разный - белый, желтый, красный, коричневый, плюс масса оттенков, желательно подбирать породы дерева, цвет которых хотя бы примерно соответствует окраске деталей на реальном паруснике.
Для изготовления даже сравнительно крупных и несложных деталей лучше отдать предпочтение твердым породам древесины, так как их поверхность меньше повреждается в процессе работы. Для корпусов, выдолбленных из цельного или склеенного бруса, в качестве материала лучше использовать мягкие породы - липу, белоствольную березу, молодой клен или ольху.
Но не всякое мягкое дерево хорошо для корпуса модели! Если вы рискнете взять сосну, при шлифовке болванки начнут выступать более твердые годовые кольца и вывести их будет весьма проблематично.
Для настила палубы традиционно лучшими считаются клен и береза.
Если корпус модели не окрашивается, то желательно выбрать материал для наружной обшивки борта более темный, чем для внутренней обшивки. И здесь поистине незаменим южный орех с его твердой плотной древесиной, имеющей широкую гамму оттенков - от темно-коричневого до светлого желто-коричневого. Более традиционные материалы при обшивке борта - древесина горной груши, яблони, сливы, абрикоса».
Большое значение маленькой детали
Модель линейного корабля HMS Victory
Яхта «Королева Виктория»
«Для изготовления деталей, - рассказывает Дмитрий Калмыков, - древесину нужно подбирать особенно тщательно, так как зачастую размер деталей в выбранном масштабе не превышает нескольких миллиметров. Лучше всего подойдут сорта дерева с очень мелким рисунком и высокой плотностью - это в первую очередь груша, яблоня, слива, орех и целый ряд экзотических пород - манила, мербау, венге, кумье, булиан, эбен и палисандр.
При изготовлении деталей стоит придерживаться одного главного принципа. Все узлы и детали должны быть одного цвета, незначительные различия допускаются лишь по тону. Если, к примеру, для лафетов орудий вы выберете темно-вишневую манилу, а рустерные решетки и битенги изготовите из светлой яблони, то пострадает внешний вид модели - ее стилистика будет нарушена, нужные акценты потеряются.
Для изготовления окон судна отлично подойдет бамбук, из которого вручную, путем раскалывания и протяжки, легко получить аккуратные тончайшие рейки (до 0,3 мм).
Для деталей рангоута в любом масштабе великолепно подойдет горная груша. При изготовлении рангоута можно также использовать клен, американский орех, кедр или мелкослойную ель. Естественно, весь комплект рангоута на модель должен быть изготовлен из одной древесной породы, причем заготовки для мачт и реев самым тщательным образом подбираются друг к другу по цвету и тону.
Древесину можно купить в специализированных магазинах, в салонах паркета и некоторых магазинах мебельных фабрик».
Деревянные модели кораблей, детали которых изготовлены из свежей древесины, пахнут смолой или маслами, что доставляет немалое эстетическое и даже чувственное наслаждение.
Каждая судомодель по-своему уникальна. Как нет в мире двух одинаковых людей, так нельзя встретить две одинаково выполненные судомодели. «Санта-Мария» одного автора или производителя совершенно не похожа на модель другого мастера. У каждого мастера свой почерк, некоторые припечатывают свои произведения именной печатью или ставят на модели автограф.
Считается, что это миниатюрное искусство зародилось в Европе в XVII - XVIII веках. Именно к этому времени относятся модели кораблей в бутылках, хранящиеся в некоторых музеях Европы. Считается, что идея поместить модель корабля именно в бутылку пришла в чью-то светлую голову не случайно. Морякам, коротающим время на берегу, частенько приходилось «заглядывать в бутылку». Одному из них, по-видимому, и пришла счастливая идея поместить туда модель корабля.
Могли ли корабли в бутылках появиться раньше указанного срока? До недавнего времени многие исследователи полагали, что нет, мотивируя это неумением древних стеклодувов делать сосуды, прозрачные настолько, чтобы можно было легко разглядеть их содержимое. Трудно представить, что кто-либо захочет делать корабль в непрозрачной бутылке.
Вместе с тем в последнее время появились данные, доказывающие обратное. На некоторых картинах старых мастеров, живших задолго до XVII - XVIII века, можно заметить прозрачные бокалы и сосуды из стекла. Что это - фантазия художника или отражение реальности? Археологи все чаще находят осколки прозрачных стеклянных изделий, возраст которых насчитывает не одну тысячу лет.
В древности стеклянные изделия стоили очень дорого и были недоступны простым людям. И все же нельзя полностью исключить того, что такая бутылка могла попасть к талантливому мастеру, способному соорудить в ней модель корабля.
Необходимо отметить, что помимо кораблей искусные мастера создавали в бутылках религиозные сцены, сцены из жизни, различные механизмы и многое другое. Возможно, этот вид творчества появился даже раньше, чем собственно корабли в бутылках. Впрочем, сам термин «корабли в бутылках» должен включать в себя все, что человеку удается соорудить в бутылке сквозь узкое горлышко. Основное внимание в таких моделях уделяется, возможно, более точному воссозданию деталей. Модель внутри бутылки может покоиться на специальной подставке или «плыть» по морской поверхности, искусно сделанной мастером.
Несмотря на бурное развитие техники, постройка кораблей в бутылках остается, как и много лет назад, сугубо ручной работой. Чтобы достичь успеха, необходимы огромное терпение и мастерство. И так же как много лет назад, модель вызывает удивление у зрителей. Именно поэтому многие люди с увлечением занимаются постройкой кораблей в бутылках, используя современные материалы и не уставая придумывать все новые секреты сборки.
Во многих странах существуют ассоциации, объединяющие людей, увлеченных кораблями в бутылках. Есть ассоциации в Англии, Германии, Голландии, Дании, Норвегии, Японии, США, Франции и других странах. Существует даже Европейская ассоциация кораблей в бутылках, объединяющая в своих рядах моделистов со всего мира. Эти организации издают журналы, устраивают выставки и конференции - в общем, не дают моделистам скучать. Немало в мире и музеев, в коллекциях которых представлены корабли в бутылках.
В каждом деле есть свои профессиональные секреты. Немало их и у мастеров, занимающихся созданием кораблей в бутылках. И конечно, главный из них - каким образом модель корабля попадает в бутылку с узким горлышком. Непосвященному человеку могут прийти на ум самые фантастические идеи, начиная с расколотой пополам и вновь склеенной бутылки и кончая бригадой дрессированных муравьев, трудолюбиво собирающих корабль под чутким руководством хозяина.
Самое удивительное, что существует довольно много способов поместить модель внутрь бутылки. Первый способ - традиционный. Сделать корпус узким и уже в бутылке «наращивать» его до нужного размера. Главный секрет хранится у основания мачты - это шарнир, благодаря которому она может складываться, чтобы пролезть в бутылочное горлышко а затем, внутри, распрямляется. Роль шарнира может выполнять тонкая пружинка, гибкая пластиковая трубка и многое другое. Главное, чтобы шарнир был как можно менее заметен. Именно поэтому основные силы следует направить на поиск способа, позволяющего скрыть шарнир от глаз непосвященных. Зная такие вещи о кораблях в бутылке, теряешь иллюзию чуда, но обретаешь понимание того, что теперь сотворить это чудо, возможно, по силам и тебе.
При изготовлении деталей стоит придерживаться одного главного принципа. Все узлы и детали должны быть одного цвета, незначительные различия допускаются лишь по тону. Если, к примеру, для лафетов орудий вы выберете темно-вишневую манилу, а рустерные решетки и битенги изготовите из светлой яблони, то пострадает внешний вид модели - ее стилистика будет нарушена, нужные акценты потеряются.
Для изготовления окон судна отлично подойдет бамбук, из которого вручную, путем раскалывания и протяжки, легко получить аккуратные тончайшие рейки (до 0,3 мм).
Для деталей рангоута в любом масштабе великолепно подойдет горная груша. При изготовлении рангоута можно также использовать клен, американский орех, кедр или мелкослойную ель. Естественно, весь комплект рангоута на модель должен быть изготовлен из одной древесной породы, причем заготовки для мачт и реев самым тщательным образом подбираются друг к другу по цвету и тону.
Древесину можно купить в специализированных магазинах, в салонах паркета и некоторых магазинах мебельных фабрик».
Деревянные модели кораблей, детали которых изготовлены из свежей древесины, пахнут смолой или маслами, что доставляет немалое эстетическое и даже чувственное наслаждение.
Каждая судомодель по-своему уникальна. Как нет в мире двух одинаковых людей, так нельзя встретить две одинаково выполненные судомодели. «Санта-Мария» одного автора или производителя совершенно не похожа на модель другого мастера. У каждого мастера свой почерк, некоторые припечатывают свои произведения именной печатью или ставят на модели автограф.
Шедевры в бутылках
А что же корабли в бутылках? Ведь это тоже разновидность судомоделизма!Считается, что это миниатюрное искусство зародилось в Европе в XVII - XVIII веках. Именно к этому времени относятся модели кораблей в бутылках, хранящиеся в некоторых музеях Европы. Считается, что идея поместить модель корабля именно в бутылку пришла в чью-то светлую голову не случайно. Морякам, коротающим время на берегу, частенько приходилось «заглядывать в бутылку». Одному из них, по-видимому, и пришла счастливая идея поместить туда модель корабля.
Могли ли корабли в бутылках появиться раньше указанного срока? До недавнего времени многие исследователи полагали, что нет, мотивируя это неумением древних стеклодувов делать сосуды, прозрачные настолько, чтобы можно было легко разглядеть их содержимое. Трудно представить, что кто-либо захочет делать корабль в непрозрачной бутылке.
Вместе с тем в последнее время появились данные, доказывающие обратное. На некоторых картинах старых мастеров, живших задолго до XVII - XVIII века, можно заметить прозрачные бокалы и сосуды из стекла. Что это - фантазия художника или отражение реальности? Археологи все чаще находят осколки прозрачных стеклянных изделий, возраст которых насчитывает не одну тысячу лет.
В древности стеклянные изделия стоили очень дорого и были недоступны простым людям. И все же нельзя полностью исключить того, что такая бутылка могла попасть к талантливому мастеру, способному соорудить в ней модель корабля.
Необходимо отметить, что помимо кораблей искусные мастера создавали в бутылках религиозные сцены, сцены из жизни, различные механизмы и многое другое. Возможно, этот вид творчества появился даже раньше, чем собственно корабли в бутылках. Впрочем, сам термин «корабли в бутылках» должен включать в себя все, что человеку удается соорудить в бутылке сквозь узкое горлышко. Основное внимание в таких моделях уделяется, возможно, более точному воссозданию деталей. Модель внутри бутылки может покоиться на специальной подставке или «плыть» по морской поверхности, искусно сделанной мастером.
Несмотря на бурное развитие техники, постройка кораблей в бутылках остается, как и много лет назад, сугубо ручной работой. Чтобы достичь успеха, необходимы огромное терпение и мастерство. И так же как много лет назад, модель вызывает удивление у зрителей. Именно поэтому многие люди с увлечением занимаются постройкой кораблей в бутылках, используя современные материалы и не уставая придумывать все новые секреты сборки.
Во многих странах существуют ассоциации, объединяющие людей, увлеченных кораблями в бутылках. Есть ассоциации в Англии, Германии, Голландии, Дании, Норвегии, Японии, США, Франции и других странах. Существует даже Европейская ассоциация кораблей в бутылках, объединяющая в своих рядах моделистов со всего мира. Эти организации издают журналы, устраивают выставки и конференции - в общем, не дают моделистам скучать. Немало в мире и музеев, в коллекциях которых представлены корабли в бутылках.
В каждом деле есть свои профессиональные секреты. Немало их и у мастеров, занимающихся созданием кораблей в бутылках. И конечно, главный из них - каким образом модель корабля попадает в бутылку с узким горлышком. Непосвященному человеку могут прийти на ум самые фантастические идеи, начиная с расколотой пополам и вновь склеенной бутылки и кончая бригадой дрессированных муравьев, трудолюбиво собирающих корабль под чутким руководством хозяина.
Самое удивительное, что существует довольно много способов поместить модель внутрь бутылки. Первый способ - традиционный. Сделать корпус узким и уже в бутылке «наращивать» его до нужного размера. Главный секрет хранится у основания мачты - это шарнир, благодаря которому она может складываться, чтобы пролезть в бутылочное горлышко а затем, внутри, распрямляется. Роль шарнира может выполнять тонкая пружинка, гибкая пластиковая трубка и многое другое. Главное, чтобы шарнир был как можно менее заметен. Именно поэтому основные силы следует направить на поиск способа, позволяющего скрыть шарнир от глаз непосвященных. Зная такие вещи о кораблях в бутылке, теряешь иллюзию чуда, но обретаешь понимание того, что теперь сотворить это чудо, возможно, по силам и тебе.
Кто за пультом управления?
Что касается радиоуправляемых судомоделей, тут уж точно есть возможность не только почувствовать себя творцом-создателем, но и управлять своим созданием. Интересно, что первое в СССР соревнование морских моделистов было проведено летом 1940 года. В нем участвовали 233 модели. Второе Всесоюзное соревнование судомоделистов предполагалось провести также летом 1941 года, но помешала война. Однако настоящее его рождение принято относить к августу 1949 года, когда на водной станции «Динамо» в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования морских моделистов. С этого времени подобные соревнования проводятся ежегодно. С 1963 года, когда судомодельный спорт был включен в Единую спортивную классификацию.
Сегодня радиосудомоделизм - целое направление в спорте. Ежегодно сотни молодых и не очень людей выезжают за границу или в регионы нашей страны, чтобы принять участие в соревнованиях по судомоделизму. Управлять убегающим по волнам катером или яхтой порой не менее экстремальное увлечение, чем прыгать с парашютом или управлять настоящим катером или скутером.
Теперь вы знаете о судомоделизме практически все - его тысячелетнюю историю, виды и даже несколько профессиональных секретов. Но, к сожалению, эта статья не может передать одного - того чувства, которое испытывает мастер, когда выносит из мастерской миниатюрное судно. Несколько лет он делал его своими руками. Столько же времени занимает у команды рабочих и инженеров создание обычного корабля. Судно собрано буквально по щепочке - некоторые детали размером в несколько миллиметров, и мастер знает каждую из них. Что чувствует сейчас мастер? Может быть, он ощущает себя богом-создателем? Папой Карло? Или создателем уникального произведения искусства? Узнать это можно, только испытав подобное чувство самому. Но, стоит полагать, чувство это очень и очень приятное, поскольку вместе с ходом времени растет и армия судомоделистов, и этот вид искусства и спорта становится все более популярным.
Сегодня радиосудомоделизм - целое направление в спорте. Ежегодно сотни молодых и не очень людей выезжают за границу или в регионы нашей страны, чтобы принять участие в соревнованиях по судомоделизму. Управлять убегающим по волнам катером или яхтой порой не менее экстремальное увлечение, чем прыгать с парашютом или управлять настоящим катером или скутером.
Теперь вы знаете о судомоделизме практически все - его тысячелетнюю историю, виды и даже несколько профессиональных секретов. Но, к сожалению, эта статья не может передать одного - того чувства, которое испытывает мастер, когда выносит из мастерской миниатюрное судно. Несколько лет он делал его своими руками. Столько же времени занимает у команды рабочих и инженеров создание обычного корабля. Судно собрано буквально по щепочке - некоторые детали размером в несколько миллиметров, и мастер знает каждую из них. Что чувствует сейчас мастер? Может быть, он ощущает себя богом-создателем? Папой Карло? Или создателем уникального произведения искусства? Узнать это можно, только испытав подобное чувство самому. Но, стоит полагать, чувство это очень и очень приятное, поскольку вместе с ходом времени растет и армия судомоделистов, и этот вид искусства и спорта становится все более популярным.
Лиса СИМПСОН
Автор: Лиса СИМПСОН