Перспективы пеллетного рынка в Южной Корее
Хотя Южная Корея и небольшая страна (ее территория всего 100,3 тыс. км2, как и Ростовской области в России), это десятый по величине энергетический потребитель в мире, пятый импортер нефти и второй импортер угля (потребление - более 75 млн т в год). Таким образом, 96% энергии Южная Корея получает за счет импорта.
На протяжении многих лет древесина является для Южной Кореи эффективным и широко распространенным видом топлива в сельской местности. Эту страну можно отнести к числу богатых лесными насаждениями. Леса произрастают на 62 тыс. км2, то есть занимают примерно 64% территории страны. Но в последние 25 лет лесные площади систематически сокращаются, в основном за счет многочисленных пожаров и сплошных рубок. Вместо экологически высококачественных пород, таких как клен, тополь, ель, осина, вяз, дуб, во многих местах произрастают насаждения пород второсортной древесины. Можно сказать, что сырье для производства пеллет в Южной Корее есть.
Хотя в республике начался бум генерации на ТЭЦ электроэнергии из пеллет, у домовладельцев в частном секторе есть большие сомнения по поводу использования пеллет для отопления, что связано в первую очередь с низким качеством корейских пеллетных котлов в сравнении с дорогими европейскими аналогами. Правительство Южной Кореи пыталось стимулировать покупательский спрос на котлы отечественной сборки, пообещав доплачивать до 70% стоимости вновь установленного пеллетного котла. Однако для корейских производителей оказалось непростой задачей убедить своих потенциальных клиентов устанавливать пеллетные котлы в частном секторе в качестве альтернативы котлам, работающим на ископаемых видах топлива (нефтепродуктах, газе, угле). В основном проблема в низком качестве местных пеллетных котлов и их небогатой комплектации - без лямбда-зонда и аккумулирующей системы (бойлера), - это значительно снижает их эффективность. К тому же корейские производители предлагают весьма ограниченный модельный ряд пеллетных котлов, как правило, средней мощностью 23 кВт. Поэтому даже привлекательная цена на такие котлы - 3000 евро - и государственные субсидии, которые выделяются для покупки только южнокорейских пеллетных котлов, не способствуют росту продаж.
А современная европейская техника не по карману южнокорейским потребителям: цена пеллетного котла из ЕС мощностью 20 кВт в среднем 15 тыс. евро. Для среднестатистического корейца, зарплата которого сегодня составляет примерно треть зарплаты жителя Германии, такой котел, безусловно, непозволительная роскошь. К этому еще стоит добавить, что розничная стоимость 1 т пеллет премиум-класса в Южной Корее - 300 тыс. вон, в пересчете на евро по текущему курсу это 238 евро, что существенно выше средней цены на подобные гранулы в ФРГ (225 евро/т).
Помимо финансовых и технических проблем, сдерживает пеллетный рынок в частном секторе и полное отсутствие необходимой инфраструктуры. В частности, полностью отсутствует доставка до конечного потребителя пеллет навалом спецавтотранспортом с пневматической выгрузкой, как это уже давно практикуется во многих европейских странах. Пеллеты для отопления в Южной Корее продаются только расфасованными в мешки, что отпугивает многих домовладельцев, тем более когда есть альтернатива без проблем подключиться к сети природного газа.
Несмотря на эту ситуацию, правительство Южной Кореи видит эффективный инструмент сокращения выбросов парниковых газов не только в сокращении использования угля на электростанциях, но и в пошаговой замене нефтепродуктов и электроэнергии, используемых для генерации тепловой энергии, альтернативными источниками энергии, в первую очередь пеллетами. Южная Корея обязалась на добровольной основе к 2020 году сократить эмиссию парниковых газов на 30% по сравнению с сегодняшним показателем. Еще в 2010-2011 годы правительством было выдано предписание 374 крупнейшим корейским компаниям (из которых 78 являются производителями нефтехимической продукции, 57 - деревообрабатывающими предприятиями и ЦБК, 36 - энергетическими, 34 - сталелитейными компаниями и 31 - компаниями, работающими в сфере электронных технологий) разработать план и графики постепенного сокращения выбросов к 2020 году. Чиновники задумываются об использовании пеллет не только в большой энергетике, но и при выработке энергии для частных домовладений, локальных тепловых сетей, многих социальных объектов, таких как школы, больницы и других, а также для административных зданий и даже жилых многоэтажных застроек в пригородах мегаполисов.
Национальный пеллетный рынок сегодня только формируется. И, что характерно, он четко делится на два абсолютно независимых направления: пеллеты для отопления (в основном жилых домов) и пеллеты для генерации электроэнергии при совместном сжигании с углем и другими видами топлива на крупных ТЭС.
В прошедшем году для отопления в частном секторе было реализовано всего 10 тыс. т пеллет, и несоизмеримо больше в большой энергетике - около 2 млн т. Последние несколько лет основной объем индустриальных пеллет для ТЭС импортируется из Вьетнама, Канады, Китая, Малайзии, Таиланда, а небольшие объемы - из России.
Что касается частного сектора, то, по мнению экспертов, в обозримом будущем не предвидится существенного роста использования пеллет. А это значит, что для местных производителей как самих пеллет, так и пеллетных котлов, наступают не совсем благоприятные времена. К примеру, будут лишь частично загружены все корейские пеллетные заводы, оснащенные оборудованием производительностью более 200 тыс. т пеллет в год.
Противоположная ситуация на рынке индустриальных пеллет. С 2012 по 2014 год их импорт для совместного сжигания на южнокорейских ТЭС вырос со 120 тыс. т в год до 1,85 млн т. Но в 2015 году правительство Южной Кореи ввело определенные ограничения на ввоз пеллет в связи с их низким качеством и превышением допустимого содержания некоторых химических элементов в отдельных партиях импортируемой продукции. После введения этих ограничений импорт пеллет сократился в прошлом году до 1,46 млн т, а импортеров обязали документально подтверждать происхождение и качество сырья, используемого для производства гранул.
Надо отметить, что рынок генерации электроэнергии предоставляет большие возможности для использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Почти 64% электроэнергии в Южной Корее вырабатывается на теплоэлектростанциях, использующих в качестве топлива уголь и природный газ, а 32% - на 25 атомных электростанциях (АЭС). Согласно принятым правительством Южной Кореи решениям по охране окружающей среды и сокращению выбросов в атмосферу диоксида углерода и других парниковых газов, в ближайшие годы сжигание угля на ТЭС будет сокращаться за счет его замены возобновляемыми источниками энергии, в первую очередь твердым биотопливом из растительной биомассы. Сегодня в энергобалансе Южной Кореи ВИЭ занимают скромные 2%, но уже в 2020 году, согласно директиве правительства, их доля должна составлять 8%, а еще через несколько лет и все 10%. По крайней мере 60% этих ВИЭ будет приходиться на биомассу (большей частью на пеллеты), остальные 40% - на ветровую, солнечную, приливную и другие виды энергии. По приблизительным расчетам, к 2020 году Южная Корея будет потреблять не менее 9 млн т индустриальных гранул в год. Если в 2013 году за счет сжигания биомассы на электростанциях генерировалось всего 211 ГВт•ч электроэнергии, то уже в 2020 году планируется достичь выработки 1900 ГВт•ч. Для того чтобы ослабить зависимость от импорта, корейские инвесторы планируют строительство пеллетного завода производительностью 300 тыс. т индустриальных пеллет в год. Однако аналитики пеллетной отрасли относятся к этому проекту скептически: импортные пеллеты сегодня завозятся на условиях СIF в порты Южной Кореи по цене 90-120 евро за тонну, а пеллеты из Малайзии и того дешевле, а вот стоимость 1 т местных индустриальных пеллет с минимальной рентабельностью составит не менее 155 евро. Электростанция Yeongheung Power Station, принадлежащая концерну Korea South East Power Corporation, запланировала к 2017 году перевести с угля на пеллеты два из четырех энергоблоков общей мощностью 800 МВт.
В заключение нельзя не отметить, что российские производители пеллет все активнее стараются выйти на азиатские рынки, в том числе корейский. В 2013-2014 годах начало этому процессу положили несколько российских компаний: «СП Аркаим» и «Топ-Инфра Рос» из Хабаровского края и ЗАО «Северо-Западный холдинг» из Ленинградской области (реорганизован в ООО «Свирь Пеллетс»). Компания из Ленобласти первой организовала отгрузку пеллет контейнерными партиями из Северо-Западного региона России в Южную Корею.
Сергей ПЕРЕДЕРИЙ, Германия,
s.perederi@eko-pellethandel.de