Партнеры журнала:

ЦБП

У России есть шанс стать первой на «последних» мировых рынках газетной бумаги

В рамках 21-й международной конференции Института Адама Смита «Целлюлозно-бумажная промышленность России и СНГ», которая прошла в Москве 23 ноября 2016 года, состоялась стратегическая дискуссия экспертов, на которой заместитель генерального директора компании «Карелия Палп» Дмитрий Туркевич дал оценку роли России на мировом рынке газетно-бумажной продукции.

Г-н Туркевич сказал, что в среде экспертов отрасли бытует мнение, что, по оптимистическим прогнозам, рынку газетно-бумажной продукции осталось существовать еще 7-10 лет. По убеждению спикера, серьезные отраслевые проблемы повлекут за собой настоящую войну за рынок. Но, как считает эксперт, это неплохо - именно условия жесткой конкуренции помогут мобилизовать производственный потенциал. Немаловажна также поддержка отечественных предприятий отрасли со стороны государства.

Генеральный директор компании «Карелия Палп» подверг сомнению утверждения тех аналитиков, которые считают, что темпы падения мирового рынка газетной бумаги составят в ближайшем будущем 4% в год, и отметил, что необходимо пристально анализировать состояние существующих рынков. К примеру, рынки стран с развитой экономикой хоть и считаются почти потерянными для производителей газетной бумаги в связи с массовой компьютеризацией общества, тем не менее, эти рынки по-прежнему потребляют наибольшие объемы газетной бумаги на душу населения: в США, Японии, Канаде и других странах ежегодное потребление этой продукции составляет от 13 до 35 кг на человека. А в Индии, Бразилии, Китае, России и других странах с развивающейся экономикой этот показатель составляет от 1 до 5 кг на человека в год и продолжает расти.

По словам Дмитрия Туркевича, не стоит забывать, что себестоимость производства газетной бумаги в развитых странах, где находится около половины производственных мощностей, выше, чем, например, в России или Китае. В основном по этой причине мировые производители перепрофилируют бумагоделательные машины на выпуск перспективной продукции - например, легких упаковочных бумаг. В 2015 году с мирового рынка ушли предприятия, совокупная мощность которых - 1,9 млн т газетной бумаги в год. В 2016 году объем рынка сократился еще на 500 тыс. т, а по некоторым данным, в 2017 году ведущие мировые компании-производители планируют сократить мощности по выпуску газетной бумаги на 1 млн т.

«С одной стороны, наблюдается спад потребления бумаги, но я бы не сказал, что он такой стремительный, как говорят аналитики, - отметил г-н Туркевич. - С другой стороны, мировые производители закрывают или перепрофилируют заводы. К примеру, в 2014 году в мире наблюдалось перепроизводство газетной бумаги - ее было изготовлено 29,3 млн т, а потребление в тот год составило 28,4 млн т. Сейчас потребление немного сократилось, но и общемировой объем выпуска сократился почти на 4 млн т. Сегодня Россия находится на втором месте в мире по экспорту газетной бумаги, и очень вероятно, что в скором времени мы займем первое место. Уже сейчас ЦБК "Кондопога", являясь самым крупным профильным предприятием в России и Европе, производит около 3% всей газетной бумаги в мире».

Пресс-служба «Карелия Палп»