Российский ЛПК в 2017 году
Конец кризиса?
После резкой девальвации национальной валюты в конце 2014 года ситуация в лесопромышленном комплексе России развивается по ожидаемому сценарию: экспортеры в целом находятся в хорошей форме, в то время как поставщики товаров для внутреннего рынка застряли «в режиме выживания».
Какие перемены происходят в 2017 году в экономике страны? Виден ли конец кризиса?
Макроэкономическая ситуация: «прыжки по дну»
В 2017 году ожидается рост ВВП. В июле 2017 года МВФ подтвердил свои апрельские прогнозы по росту ВВП в России в 2017 и 2018 годах: +1,4% в год. Июльский прогноз ВЭБ сравним с прогнозом МВФ: +1,5% в 2017 году. На фоне резкого падения ВВП (-2,8%) в 2015 году и последующего снижения (-0,2%) в 2016 году вышеприведенные прогнозы неплохие. Означает ли это окончание кризиса и начало активного (пусть и восстановительного) роста рынка для продукции ЛПК? Давайте разбираться.
Динамика ВВП в целом соответствует динамике основных макроэкономических показателей второго ряда: капитальных затрат, промышленного производства, строительства и розничной торговли.
Сокращение капитальных затрат в 2016 году относительно 2015 года составило 0,9% (-10,1% в 2015 году в сравнении с 2014 годом). В первом полугодии 2017 года отмечается рост на 4,8%. Падение розничной торговли в 2015 году составило 8,8% и продолжилось в 2016 году (на 3,1%). В первом полугодии 2017 года снижение продолжалось, но заметно замедлилось и составило всего 0,5%. Сегмент промышленного производства выглядит более привлекательно, чем сегмент розницы: прирост 1,1% в 2016 году (после спада 4,6% в 2015 году) и рост на 2,0% в первом полугодии 2017 года.
Рис. 1. Динамика основных макроэкономических показателей в России, 2004–2021 (прогноз), совокупные изменения, 2004 год = 100%
Рис. 2. Производство и продажа личных автомобилей в России, 2007–2016 годы, 1000 автомобилей в месяц
На рис. 1 показаны совокупные изменения ключевых макроэкономических показателей за период с 2004 года по первую половину 2017 года, за основу принят показатель 2004 года (2004 = 100%). Если исходить из предположения, что динамика ВВП в 2017-2021 годах будет соответствовать прогнозу МВФ, и пропорционально рассчитать прочие показатели, можно составить прогноз совокупных изменений ключевых макроэкономических показателей. При такой, довольно приблизительной оценке видно, что ВВП, капитальные затраты и рост промышленного производства в 2020 году будут на 1-3% выше соответствующих показателей 2014 года, в то время как показатели розничной торговли и строительства в 2020 году будут отставать от результатов 2014 года на 7-8%.
Есть еще один показатель, очень простой, интуитивно понятный, надежный и доступный в ежемесячной статистике, стоит упомянуть применительно к лесопромышленному сектору: продажа автомобилей (рис. 2). Покупка личного автомобиля часто «конкурирует» с другими покупками (например, с приобретением новой мебели или ремонтом) на семейный бюджет. Исходя из оценки объемов соотношение продаж автомобилей, мебели и стоимости ремонта не очень показательно, тогда как общая тенденция («Наступила ли уже фаза роста?») определенно применима ко всем этим сегментам. Попутно отметим, что сегмент ремонта в России гораздо важнее с точки зрения объемов потребления продукции лесопереработки, чем, например, новое жилищное строительство, что во многом объясняет разницу в динамике продаж автомобилей и товаров ЛПК.
У нынешнего кризиса в России четыре основных отличия от кризиса 2009 года:
- текущий кризис более продолжительный - он уже в два с половиной раза дольше кризиса 2009 года;
- носит локальный характер - помимо экономики России серьезно повлиял лишь на экономики стран, в значительной степени зависящих от российской политической и экономической ситуации;
- в период последнего кризиса внутреннее производство пострадало гораздо меньше, чем в 2009 году (в основном благодаря девальвации рубля в конце 2014 года, которая привела к сокращению импорта и росту экспорта);
- на сектор розничной торговли текущий кризис повлиял более негативно - последствия по сути сравнимы с последствиями кризиса 2009 года.
А теперь можно ответить на вопрос «Закончился ли кризис?». Ответ: «Нет... но, может быть, скоро закончится». Возвращение уровня продаж личных автомобилей к отметке 150-200 тыс. единиц в месяц будет означать, что объем потребления восстановился, но до этого пока далеко (последняя точка временной шкалы этого графика - июль 2017 года). В то же время рост инвестиционных затрат, довольно уверенный рост промышленного производства, а также рост ВВП в целом позволяют надеяться на возобновление положительной динамики.
Нельзя оставить без внимания и еще один важный макроэкономический показатель: новое строительство и его основной блок - новое жилищное строительство.
Рис. 3. Новое жилищное строительство в России, млн м2 в год, 1987–2017 годы
В 2014 году отмечен ошеломляющий рост объемов нового жилищного строительства - почти на 30% в первом полугодии и приблизительно 15% по итогам года (в квадратных метрах) по сравнению с 2013 годом. В 2015 году также были высокие темпы, но в следующем году начался спад, который в 2017 году только усилился. На рис. 3 показано сокращение объемов жилищного строительства в многоквартирных домах в январе - июне 2017 года на 7,3% (по отношению к аналогичному периоду 2016 года) и еще более значительный спад в секторе малоэтажного строительства - на 16,5%. Причем по сравнению с началом года ситуация выправляется, что позволяет надеяться на благоприятные результаты по итогам 2017 года.
В целом ситуация аналогична той, которая была в 2009 году: имеет место разрыв во времени между кризисными явлениями в домостроении (в физических величинах) и кризисными явлениями в розничных продажах - сегмент розничной продажи реагирует на них почти сразу, а домостроение запаздывает на год-полтора. Эта ситуация объясняется желанием бизнесменов завершить текущие проекты в начале кризиса (что порождает всплеск предложения) при гораздо меньшем интересе к новым проектам (что приводит к последующему спаду).
В 2014-2016 годах объемы нового жилищного строительства в России значительно превысили рекордный уровень советского периода - 72,8 млн. м2 (1987 год). Статистика за первое полугодие 2017 года позволяет предполагать, что объем строительства по итогам года достигнет 71-72 млн м2.
В 2016 году новое жилищное строительство составило около 80% общего объема строительства в России: 102,9 млн м2 (расчет по общей площади) из 131,5 млн м2. Доля строительства зданий коммерческого назначения составила 7% общего объема, на административные здания, образовательные учреждения и объекты системы здравоохранения пришлось 1,5%, а на объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения - 3,5%.
Наиболее популярным в жилищном строительстве материалом остается кирпич: на него пришлось 33,6% общего объема потребления строительных материалов в 2015 году. Однако эта доля сокращается приблизительно на 1,7% в год. Наиболее быстрорастущий сегмент строительных материалов - монолитные (бетонные) конструкции: в 2015 году на них приходилось 16,3% общего объема потребляемых стройматериалов, а темп роста их потребления в 2010-2015 годах был в среднем 0,9% в год.
Доля деревянного домостроения сокращается: 11,6% в 2010 году, 9,7% в 2015 году, средний темп снижения - 0,4% в год. Частично (в том числе и в случае со строительством жилых домов из кирпича) снижение доли деревянного домостроения можно объяснить сокращением в последние годы доли малоэтажного строительства в целом: с 43,7% в 2010 году до 39,6% в 2016 году. Практики строительства многоэтажных домов из материалов на основе древесины в России, можно сказать, не существует, процесс получения необходимых разрешительных документов реализуется «на индивидуальной основе», поэтому подобных проектов очень мало. Справедливости ради следует отметить, что ситуация начала меняться, и в ближайшие годы мы можем увидеть всплеск интереса к многоэтажному деревянному домостроению.
Более 75% общего объема жилищного строительства и 80% нового индивидуального (малоэтажного) жилищного строительства ведется в западных регионах России, и концентрация спроса на подобное жилье в этих регионах диктует расположение новых производственных объектов, ориентированных на внутренний рынок.
Экспортеры: жаловаться сложно (но попытаемся)
В 2016 году оборот российского лесопромышленного сектора по ключевым товарным позициям превысил $12 млрд, это составило около 1% ВВП. Объем экспорта лесопромышленных товаров по ключевым товарным позициям в денежном выражении достиг $7 млрд, или 2,4% общего экспорта из России.
При рассмотрении бизнеса, ориентированного на экспорт, следует отметить гораздо более привлекательную ситуацию, чем на внутреннем рынке. И наиболее значимая причина этого - курс российского рубля к доллару США и евро. В конце 2014 года конкурентоспособность экспортеров из России (так же как из Белоруссии и Украины) повысилась примерно вдвое по сравнению с производителями из Европы, Северной Америки и Китая благодаря обменному курсу (рис. 4).
Рис. 4. Динамика изменения обменного курса, избранные валюты к доллару США, 2012 год = 100%
В 2017 году рубль несколько укрепился, но общая картина не изменилась: предприятия, ориентированные на экспорт продукции, продолжают выигрывать от девальвации российского рубля. Рост привлекательности экспортных рынков для российских производителей привел в некоторых случаях к избытку предложения на ключевых рынках, а следовательно, и к снижению цен. Тем не менее ни снижение цен, ни некоторое повышение стоимости сырья и энергии в странах СНГ (в местных валютах) не смогли нивелировать положительный эффект ослабления местных валют.
Рис. 5. Соотношение обменного курса рубль/$ и стоимости барреля нефти марки Brent в 2011–2017 годах в номинальных единицах, средние недельные значения и тенденции
Развитие курса рубля в значительной степени зависит от цен на нефть. Со второго полугодия 2011 года динамика курса российского рубля к доллару США следует изменениям нефтяных цен, что показано на рис. 5: соотношение курса рубля к доллару и цены на нефть марки Brent по неделям (каждая точка графика - одна неделя, средняя цена барреля нефти в сравнении со средним обменным курсом рубля к доллару в номинальных рублях и долларах). Если читая это, вы задаете себе вопрос «Как долго у российских производителей будут конкурентные преимущества при экспорте?», то ответьте сначала на вопрос «В какие цены на нефть на ближайшие годы вы верите?». Пока нефть дешевле $60 за баррель, российские экспортеры, вероятно, будут чувствовать себя вполне комфортно.
Эта корреляция может измениться под влиянием многих сторонних факторов, например, агрессивной продажи или покупки рубля Центральным банком РФ (причем ЦБ иногда достаточно лишь объявить о подобных намерениях); изменений в законодательстве, скажем, касающихся операций с иностранной валютой и банковскими резервами в валюте; военных конфликтов вблизи границ России; любой масштабной политической нестабильности.
Каков объем экспорта лесопромышленной отрасли России?
Общий объем экспорта из России в 2016 году в денежном выражении составил $288 млрд (для сравнения: $346 млрд в 2015 году, $497 млрд в 2014 году) - эта цифра включает стоимость всех товаров, в том числе продукции ЛПК. На первый взгляд динамика кажется противоречивой: девальвация рубля должна была подстегнуть экспорт. Чтобы разобраться, рассмотрим долю ТЭК в общем объеме экспорта (табл. 2). Отметим ее довольно резкое уменьшение: 62% в 2016 году, 66% в 2015 году, 73% в 2014 году, - основной причиной которого стало скорее снижение цен на нефть, чем сокращение объемов ее добычи (фактически объемы даже выросли, например, экспорт сырой нефти в 2016 году вырос на 14% по сравнению с 2014 годом, источник - данные Росстата).
Рис. 6. Экспорт ключевых экспортных товаров российского ЛПК, 2014–2017 годы, млрд $, номинальные
Доля экспорта основных лесопромышленных товаров в общем объеме экспорта из России увеличилась с 1,7% в 2014 году до 2,0% в 2015 году и далее до 2,4% в 2016 году (табл. 2). Любопытно, что экспорт как таковой (т. е. экспорт основных продуктов ЛПК в денежном выражении) сократился в 2015 году в сравнении с 2014 годом (с $8,5 млрд до $7,0 млрд) и остался неизменным в 2016 году (рис. 6).
Физические объемы экспорта российских лесопромышленных товаров в 2014-2016 годах выросли в большинстве видов продукции: пиломатериалов и фанеры на 25% в 2016 году по сравнению с 2014 годом, целлюлозы на 14% за тот же период, пеллет - на 22%. Только два продукта из топ-6 наиболее экспортируемых потеряли объемы: круглый лес (-4% в 2016 году по сравнению с 2014 годом) и газетная бумага (-10%).
По результатам первого полугодия 2017 года, экспорт пиломатериалов вырос на 12,7% по отношению к первому полугодию 2016 года. Экспорт остальных ключевых продуктов немного упал: фанеры - на 1,6%, целлюлозы - на 2,6%, круглого леса - на 5,1%.
Цены на круглую древесину в 2016 году снизились на 21% относительно 2014 года (в номинальных $), цена пиломатериалов упала на 32% за тот же период. Падение цен на фанеру было еще более серьезным - 35% (хотя это можно частично объяснить увеличением доли более дешевой фанеры формата 5 х 5 в общем объеме выпуска). Газетная бумага подешевела на 24%, целлюлоза - на 16%. Тенденция на снижение цен была изначально задана обвалом курса рубля в конце 2014 года и последующим ростом объемов экспорта.
Необходимо учитывать, что речь идет о номинальных ценах, они даются исходя из «смеси» условий поставок, которые могут варьировать от поставок с завода на условиях FCA до доставки до потребителя с уплатой всех налогов (DDP). В реальности средние цены находятся в пределах заводских цен и цен на границе (FCA, условия в соответствии с Incoterms 2010), и эта «смесь» довольно стабильна из года в год, что дает возможность отслеживания динамики цен.
Сравнивая цены 2016 года со средними ценами первого полугодия 2017 года, можно отметить перелом тенденции к снижению цен, цены хоть и выросли, но немного: на круглый лес на 13,4% (в номинальных $), на пиломатериалы - на 6,8%, на фанеру - на 11,4%, на целлюлозу - на 3,9%, на газетную бумагу - на 1,3%. В числе прочих причин - укрепление рубля: в первом полугодии 2017 года курс рубля составил 58,0 руб./$ по сравнению с 67,0 руб. в среднем за 2016 год.
Каков размер ЛПК России?
Обратите внимание на схему на рис. 7, где обзорно представлена структура российской лесопромышленной отрасли. До сих пор мы обсуждали продукты, отмеченные на схеме серыми и темно-синими прямоугольниками: основные экспортные продукты и товары, одинаково значимые как для экспортного, так и для внутреннего рынка. Теперь переходим к обсуждению внутреннего производства, и все отмеченные цветом товары сегодня становятся значимыми - либо как товары внутреннего рынка (отмечены голубой подложкой), либо как экспортно ориентированные товары (отмечены серым), либо как комбинация того и другого (темно-синие прямоугольники). Верхние прямоугольники обозначают древесное сырье, далее сверху вниз представлены товары цепочки создания добавленной стоимости вплоть до областей конечного (промышленного) потребления.
Рис. 7. Схема российского ЛПК
Физические объемы производства и потребления по основным продуктовым группам представлены на рис. 8. Во всех случаях производство демонстрирует рост - и в статистике, и в реальности. Безусловно, по каждой группе необходимы поправки. К примеру, данные о производстве ДВП приведены в российской статистике в квадратных метрах (м2), тогда как производство ДСП - в «условных» кубических метрах (м3).
Рис. 8. Производство и потребление основных товаров ЛПК в России, 1992–2017 годы (оценка)
Еще интереснее ситуация в сфере производства и потребления пиломатериалов с 2013 года: официальные показатели потребления в России (официальные объемы производства плюс официальный импорт минус официальный экспорт) были... ниже нуля. Причина в том, что информация по небольшим лесопильным предприятиям была недоступна официальной статистике. Аналогичная ситуация отмечается и в производстве пеллет. Что касается ЦБП, то этот сектор наиболее сконцентрирован и понятен с точки зрения статистики. Тем не менее здесь тоже понадобились корректировки ввиду разнообразия сырьевых материалов и конечных продуктов.
Следует отметить очень интенсивный рост производства древесных плит и пиломатериалов в 2017 году по сравнению с 2016 годом (показан результат умножения финальных цифр за 2016 год на скорость роста в первом полугодии 2017 года по сравнению с первым полугодием 2016 года). В обоих случаях основной объем прироста ушел на экспорт.
Рис. 9. Производство основных товаров в российском ЛПК по сегментам в 1992–2017 годах, в постоянных ценах (средние цены 2016 года, $)
Теперь рассмотрим объемы в денежном выражении для сравнения разных продуктовых сегментов и оценки размеров отрасли в целом. На рис. 9 показана динамика производства основных товаров в российском ЛПК по сегментам в 1992-2016 годы в постоянных ценах ($, средние цены и средний обменный курс за 2016 год, оценка за 2017 год по результатам первого полугодия в сравнении с первым полугодием 2016 года). Чтобы избежать усложнения и нелогичности, не допустить сдвоения в расчетах, общая цифра была рассчитана не как сумма отдельных частей. Например, лесозаготовка обеспечивает все другие сегменты ЛПК сырьем (исключение - экспорт древесины в виде круглого леса). Добавление стоимости продукции лесопиления к стоимости древесного сырья приведет к сдвоению в расчетах, так как цена пиломатериалов уже включает стоимость сырья. Аналогичный подход применялся при оценке работы ЦБП и в других сегментах. Расчеты выполнены только для основных продуктов.
Движение вперед
Россия обладает наибольшими лесными ресурсами в мире как по площади лесопокрытых земель (около 800 млн га), так и по запасам леса на корню (около 24% общемировых объемов). Однако место российского ЛПК в мировом ЛПК гораздо скромнее. Почему? Одна из причин состоит в том, что лишь небольшая часть имеющихся запасов древесины коммерчески доступна.
Годовая расчетная лесосека (теоретически достижимый объем заготовки по принципам устойчивого лесопользования) в России составляет около 650 млн м3. Эта цифра впечатляет, но расчетная лесосека используется лишь на 30%, объем фактической заготовки в 2016 году в России составил 217 млн м3. Такой гигантский разрыв между объемом доступных запасов и фактической заготовкой можно объяснить частично отсутствием (лесных) дорог и недостатком предприятий по переработке низкосортной древесины во многих областях, т. е. плохой коммерческой доступностью, частично нестабильными, а иногда и «недружественными» инвестиционным климатом и законодательной базой, частично экстенсивной моделью лесопользования.
Рис. 10. Динамика объемов фактической заготовки в России в 1970–2016 годах, млн м3 в год
Объемы заготовки сейчас почти вдвое меньше объемов 1970-1980 годов (рис. 10). И даже с учетом всех сложностей, которые наблюдаются сегодня в ЛПК РФ, необходимо признать, что ситуация с лесообеспечением в России самая лучшая в мире (если прибегнуть к более осторожным формулировкам, самая лучшая в Восточном полушарии). Россия обладает действительно громадными объемами лесных ресурсов, стоимость которых невысока.
Россия может предложить одни из самых низких в мире цен на основные сырьевые ресурсы для лесопромышленного производства: древесину, энергоресурсы, некоторые химикаты, а также трудовые ресурсы. В стране обширный и, возможно, вступающий в новую фазу роста внутренний рынок основных продуктов лесопереработки. Есть явные возможности для дополнительного роста экспорта.
Что касается инвестиционного климата, он мог бы быть более благоприятным, и улучшения есть, во всяком случае, в некоторых сферах. В мировом рейтинге «Ведение бизнеса» позицию России уже сегодня можно считать весьма неплохой: страна со 123-го места в 2011 году поднялась в 2017 году на 40-е. Давайте надеяться, что кризис все же закончился...
Алексей БЕСЧАСТНОВ, Pöyry Management Consulting