Как заработать на старой древесине
В российских деревнях и городах, особенно на Севере, множество заброшенных деревянных домов, которые постепенно разрушаются. Во многих случаях древесина конструкций, внутренней и наружной отделки этих домов вполне пригодна для повторного использования в других строительных проектах. Но востребована ли она на рынке?
Рис. 1. Современное шале из старой древесины во Французских Альпах
Рис. 2. Шале, в интерьере и конструкции которого старая древесина гармонично сочетается с современными материалами
Рис. 3. Примеры продукции компании Uniwood: трехслойная панель с наружными слоями из темной старой древесины (слева), стул из старой древесины (справа) с типичным для этого материала контрастом между поздней и ранней древесиной годичных слоев
Рис. 4. Отделочные панели Admonter компании STIA из потемневшей старой древесины с рубленой поверхностью в современном интерьере
Рис. 5. Интерьер магазина duty free Heinemann в аэропорту Тронхейма. Фрагменты потемневшего сруба в сочетании со сталью передают дух города – современного промышленного центра с многовековой историей
Рис. 6. Пол из старой древесины с рисками от круглых пил
Рис. 7. Панно из коротких отрезков досок разной толщины
Рис. 8. Популярное дизайнерское решение – отделка одной из стен в интерьере необработанными старыми досками
Кто бывал в кафе московской сети «Хлеб насущный», имел возможность оценить, насколько теплым и уютным делает интерьер этого заведения старая древесина. Насыщенный цвет и богатая текстура с трещинами, червоточинами и проявившимися годичными слоями превращают сосновые или еловые доски в благороднейший материал. Выдержанная древесина прекрасно сохраняет форму, что позволяет использовать широкие доски, естественный рисунок которых приятен глазу. Вдобавок, поскольку в старину для отделки и столярных изделий использовалась отборная древесина, в подобном материале обычно мало сучков.
Бережливые европейцы уже давно научились использовать деревянные изделия и конструкции повторно или же просто сохранять их, аккуратно реконструируя здания. Но бум использования старой древесины пришелся на последние годы и был связан с бурным развитием альпийских курортов, таких, как популярный у россиян Куршевель. В таких местах тщательно поддерживается исторический архитектурный облик поселений, поэтому новые гостиницы и особняки-шале (chalet) приходится строить в традиционном стиле, который всему миру как раз и известен под названием «шале». Некоторые застройщики целенаправленно возводят здания, которые смотрятся так, будто стояли здесь века, что придает заведению особую респектабельность. В Швейцарии, Австрии и Германии многие плотницкие фирмы предлагают услуги по строительству из старой древесины, и у них на складах есть необходимый материал.
Однако чаще всего здание лишь в общих чертах копирует архитектурные формы традиционного шале, а возводят его из современных материалов, таких, как бетон, керамические блоки или клееные деревянные балки. Старая же древесина используется главным образом для отделки поверхностей. Перекос в пользу отделочных досок столь велик, что зачастую балки распускают на доски и тонкие ламели (последнее наиболее характерно для изделий из дуба). Ламели используются для создания лицевых слоев трехслойных щитов и паркетных досок. В Австрии сложилась довольно мощная индустрия переработки старой древесины (altholz). Так, на изделия из старой ели, лиственницы и дуба приходится значительная часть ассортимента австрийского производителя паркетных досок и отделочных материалов STIA. Можно назвать и такие предприятия, как DH-Design, Uniwood, Hamminger, которые изготавливают ламели, паркетные доски, трехслойные щиты, шпунтованные доски, заготовки дверной обвязки, дверные полотна, мебель из старой древесины, а также рельефные панно - стоккато. Древесина предлагается обработанная, рубленая (gehackt), выгоревшая на солнце и обветренная (sonnenverbrannt), причем в рамках этих видов есть несколько вариантов. Так, STIA производит семь разновидностей обработанной старой древесины (разных пород и разной ширины), четыре разновидности рубленой и четыре - выгоревшей на солнце.
Использование старой древесины стало общемировым трендом. Дизайнеры всегда пребывают в поиске интересных фактур, и старая древесина предоставляет им массу возможностей для творческих находок. Вдобавок повторное использование древесины прекрасно укладывается в русло экологически ответственного подхода к строительству. В частности, применение старой древесины учитывается при сертификации зданий по системе LEED.
Примером блестящего дизайнерского решения на основе старой древесины можно считать интерьер магазина Heinemann в аэропорту норвежского г. Тронхейма, созданный архитектурным бюро TYIN tegnestue. Для его воплощения был выкуплен и разобран один из местных домов-срубов конца позапрошлого века.
Большой рынок старой древесины сформировался в Соединенных Штатах Америки. Там сохранилось множество деревянных построек середины XIX века - периода американской промышленной революции: здания и помещения фабрик, складов, фермерских амбаров. При демонтаже этих строений можно получить балки, столбы, доски обшивки и полов. Другими источниками старой древесины служат железнодорожные вагоны, крепь из угольных шахт, деревянные бочки. Старую древесину обычно называют reclaimed wood, что переводится как древесина повторного использования, но также в ходу названия antique wood (антикварная древесина), distressed, recovered wood и т. д. Встречается и название barn wood - амбарная древесина.
Дополнительную привлекательность американской антикварной древесине придаёт то, что для построек ранее широко применялись сосна длиннохвойная и каштан, предложение которых на рынке новой древесины сегодня отсутствует. Сосна длиннохвойная (longleaf pine) или ядровая по прочности и стойкости к гниению превосходит даже сибирскую лиственницу. Из древесины этой породы был построен весь промышленный восток США. К сожалению, великолепные строительные качества этой древесины стали причиной того, что к началу XX века сосна длиннохвойная в Штатах была практически полностью истреблена, и её рубку даже пришлось запретить. Теперь поступающая на рынок старая древесина этой породы является эксклюзивным товаром. Похожая история произошла и с американским каштаном: из-за массового поражения грибками и короедами каштановые деревья стали редкостью. Другими распространенными породами на американском рынке старой древесины являются секвойя, дугласия, разные виды дуба и ясеня, твердый клен, гикори и тополь.
Балки, столбы и подкосы строительных конструкций используют в новых строительных проектах или распиливают на доски, которые, как правило, применяют для покрытия полов, в том числе в виде лицевого слоя паркетных досок. Востребованы также столешницы; в моде тяжелые журнальные столики из брусьев. Популярным дизайнерским решением является отделка одной из стен выгоревшими на солнце серыми досками со следами краски на некоторых, что создает мозаичный рисунок. Любопытно, что и для полов, и для стен часто используются доски с круговыми рисками от инструмента, зачастую с оставшимися фрагментами серой древесины. Мода на подобную фактуру уже распространилась по всему миру.
Альтернативой отделке целой стены старой древесиной является монтаж панно из серых выгоревших на солнце досок. Здесь зачастую используются короткие отрезки досок, которые укладывают в разном направлении. Иногда для получения богатой фактуры применяют доски разной толщины.
А что у нас в России? По запросу «амбарная доска» или «амбарная древесина» поисковик выдает довольно много веб-сайтов компаний, профессионально занимающихся торговлей старой древесиной и изготовлением изделий из нее. Цена одного кубометра на сайтах варьируется от 60 до 400 тыс. руб. Немало предложений о продаже старых досок можно найти на Авито. Цены там ниже в несколько раз, чем на других сайтах, однако покупка у частных продавцов связана с определенными рисками - под видом материала XIX века можно приобрести доску от дачного забора или туалета. Предлагаются, как правило, доски; балки же, по-видимому, не пользуются большим спросом. Досками обшивают стены, из них изготавливают двери, панно и мебель, несущие балки в проектах обычно не требуются, а в качестве декоративных применяются фальш-балки из досок.
Рис. 10. Двухслойные паркетные доски («инженерный паркет») с лицевым слоем из старой древесины
Рис. 11. Дрвенград – действительно деревянный город, в нем не только дома, но и мостовые из древесины
Каковы перспективы этого рынка? Заготовка старой древесины может стать хорошим побочным бизнесом для небольших деревообрабатывающих предприятий, расположенных вблизи деревень и городов со старой деревянной застройкой. Подобные предприятия могли бы находить объекты и взаимодействовать с их владельцами оперативнее, чем розничные торговцы, которые сегодня вынуждены заниматься этим. К сожалению, не вся старая древесина из российских сел и деревень подходит для реализации на рынке. Во-первых, древесина должна быть не гнилая. Во-вторых, ценится материал не моложе середины XX века. В-третьих, в отличие от старых конструкций из Европы и Америки бревна от российских изб мало пригодны для раскроя на доски в силу малого сечения и большого числа трещин. Здесь, вероятно, наибольший интерес должны представлять доски пола, дверные и оконные косяки, дверные полотна, оконные рамы, мебель и сундуки.
За рубежом старую древесину, даже если она не подвергалась воздействию влаги при эксплуатации, обязательно выдерживают в сушильных камерах не менее 12 часов для уничтожения грибков и личинок насекомых. К сожалению, в нашей стране об этой необходимой обработке обычно не вспоминают. Тем же, кто выполняет подобную обработку, следует упоминать об этом в своей рекламе, поскольку это важное конкурентное преимущество! Таким образом, для серьезной работы со старой древесиной необходимы сушильная камера и оборудование для индивидуального продольного и поперечного раскроя досок (для удаления пораженных участков). Перед раскроем из досок и балок необходимо удалить гвозди, что сильно повышает трудозатраты.
Доски шириной 200 мм и более целесообразно распускать на ламели для лицевых слоев двух- или трехслойных паркетных досок с однородным рисунком. Для небольшого производства подобного эксклюзивного паркета достаточно иметь в машинном парке горячий или холодный пресс и оборудование для нарезания гребней и пазов на кромках. Отделка возможна маслом и воском вручную.
Что касается самих срубов, то их всё-таки следует сохранять как конструкцию и стремиться найти им повторное применение. Опыт строительства музеев деревянного зодчества в Архангельске (комплекс «Малые Корелы»), в дер. Семенково под Вологдой, в Суздале, для создания которых были использованы старые постройки, говорит о том, что во многих случаях деревянный дом из старых материалов вполне можно возвести на новом месте.
Кроме того, в качестве примера масштабного строительного проекта, реализованного на основе старых срубных конструкций, хотелось бы привести Дрвенград (или Кустендорф) - село, построенное в Сербии известным режиссером Эмиром Кустурицей. От обычных этнодеревень это поселение отличает то, что оно вполне приспособлено для современной жизни там есть гостиницы, рестораны и кафе, картинная галерея и кинотеатр. Создатель Дрвенграда постоянно живет в одном из домов. Старые срубы позволили не просто воссоздать традиционную атмосферу сербского села, но и передать ощущение, что поселение возникло здесь много лет назад. Сейчас в деревне уже 50 домов, собранных со всех уголков Сербии.
Артем ЛУКИЧЕВ