Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Мебельное производство

Купе на дом заказывали?

Множество небольших мебельных предприятий, созданных в начале 2000-х годов, прекратили существование, не выдержав конкуренции с промышленными гигантами, подобными ИКЕА. Но те предприятия малого бизнеса, которые остались на рынке, ищут свои пути развития в выбранных нишах, отказавшись от выпуска стандартной мебели и перенеся свои выставочные залы и рекламные компании в пространство интернета.

Начальник производства компании «Купе на дом» Арсен Аствацатрян
Начальник производства компании «Купе на дом» Арсен Аствацатрян

Форматно-раскроечный станок SCM Si 300n
Форматно-раскроечный станок SCM Si 300n

Облицовка кромок на станке фирмы Brandt
Облицовка кромок на станке фирмы Brandt

Присадочный станок Vitap
Присадочный станок Vitap

Торцовка металлического профиля
Торцовка металлического профиля

Хранение стекол
Хранение стекол

Склад фурнитуры
Склад фурнитуры

Склад готовой продукции
Склад готовой продукции



Одна из подобных малых фирм - компания «Купе на дом», производственные площади которой расположены рядом с Санкт-Петербургом, в пос. Песочное, - выпускает корпусную мебель с 2001 года.

На момент создания в штате компании работали всего два человека: директор и основатель компании Владимир Макаров и его компаньон. Они вдвоем искали клиентов, размещали рекламу и занимались изготовлением мебели, а также доставляли продукцию заказчикам и на месте собирали ее. На начальном этапе развития у компании почти не было собственного станочного парка, а большинство технологических операций выполнялось с использованием ручного инструмента. Основной продукцией были встраиваемые и отдельно стоящие шкафы-купе, которые изготавливались по типовым проектам, а также кухонная мебель.

Высокое качество производимой корпусной мебели и оптимальная цена на нее предопределили спрос на выпускаемые изделия, и через два года после старта у компаньонов появилась возможность нанять еще двух работников и приобрести первый профессиональный форматно-раскроечный станок.

Спустя еще два года компания вновь расширилась. Задачей собственника стало обеспечение снабжения. Два мастера в цехе занимались изготовлением мебели, а для ее доставки потребителям были закуплены две автомашины «Газель», водители которых обеспечивали и сборку изделий.

В 2008 году предприятие полностью сконцентрировалось на производстве шкафов-купе. По словам начальника производства Арсена Аствацатряна, изготовление большого ассортимента разноплановой корпусной мебели по индивидуальным заказам сегодня нерентабельно. Крупные компании, например, ИКЕА, за счет массового производства разных видов мебели держат стоимость своей продукции на низком уровне.

В современных условиях малым предприятиям целесообразно сконцентрироваться на определенном нишевом сегменте и производить продукцию по индивидуальным заказам, работая с постоянными поставщиками сырья и комплектующих, чтобы снизить затраты на снабжение и логистику. А фокусирование на производстве определенного вида продукции позволяет быстро и качественно изготавливать мебель заданных заказчиками размеров и дизайна по приемлемым ценам.

В компании «Купе на дом» решили остановиться на изготовлении шкафов-купе по нескольким причинам. Во-первых, сегодня широкое распространение получили квартиры-студии, в которых шкафы-купе позволяют экономить место; в отличие от дверей распашных шкафов, раздвижные двери шкафов-купе на требуют пространства при открытии. Во-вторых, для производства распашных шкафов требуется большое число фасадов, что неминуемо ведет к заполнению склада и накоплению остатков; при производстве шкафов-купе этого удается избежать. Изготавливая шкафы-купе по индивидуальным заказам, малая фирма не вступает в конкуренцию с промышленными гигантами, массово выпускающими типовую мебель.

Производство ведется в отапливаемом цехе, площадь которого разделена на три производственных участка. Корпуса и дверцы шкафов изготавливаются из ламинированных древесно-стружечных плит, а задние стенки - из древесноволокнистых плит. После входного контроля плиты складируются на специально оборудованных местах. Раскрой выполняется на форматно-раскроечном станке SCM Si 300n.

Кромки деталей облицовываются ПВХ-пленками на станке Brandt, в случае необходимости, а также при изготовлении сложных радиусных элементов кромки могут быть облицованы ABC-пластиком.

На следующем участке выполняются отверстия в заготовках на итальянском сверлильно-присадочном станке Vitap. Параллельно в отдельном помещении с помощью ручного профессионального инструмента ведется раскрой алюминиевых направляющих профилей для дверей шкафов.

Далее детали будущих изделий и металлические направляющие перемещаются на сборочный участок. На двух деревянных верстаках выполняется сборка дна и дверных элементов, крепятся направляющие, осуществляется монтаж зеркал или стекол, на оборотную сторону которых приклеивается защитная пленка Oracal, предотвращающая разлетание осколков в случае повреждения в процессе эксплуатации. Здесь же высверливаются отверстия под крепежные элементы, полкодержатели и штанги.

Готовые шкафы-купе упаковывают в стретч-пленку, маркируют и отправляют заказчику, у него и выполняется окончательная сборка.

Сейчас в штате предприятия 10 человек. При получении заказа к клиенту выезжает замерщик. На заводе работают четыре мастера с базовым профильным образованием и начальник производства, выполняющий также функции логиста, кладовщика, контролера качества и менеджера. Доставку продукции обеспечивают четыре мастера-сборщика.

Заработная плата на предприятии сдельная - от 32 до 60 тыс. руб. в месяц, ее выплачивают после доставки и сборки шкафа, что при малом числе работников предполагает персональную ответственность за качество выполнения технологических операций.

Производственные мощности позволяют изготавливать до десяти шкафов-купе в день в зависимости от сложности конструкции. В настоящее время ежедневная загрузка предприятия - 4-6 изделий.

По словам начальника производства, за 16-летнюю историю предприятия предпочтения потребителей неоднократно менялись. В начале 2000-х годов клиенты довольствовались стандартной мебелью по невысокой цене. Определяющими были цена и возможность приобретения в одном месте полного комплекта мебели для квартиры или дома. С 2008 года потребителей стала интересовать возможность изготовления дизайнерской мебели по индивидуальным заказам. Стандартные плоские однотонные шкафы-купе без остекления или оснащения зеркалами почти не пользуются спросом. С 2012 года сложность заказов постоянно растет. Текущую ситуацию на рынке шкафов-купе можно охарактеризовать как «отказ от стандартов». В последние годы заказов стало несколько меньше, однако они отличаются большей сложностью и высокой стоимостью. Так, например, клиенты хотят использовать в оформлении дверей дорогие матовые или цветные стекла, а также матированные зеркала. Изготавливая только один нишевый продукт - шкафы-купе, компании удается при использовании дорогих материалов сохранять оптимальный уровень цен.

В производстве используются древесно-стружечные плиты исключительно отечественного производства, они соответствуют требованиям по классу эмиссии формальдегида Е1. Стекла, применяемые в производстве, тоже отечественные, по качеству они даже превосходят финские аналоги.

Наиболее острой проблемой любого малого предприятия является обеспечение производства заказами. Еще пять лет назад основная масса клиентов находили компанию «Купе на дом» по образцам продукции, представленным в 12 петербургских магазинах розничной торговли, а также по рекомендациям клиентов, уже купивших ее шкафы-купе. Однако в последнее время ситуация на рынке предложения индивидуальной корпусной мебели изменилась. По мнению Арсена Аствацатряна, потребитель не готов сегодня тратить время, изучая предложения разных компаний, образцы которых представлены только в мебельных центрах. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что 9 из 12 небольших выставочных центров, в которых была представлена продукция большого числа малых производств, в том числе компании «Купе на дом», закрылись из-за нерентабельности. Арендная плата за площади в выставочных залах, изготовление демонстрационных образцов, затраты на перевозку продукции и содержание менеджеров довольно серьезно влияют на повышение себестоимости продукции. Причем охват потребительского рынка относительно небольшой и не может компенсировать рост себестоимости продукции даже на 20% в условиях жесткой конкуренции. Производимые компанией шкафы-купе сегодня можно увидеть только в трех магазинах, на производстве и на сайте компании.

Большинство клиентов находят производителя и выбирают дизайн корпусной мебели с помощью специализированных сайтов и групп в социальных сетях: Аvito, Blizko.ru, Мебель-инфо, ВКонтакте и др. Нередко клиенты после посещения ИКЕА или крупных выставочных центров, например, «Гранд Каньона», где определяются с дизайном шкафа, заказывают шкаф на небольших предприятиях без наценки продающих организаций. До 80% заказов компания получает напрямую - через интернет. С течением времени меняется и отношение потребителей к торговым площадкам. Если еще несколько лет назад основная часть интернет-заказов делались через сайт Аvito, то сегодня с Аvito и через социальные сети поступает одинаковое число заказов.

Вместе с тем значительно выросла конкуренция на рынке, так как у потребителя, рассматривающего в интернете предложения разных компаний, есть возможность быстро (в один клик) сравнить цены, и необходимо рассчитывать конечную цену с точностью до 100 рублей на готовое изделие. Это довольно сложно, поскольку в конечное предложение большинства компаний включена стоимость сборки и доставки, которая зависит от расстояния до потребителя.

В этих условиях конкурентным преимуществом компании «Купе на дом» является обеспечение возможности выбрать и купить шкаф не выходя из дома. Выбрав на сайте из каталога наиболее подходящее решение, клиент может через интернет или по телефону внести необходимые изменения в дизайн или комплектацию шкафа и сразу получить информацию о полной стоимости, включая расходы на выезд замерщика, доставку и сборку шкафа. От момента заказа до получения готового изделия заказчиком должно пройти не больше 10 дней, поскольку современный клиент, даже заказывая эксклюзивный шкаф-купе, не хочет ждать долго.

Высокое качество выпускаемой продукции и большое число положительных отзывов клиентов позволяют компании не только реализовывать шкафы-купе в Санкт-Петербурге, но и поставлять в города Ленинградской области: Выборг, Приозерск, Сосновый Бор, Кингисепп и Волхов.

Основным направлением развития предприятия руководство считает продвижение выпускаемых шкафов-купе через интернет-площадки. Кроме того, судя по анализу предпочтений потребителей, для небольших производителей корпусной мебели актуально удержание цен на текущем уровне при условии одновременного расширения ассортимента, а также постоянного внедрения в производство новых материалов для создания уникального дизайна продукции.

Александр ТАМБИ, д-р техн. наук, доцент СПбГЛТУ