Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесозаготовка

Кубометр vs баррель

Как сделать рубль «деревянным», а не «нефтяным»?

Участники торжественного собрания в честь Дня работников леса, прошедшего 15 сентября 2017 года в Доме правительства Москвы, в который раз задавались риторическими вопросами: почему, располагая самыми большими запасами лесных ресурсов в мире, отечественный леспром не получает таких доходов, как нефтегазовый сектор? Когда на курс национальной валюты будет влиять стоимость кубометра российского кругляка, а не только барреля нефти?

Ответить на эти вопросы они попытались в ходе панельной дискуссии «Экономика лесного хозяйства. Новые подходы», которая прошла накануне праздничных событий.

Из падчерицы в дочки

«Отрасль должна утратить статус падчерицы и стать полноправной участницей жизни российской экономической жизни», - такое заявление руководитель Рослесхоза Иван Валентик сделал во время мероприятий, посвященных Дню работника леса. Он напомнил, что президент России в начале года дал поручение правительству разработать меры, направленные на повышение экономической эффективности ЛПК. Прежде всего речь шла об увеличении размеров платы за использование лесов.

Понять власть можно: в кризис нужно искать возможности для пополнения бюджета. «Мы благодарны за финансовую поддержку и дотации, которые государство, несмотря на трудные времена, выделяет лесному хозяйству, но вполне можем и сами позаботиться о себе и зарабатывать для госказны немалые деньги», - отметил глава Рослесхоза.

Сегодня доля ЛПК в российском ВВП составляет 1,7%, в валютной выручке от экспорта - 2,1%, в объеме отгруженной продукции по промышленности в целом - 2,5%, в мировой торговле лесоматериалами - 2,9%. Такие цифры назвал на панельной дискуссии, посвященной поиску новых подходов в экономике лесного хозяйства, заместитель директора ФБУ «СПбНИИЛХ» Николай Петрунин. В то же время добавленная стоимость на единицу заготовленной древесины в России в два - пять раз ниже, чем в ведущих лесных державах. Так, стоимость продукции, изготовленной из одного кубометра древесины, в России - $264, в США - $1 тыс., в Финляндии - $1,2 тысячи.

В 2016 году в российском ЛПК наблюдалась позитивная тенденция развития: было заготовлено 213,6 млн м3 древесины, объем выпуска пиломатериалов составил 22,8 млн м3. Таким образом, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, в 2016 году лесной комплекс России показал рост производства основных видов продукции леспрома. Эта тенденция сохранилась и в 2017 году. Так, в январе - мае 2017 года в стране было произведено 10,5 млн м3 пиломатериалов (рост на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года).

Вклад ЛПК в совокупный валовый внутренний продукт России составляет $25 млрд (запас древесины - 83,4 млрд м3), в то время как в Бразилии - $35 млрд (50 млрд м3), в США - $242 млрд (22 млрд м3), в Канаде - $26 млрд (35 млрд м3). «У лесной отрасли нашей страны большой потенциал, который в настоящее время используется крайне неэффективно из-за множества накопившихся проблем как экономического, так и нормативно-правового характера», - отметил Николай Петрунин.

Значительная часть игроков рынка, несмотря на негативные явления в российской экономике, продолжают повышать доходы, поскольку экспортируют свою продукцию по всему миру и получают прибыль в твердой валюте. В то же самое время цена кубометра круглого леса на корню, так называемая попенная плата, которую предприниматель платит государству, остается неизменной уже много лет.

Связано это с тем, что право использования лесных участков предоставляется тем предпринимателям, которые на аукционе предлагают наиболее высокую цену за торгуемый лот. Однако подход, на который рассчитывали авторы действующего Лесного кодекса, когда торги покажут настоящую рыночную стоимость древесины, неэффективен и не обеспечивает должных поступлений в бюджет. «На практике механизм передачи лесных ресурсов в пользование был организован таким образом, что конкурентной борьбы, по сути, не было в большинстве случаев», - признал начальник управления долгосрочного планирования и прогнозирования в лесном хозяйстве Рослесхоза Александр Чуев.

Глава лесного ведомства Иван Валентик, объясняя грядущие изменения системы лесных отношений, отметил, что в первую очередь необходимо сделать прозрачными и конкурентными процедуры конкурсов и аукционов, а затем изменить подходы к формированию ставок платы за использование лесов. «Наша цель - не бездумный отъем денег у бизнеса. Мы хотим работающих рыночных отношений. И ставки платы - это весомый стимул для поддержки и развития глубокой переработки в лесной отрасли», - заявил Иван Валентик.

Платежи надо сделать налогом?

Ректор ВИПКЛХ Анатолий Петров считает, что в России, где леса принадлежат государству, сбор за пользование лесом необходимо заменить лесных налогом - как правовой формой установления и изъятия рентного дохода при использовании древесных ресурсов. «Чтобы перейти на налоговые условия, прежде всего надо найти налогооблагаемую базу. Ведь налоговики спросят: "А как считать?" Они передали администрирование платежей Рослесхозу только потому, что не знали - как можно прийти в лес, оценить расстояние вывозки, определить породный состав насаждений. Они поняли, что это им не нужно, потому что они работают с простыми системами, такими как при операциях с нефтью», - объяснил профессор Петров.

Ректор ВИПКЛХ предлагает за методическую основу перехода на новую систему установления и взимания платежей за древесину на корню взять опыт отраслей, добывающих полезные ископаемые: нефть, газ, руды, уголь. Но если при налогообложении нефтегазового комплекса учитывают расходы на компенсацию возникающих потерь, включая экологический ущерб, то в ЛПК можно и нужно учитывать затраты на восстановление лесных ресурсов.

Механизмом изъятия дохода является применение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а налогооблагаемой базой - объем добытого сырья, определяемый по факту с помощью измерительных приборов. По словам Анатолия Петрова, система ЕГАИС, с помощью которой сегодня отслеживаются все перемещения лесоматериалов в России, может вполне стать основой для налогообложения пользователей леса.

Также профессор Петров отметил необходимость мониторинга реальной стоимости древесины государством. Он привел пример Финляндии, где существует институт, который следит за ценами на лесоматериалы по всему миру. «Государство, продавая ресурс, должно знать его цену, - уверен Анатолий Петров. Посмотрите, у нас во всех каналах ТВ во всех новостях сообщают о колебаниях цены барреля нефти. Ее привязали к нашей валюте. Давайте привяжем и курс рубля к стоимости кубометра леса».

Рентный подход

Для реализации упомянутого выше поручения главы государства в Рослесхозе сформирована рабочая группа для разработки новых подходов к формированию платы за использование лесов. В нее вошли представители Минприроды России, Минпромторга России, Минэкономразвития России, Минвостокразвития России, ФАС России, предприятий лесопромышленного комплекса, научных учреждений, подведомственных Рослесхозу.

«Главная задача, стоящая перед рабочей группой, - найти общие подходы, позволяющие выполнить поручение главы страны и обеспечить нарастающее поступление средств в федеральный бюджет, а также поддержать лесопромышленников, обеспечивающих глубокую переработку лесных материалов на территории Российской Федерации», - объяснил Александр Чуев.

Уже состоялось три заседания рабочей группы. Ее члены сошлись во мнении, что постановление Правительства Российской Федерации №310, регулирующее ставки платы с 2007 года, в значительной степени не соответствует сегодняшним условиям развития экономики лесного сектора.

Сейчас Рослесхоз подготовил предложения по новому подходу к определению ставок платы за использование лесов, которые отражают экономическую сущность рыночной цены лесных ресурсов. Цена лесных ресурсов (древесины, пищевых, технических, рекреационных и других лесных ресурсов), как и других природных ресурсов, должна определяться не только затратами лесного хозяйства на их охрану, защиту и воспроизводство, но и рыночной ценой добытых лесных ресурсов, учитывающей издержки по их добыче - так называемой лесной рентой. В новом подходе к определению ставок платы предлагается учитывать нормативную прибыль организаций, занимающихся не только лесозаготовками, но и переработкой древесины, что может повлечь за собой повышение рентабельности по этим видам экономической деятельности.

В настоящее время Рослесхоз завершает разработку предложений к проекту федерального закона об изменениях в Лесной кодекс Российской Федерации и проекту нормативного правового акта об установлении методики расчета минимальных ставок платы за единицу объема древесины по методу остаточной стоимости (рентный подход). По информации, предоставленной пресс-службой Рослесхоза, в первой половине 2018 года проект этого документа планируется проверить в действии на нескольких пилотных регионах. Изменить существующее положение можно путем увеличения числа лесотаксовых районов с уменьшением тем самым их размера и, следовательно, повышения их однородности. А это позволит корректировать арендную плату. Чем меньше будет площадь лесотаксового района, тем точнее будет оценка размера платы.

Важно учитывать, что предложения сформированы Рослесхозом таким образом, что на начальном этапе рентным подходом будут охвачены лишь договоры аренды лесных участков, заключаемые по итогам торгов, и договоры купли-продажи лесных насаждений. Ожидаемый в первые три года прирост дохода федерального бюджета может составить от 1,97 млрд до 8,85 млрд рублей.

Кроме того, Рослесхоз подготовил предложения по внесению изменений в Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2016 года № 1350 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Поправки предусматривают поэтапную (в течение трех лет) индексацию ставок платы в период с 2018 по 2020 годы.

В соответствии с данными Росстата, по итогам 2016 года средняя цена производителей промышленных товаров по номенклатурной группе «Лесоматериалы хвойных пород для распиловки» составляет 2200,15 руб./м3, по группе «Лесоматериалы лиственных пород для распиловки» - 1573,46 руб./м3. А средняя цена леса на корню в прошлом году была на уровне 55,4 руб./м3. В связи с этим в Рослесхозе считают, что ежегодное повышение ставок платы за единицу объема древесины, устанавливаемых государством, на 9,6% к уровню предыдущего года не приведет к значительной потере рентабельности предприятий лесопромышленного комплекса.

Как остроумно заметил ректор ВИПКЛХ Анатолий Петров: «Государство может взять сколько хочет. Главное, чтобы было приятно отдавать».

Иван ЯКУБОВ