В центре внимания

Юкка Хуухтанен: «Интерес финского бизнеса к России не пропадает»

Юкка Хуухтанен

Финляндия – давний постоянный партнер России в сфере лесных отношений. Северные соседи поставляют в нашу страну технологии и оборудование для лесопромышленной отрасли, экспортируют сырье. Наиболее «обжитым» в этом плане является Северо-Западный федеральный округ, но интересы финских бизнесменов простираются все дальше и дальше на восток России. Один из последних шагов в этом направлении – налаживание контактов с предпринимателями Урала, которое стало возможным при содействии Финско-Российской торгово-промышленной палаты (ФРТП).

Финско-Российская торговая палата готова помогать компаниям обеих стран в поиске партнеров. О том, как ведется работа с российскими партнерами, корреспонденту журнала «ЛесПромИнформ» рассказал директор ФРТП по России Юкка Хуухтанен. До прихода в палату он работал в разных шведских компаниях, связанных с лесозаготовкой, и сейчас продолжает следить за новостями в лесной отрасли.

– Господин Хуухтанен, что можно сказать о динамике развития российско-финских отношений в сфере ЛПК за последние пять лет? Как повлияли на ситуацию экономические и геополитические изменения последнего времени?

– Несмотря на сложные процессы, происходящее в мире, интерес финского бизнеса к вашей стране не пропадает. Могу напомнить, что Финляндия всегда закупала лесное сырье в России. Правда, несколько лет назад в отношении некоторых сортов кругляка были введены ограничительные меры, и это сырье больше не вывозится из страны. Но теперь мы можем не импортировать сырье, а экспортировать технологии. Понятно, что Россия хочет развивать собственную лесную отрасль. И наши бизнесмены поставляют оборудование для лесной промышленности, которое используется от лесозаготовки до переработки. Предыдущие годы в этом отношении были провальными, но последние год–два у многих компаний объемы поставок резко растут. Россия продолжает оставаться для многих финских бизнесменов основным партнером. Кроме того, продолжают развиваться компании, которые инвестировали в РФ. Недавно стало известно о грядущем расширении завода UPM в Чудово, на котором производят высококачественную фанеру WISA, а также березовый шпон. Новые проекты пока не обнародованы, но я знаю, что они планируются. Правда, будут ли они реализованы, – другой вопрос.

– Что можно сказать о тенденциях сотрудничества, опираясь на данные 2017 года?

– Я бы не стал делать прогнозы. Хотя надеюсь, что тенденция роста сохранится.

– С 2002 по 2009 год наши страны проводили российско-финляндские лесные саммиты. Будет ли продолжена работа в этом формате?

– Я участвовал в этих саммитах в 2007, 2008 и 2009 годах и выступаю за то, чтобы они возобновились. Однако для этого необходима политическая воля. Саммиты были организованы на уровне премьер-министров наших стран и в свое время влияли на развитие делового сотрудничества наших стран. Например, было принято решение о запрете экспорта круглого леса и росте инвестиций в России. Кроме того, власти РФ объявили курс на развитие технологий глубокой переработки древесины, и финские производители поняли, что именно надо делать, на каких направлениях сосредоточиться, куда инвестировать.

Сейчас, наверное, пришла пора пересмотреть и проанализировать те решения, которые были приняты тогда. Наблюдается повышение активности китайского бизнеса, растут объемы китайских инвестиций. В основном это касается Дальнего Востока и Сибири – не только в лесной отрасли, но в том числе и в ней. И это надо учитывать.

– В октябре прошел очередной Петербургский международный лесопромышленный форум, в работе которого принимали участие финские компании. Там обсуждалась разработка Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года. Какие положения этого документа особенно важны для развития международного сотрудничества?

– Мы внимательно следим за развитием событий. В нашем Союзе лесной промышленности этим занимаются выделенные специалисты. Я уверен, что и финские компании следят за развитием Стратегии-2030. Мы в ФРТП тоже наблюдаем за этим процессом и стараемся найти в положениях этого важного документа новые возможности для финского бизнеса. Одна из наших задач – поиск новых направлений деятельности для финских компаний. Стратегия-2030 определяет главные векторы развития российского леспрома больше чем на десятилетие, и когда мы организуем деловые миссии в регионах России, всегда учитываем положения этого документа, если регион лесной.

Недавно наши представители посетили с деловым визитом Казань, бизнесмены общались с большим числом лесопромышленных компаний. На конец марта 2018 года подобная поездка запланирована в Новосибирскую область, и туда мы тоже пригласим делегацию бизнесменов от лесной отрасли.

И география сотрудничества непрерывно расширяется. В 2017 году мы, например, помогли найти лесной компании новые контакты в Свердловской области. Подробно об этом проекте я говорить пока не могу, он касается поставок оборудования для переработки древесины. Мы помогаем найти новых дистрибьюторов.

– А каков алгоритм действий?

– Мы стараемся отслеживать текущую ситуацию на российском рынке и предлагаем финским компаниям рассмотреть возможности выхода на него. Но в основном мы проводим маркетинговые исследования по запросу определенных компаний, анализируем полученные данные, наблюдаем тенденции рынка. Надо отметить, что торговая палата – это не бизнес-единица, мы не предоставляем никаких посреднических услуг. Мы помогаем найти адекватных потенциальных партнеров, потому что косвенно отвечаем за тех, кого рекомендуем.

Российские компании тоже могут обращаться к нам за поиском финских партнеров, с каждой компанией мы готовы обсудить их потребности. А в большом объеме выполняем запросы российских компаний по поиску определенных видов продукции, услуг, технологий в Финляндии. Подбираем соответствующие финские компании, даем информацию по запросу, сводим представителей за столом переговоров, а затем отпускаем в свободное плавание – с надеждой, что их сотрудничество будет долгим и плодотворным.

Запросы бывают самые разные. Например, нам приходилось искать партнеров для людей, которые хотели научиться в России выращивать клубнику по финским технологиям. Сюда приезжал специалист, и, я надеюсь, скоро нас угостят клубникой первого урожая.

– А есть ли отрасли, которые больше других интересуют финских бизнесменов в России?

– Россия – наш ближайший сосед и одна из крупнейших стран мира. На ее территории проживает 140 млн человек, это 140 млн потенциальных покупателей товаров и услуг. То есть это крупнейший потенциальный рынок для экспорта. Только в Санкт-Петербурге проживает 6 млн потенциальных покупателей, а население Финляндии составляет 5 млн человек. Чтобы быть ближе к потребителю, некоторые компании переносят производство из Финляндии в Россию.

Отмечу также, что Финляндия является для России одним из крупнейших иностранных инвесторов. Наши компании инвестировали в Россию в общей сложности около 12 млрд евро, а наши бизнесмены готовы осваивать российскую глубинку. Возможны инвестиции в новые отрасли не только в Северо-Западном регионе, хотя в силу географической близости именно там сосредоточен основной объем финских капиталовложений. В России недавно обновилось законодательство, которое регулирует деревянное домостроение. Думаю, что у финнов накоплен большой и ценный опыт в этой области, есть талантливые архитекторы, проектировщики, наконец, отработанные технологии, например технологии строительства многоэтажных деревянных домов.

 

– Есть ли у финских компаний заинтересованность и возможности для участия в инфраструктурных проектах в России, к примеру, в строительстве дорог, в том числе лесных?

– Да, наши компании могут участвовать, предоставляя ноу-хау или оборудование. Про лесные дороги мы говорим давно, наши специалисты предлагали российской стороне очень много проектов. В Финляндии дороги и правда хорошие, а плотность лесных дорог раз в пятнадцать выше, чем в России. Дело в том, что в наших странах правила строительства и содержания различаются. Начнем с того, что у вас лесные ресурсы сдаются в аренду. В Финляндии они – чья-то собственность. Арендатору, чтобы построить дороги и ухаживать за ними, нужно финансирование. Подобную модель в России пока до конца не продумали.

Так, как работают в Финляндии, можно работать и в России. Но с учетом особенностей географии и местных условий, например в отдаленных регионах России дороги надо прокладывать на значительные расстояния.

– Может ли ФРТП помочь с обучением специалистов, которые хотят выйти на международный рынок?

– Такого направления в нашей работе нет. В рамках направления Education мы помогаем компаниям, связанным с отраслью образования, осваивать современные методы и технически решения для школ и вузов.

– Больной для нашей страны вопрос – лесопользование и лесовосстановление. Как эти процессы организованы в Финляндии?

– Наилучшим образом. Мы ухаживаем за лесом постоянно, а у вас опять-таки все упирается в арендные отношения. Сейчас в РФ максимальный срок аренды лесного фонда 49 лет. Этого мало, ведь лес в таком возрасте молодой. И получается, что арендатор готовит «второй урожай» не для себя, ведь он уже не успеет им воспользоваться. Поэтому и отношение к лесовосстановлению у него соответствующее. Хотя мне кажется, что тенденции развития лесной отрасли в России в целом правильные и лесовосстановление тоже будет урегулировано законодательно.

– У России и Финляндии есть совместный опыт сохранения систем биоразнообразия – особо охраняемые природные территории и заповедники на границе Российской Федерации и Финляндии. ФРТП их поддерживает?

– В рамках программ приграничного сотрудничества подобная работа велась, наполовину ее финансирование осуществлял Европейский союз, вторую половину вкладывали Россия и Финляндия. Это направление тоже можно развивать, но с подобным запросом к нам пока никто не обращался. А мы готовы общаться, находить точки соприкосновения, быть связующим звеном в самых разных делах и начинаниях.

P. S. Финско-Российская торгово-промышленная палата готова помогать российским компаниям в поиске финских партнеров. Заинтересованные стороны могут оформить на сайте www.svkk.ru письменный запрос, адреса и телефоны сотрудников ФРТП указаны на сайте. «У каждого из нас в обработке три–четыре запроса по самым разным направлениям: от производства детской обуви до технологий в области переработки мусора, – отметила старший советник ФРТП в Санкт-Петербурге Елена Марьина. – Такой запрос сейчас сделало правительство Ленинградской области, и мы готовы помогать всем».

Беседовала Мария АЛЕКСЕЕВА