Производство бруса в России
Зарубежные контракты поддерживают отрасль
Невозможно представить отечественное домостроение без бревна и бруса, хотя в современных экономических условиях наиболее качественная продукция по-прежнему идет за границу. Но именно благодаря устойчивому зарубежному интересу российские заводы держатся на плаву.
Брусом называют массивный пиломатериал толщиной и шириной не менее 100 мм и длиной более 3 м. Самые популярные сечения бруса: 100х100, 100х150, 150х150, 150х200, 160х200, 180х240, 200х200 мм, а также близкие к ним.
Как правило, все несущие конструкции изготавливаются из древесины хвойных пород, но можно встретить обрезной или строганый брус и из древесины лиственных пород. Допускается использование лиственной древесины и для производства клееного бруса.
Брус изготавливают либо из цельных бревен (массива), либо из клееных досок. Самый простой вариант - опиленное по четырем сторонам бревно. Более «продвинутый» - брус с шипами и пазами по всей длине, используемый при сборке конструктивных элементов, обеспечивающих плотное прилегание последних.
Плюсы клееного бруса
Распределение производства пиленого и строганого бруса по древесным породам в РФ в 2010–2016 годы и прогноз на 2017 год, %
Средние розничные цены на разные виды бруса в ноябре 2017 года, руб./м3
Динамика выпуска клееного бруса в России в 2010–2016 годы и прогноз на 2017 год*, тыс. м3
Клееный брус производят большое число предприятий страны, но выпускается он в меньших объемах, чем обрезной. Как правило, у комбинатов, занимающихся выпуском клееного бруса, довольно широкий ассортимент продукции, и обороты первой десятки заводов исчисляются миллиардами рублей. Выручка пополняется в том числе и за счет домостроения.
Среди производителей строганого и пиленого бруса гораздо чаще встречаются небольшие и узкоспециализированные предприятия, так как используемые ими технологии проще, чем технологии предприятий, выпускающих клееный брус. На рынке есть и компании, которые только строгают брус, а больше ничем не занимаются. Подобные компании могут открываться и успешно работать в любом регионе, независимо от насыщения лесными ресурсами. Именно поэтому брус из массива древесины, в отличие от клееного, имеет в России более стабильный спрос. Его популярность обеспечена повсеместной доступностью (он производится, по сути, во всех крупных регионах страны) и низкой ценой.
Зато клееный брус отличается высокими эстетическими и эксплуатационными характеристиками (производители заявляют, что срок эксплуатации домов из клееного бруса может достигать 100 лет), а также пригодностью для самых разных изделий. Разница в цене может быть весьма внушительной. Например, стоимость трехламельного «финского» бруса превосходит стоимость простого обрезного в 4-5 раз.
Схемы склейки, а также нарезки профилей клееного бруса самые разные. По числу досок (ламелей) в брусе чаще всего встречаются пяти- и шестиламельные параллели. В зарубежной продукции можно встретить как простые (двойные), так и более сложные варианты, например многоламельный финский брус Honka Major, который состоит из восьми частей. Этот же производитель выпускает брус, который состоит из шести частей, склеенных таким образом, что ламели из плотной сердцевины дерева оказываются с внешней стороны бруса.
Что касается профилей, то они бывают следующих видов: мелкозубчатая гребенка, широкая гребенка, плоский профиль с двумя шипами и пазом и др. Опытные строители различают профили в том числе и по «национальному» признаку: «русский», «немецкий», а также несколько видов «финского». Отечественные производители выпускают брус разных профилей, в том числе и «финских», ориентируясь на потребительский спрос.
Для того чтобы не рисковать качеством дома, но и не переплачивать, российские потребители заказывают для строительства разные виды бруса - в зависимости от несущей нагрузки. Так, в одном и том же строении могут использоваться как простой обрезной брус, так и клееный профилированный, например для оконных проемов. В результате при подобном комбинировании можно серьезно сэкономить.
Весьма высокую нагрузку могут выдерживать LVL-брус и клееные CLT-панели, но это материалы другой товарной категории, их рыночные характеристики мы рассмотрим в другой статье.
Производство клееного бруса
Распределение объемов производства клееного и массивного бруса в РФ в 2010–2016 годы и прогноз на 2017 год, тыс. м3
Согласно данным официальной статистики, объем производства несущих клееных конструкций в России в течение последних нескольких лет колеблется от 400 тыс. до 600 тыс. м3 в год, хотя эти данные из открытых источников могут быть и заниженными в силу как объективных, так и субъективных причин.
Заметный рост производства клееного бруса наметился в 2012 году, и в течение трех лет объем оставался на уровне более 500 тыс. м3/год. Но в 2015 году спрос не выдержал негативных кризисных явлений и стал снижаться. Производство тоже было вынуждено сократиться: в 2015-2016 годы общий объем выпуска не дотягивал до 400 тыс. м3, и только в конце 2017 года ситуация стала немного лучше.
Производство пиленого и строганого бруса в стране также сокращается, только более плавно. В результате к 2017 году оба сегмента рынка подошли примерно с одинаковыми потерями: минус 33% самого большого объема выпуска, который для клееного бруса наблюдался в 2012 году, а для пиленого и строганого - в 2011 году.
На обрезной и строганый брус приходится более 60% годового выпуска, а доля клееного бруса составляет 38%. Пока тенденции к увеличению доли клееного бруса в общем производстве не наблюдается, но, возможно, это связано с не самым благополучным периодом для производителей. Есть вероятность, что, после того как экономические трудности отступят, российские строители и потребители проявят повышенный интерес к этому типу бруса.
Производители клееного бруса
На российском рынке производителей клееного бруса больше, чем производителей других видов бруса, и гораздо больше крупных комбинатов с широчайшим ассортиментом продукции. Хотя встречаются и небольшие и даже узкоспециализированные заводы. То есть технология производства клееного бруса по плечу как промышленному гиганту, так и новичку рынка. Подавляющее число производителей клееных конструкций занимаются также деревянным домостроением, и чаще всего именно это направление выступает главной движущей силой развития предприятия, а выпуск бруса как раз работает на развитие домостроительного направления.
Производство массивного бруса тоже широко распространено. Список производителей в этом сегменте невелик, потому что невозможно упомянуть все небольшие предприятия, занимающиеся производством пиломатериалов. Кроме того, многие деревообрабатывающие заводы разного масштаба не слишком активно продвигают себя в медиа-пространстве, довольствуясь стабильными контрактами с постоянными заказчиками.
Экспортная активность и цены на клееный брус
Эксперты, анализирующие экспортную активность российских производителей пиломатериалов, отмечают, что с 2009 года сокращается объем экспорта «кругляка», а экспорт пиломатериалов, наоборот, растет. Это результат целенаправленной политики правительства, которое повысило размер экспортных пошлин на необработанную древесину в расчете на то, что экспортеры переориентируются и будут прилагать больше усилий к продвижению за рубеж товаров с высокой добавленной стоимостью. Расчет оправдался, поставки строганых и профилированных пиломатериалов увеличиваются. И значительную долю в них составляет брус - как простой, так и профилированный.
Большой интерес к российской продукции проявляют китайские компании. Из других стран азиатского рынка можно отметить Японию, которая приобретает в России как самую простую строганую продукцию, так и клееные изделия, в том числе редкие (например, кленовый брус) и дорогостоящие. Традиционно высокий спрос сохраняется в государствах СНГ и Таможенного союза: Казахстане, Белоруссии, Узбекистане и др. Крупные комбинаты с большим ассортиментом и высоким уровнем качества успешно покоряют европейский рынок, поставляя брус с разными характеристиками в Германию, Францию, Грецию, Италию, Болгарию, Словакию, Венгрию и другие страны Евросоюза. К числу новых покупателей продукции российских компаний можно отнести Египет, Израиль, Ирак.
На «замершем» отечественном рынке контракты с зарубежными покупателями являются настоящим спасением для российских производителей. И потому в последние годы многие комбинаты резко активизировали общение с потенциальными зарубежными заказчиками: приглашают иностранных гостей на свои производства, участвуют в международных выставках и получают европейские сертификаты качества.
Вера НИКОЛЬСКАЯ,
директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research