Жизнь вносит свои коррективы
Репортаж с парламентских слушаний в Государственной Думе РФ
на тему «Перспективы совершенствования российского лесного законодательства в части привлечения инвестиций
в лесопромышленный комплекс», состоявшихся 20 марта 2008 года
Сегодня лесопромышленный комплекс обеспечивает около 1% производства ВВП и около 4% общего объема производства промышленной продукции в РФ. В последние годы с целью улучшения этой ситуации была проведена большая работа по формированию нормативной правовой базы, направленной на стимулирование инвестиционного процесса в отрасли, в том числе принятие в прошлом году Лесного кодекса РФ, отмена импортных пошлин на ввозимое высокотехнологичное оборудование и экспортных пошлин на всю продукцию переработки древесины, а также принятие графика поэтапного повышения экспортных пошлин на необработанную древесину.
Необходима государственная поддержка
Действующий Лесной кодекс исходит из понятия о лесе не только как об экологической системе, но и как о природном ресурсе. Современное лесное законодательство содержит нормы, направленные на создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, развитие долгосрочных договорных отношений в сфере использования лесов. Привлечение инвестиций в лесопромышленный комплекс зависит от состояния и перспектив развития отрасли, обеспечения законности и правопорядка при осуществлении лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности.
В связи с этим для решения проблемы имеет значение совершенствование законодательства по широкому спектру вопросов. На текущем этапе назрела необходимость принятия конкретных решений по созданию и реализации действенных механизмов частно-государственного партнерства в целях эффективного развития лесного сектора, обеспечения баланса интересов бизнеса, государства и граждан РФ. В частности, должны быть приняты меры, направленные на повышение инвестиционной конкурентоспособности РФ в лесопромышленной сфере. С этой целью требуется разработка мер государственной поддержки реализации крупных инвестиционных проектов. Наибольшее значение имеет привлечение инвестиций инновационной направленности, обеспечивающих структурную и технологическую модернизацию отрасли. О важности стимулирования инвестиционной деятельности в области освоения лесов говорит и тот факт, что в новой редакции Лесного кодекса появилась отдельная статья, посвященная инвестиционной деятельности.
Для развития лесной отрасли требуются инвестиции
Для того чтобы внести и обсудить поправки и предложения в существующую законодательную базу отрасли в целях создания условий для привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс, уточнить нормы законодательства, разработать современные технические регламенты и стандарты, 20 марта 2008 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «Перспективы совершенствования российского лесного законодательства в части привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс».
Слушания открылись докладом Дениса Мантурова, заместителя министра промышленности и энергетики РФ. Он определил главную цель идеологии государственной промышленной политики в лесном комплексе как создание условий для организации в России современных деревообрабатывающих производств и прекращение вывоза за рубеж необработанной древесины. Достижение этой цели возможно посредством комплексного использования механизмов таможенно-тарифного регулирования, грамотной инвестиционной политики, территориального планирования и правоохранительной деятельности. Он назвал и факторы, сдерживающие развитие отрасли: низкий технический уровень производства, недостаточный объем инвестиций в основной капитал, отсутствие во многих регионах России мощностей по глубокой переработке древесины, недостаточное количество лесных дорог круглогодичного действия и некоторые другие.
Отдельно докладчик остановился на постановлении Правительства РФ № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», целью которого является стимулирование привлечения инвестиций в отрасль посредством предоставления определенных преференций со стороны государства. Учитывая особую важность этого постановления, в его разработке принимали участие представители крупнейших лесопромышленных компаний и научных организаций, а также потенциальные инвесторы. Согласно постановлению основанием для включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных является решение органов государственной власти или органов местного самоуправления. Эти органы наделяются полномочиями по отбору проектов, осуществлению контроля за ходом их реализации и по инициированию процедуры исключения проекта из перечня.
В постановлении также предусматриваются льготы для инвесторов, а именно: предоставление лесного участка без проведения аукциона и установление льготного размера арендной платы в размере 50% от ее минимального размера на срок окупаемости проекта.
В докладе была затронута и тема разработки Минпромэнерго Стратегии развития лесного комплекса РФ, рассчитанная на период до 2020 года. Основными направлениями стратегии являются развитие производств по глубокой переработке древесины, комплексное использование древесного сырья, удовлетворение внутреннего рынка лесобумажной продукции и поэтапная интеграция в мировую торговлю лесобумажными продуктами высокой добавленной стоимости.
«Минпромэнерго одобрило пять инвестпроектов лесоперерабатывающих предприятий, которые претендуют на софинансирование инфраструктуры из Инвестиционного фонда и на кредиты Банка развития», - сообщил Д.В. Мантуров. Объем инвестиций в каждый составляет 0,8-2 млрд евро. Крупнейший из проектов (73 млрд рублей) планируется реализовать в Вологодской области: мощность завода составит 6,2 млн м3 древесины и более 1 млн тонн целлюлозы в год. Министерство планирует лоббировать инвестиции после принятия концепции развития лесопромышленного комплекса. Документ будет разработан в Совете по развитию ЛПК и к 1 августа 2008 года поступит в правительство. Совет был создан 18 декабря 2007 года. Его возглавил премьер В.А. Зубков, кроме него в состав совета вошли губернаторы, министры, руководители ЦБК.
Проблемы на местах помогут решить поправки к кодексу
Следующие докладчики внесли свои замечания и предложения о поправках в Лесной кодекс, основанные на практической деятельности в разных регионах РФ, и рассказали о том, как реализуется сегодня на местах пункт закона о привлечении инвестиций, какие при этом возникают проблемы и что хотелось бы улучшить в существующей ситуации.
Так, председатель Комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края Александр Симановский рассказал, что с начала 2008 года на территории края заявки на реализацию приоритетных инвестиционных проектов уже подали четыре предприятия, их них три проекта включены Минпромэнерго в перечень приоритетных. Однако практика правоприменения показала и слабые места в предложенном механизме. Например, нередко возникает ситуация, когда предприятие имеет лесосырьевую базу, предоставленную по аукциону, и намеревается приступить к реализации проекта, который может быть отнесен к приоритетным по объему инвестиций (более 300 млн рублей). Нужно ли расторгать в таком случае уже имеющийся договор с тем, чтобы получить этот же участок в льготную аренду? Законодательство не дает ответа на этот вопрос. Или как быть в случае претендования нескольких предприятий на один и тот же лесосырьевой участок, в чью пользу решить вопрос, избежав при этом обращения в судебные структуры? Еще одна проблема: с учетом того, что между датой подачи заявки и датой включения проекта в перечень приоритетных может пройти от одного до трех месяцев и все это время лесной участок остается «условно зарезервированным», возникает риск возбуждения судебных тяжб в случае необоснованного отказа в выставлении этого участка на аукцион.
Заместитель губернатора Вологодской области Виктор Грачев начал свой доклад с того, что леса составляют главное богатство региона, поэтому структурирование и развитие лесного сектора является стратегическим направлением развития области. Он отметил, что инвестиции - это не цель, а инструмент создания будущего. Будут инвестиции - будет развитие реального сектора, а значит, и экономический подъем. Надо сказать, что Вологодская область относится к числу благополучных, еще в 2004 году начав реализацию концепции развития региона, суть которой - диверсификация экономики. Понимание перспективы развития лесопромышленного комплекса привело область к созданию производственной инфраструктуры за счет бюджетных средств еще до того, как были определены инвесторы будущих производств. В результате только за прошлый год объем инвестиций в обработку древесины, включая иностранные, увеличился почти в два раза, что свидетельствует о повышении заинтересованности бизнеса в дальнейшем развитии производства. В регион стали стремиться инвесторы, реализующие инвестиционные проекты в области освоения лесов, которые могут оцениваться как приоритетные. Благодаря всем этим эффективным мерам сегодня лесопромышленный комплекс Вологодчины занимает лидирующие позиции по таким показателям, как производство ДСП (второе место по России), фанеры (третье место), пиломатериалов (четвертое место), деловой древесины (четвертое место).
Предложения для совершенствования законодательства от Вологодской области заключались в следующем: дополнить Лесной кодекс разделом о строительстве сетей лесных дорог, ввести новый раздел о финансировании лесоустройства в лесах, находящихся в государственной собственности из федерального бюджета, предусмотреть возможность экспортных поставок заготовленной лиственной балансовой древесины с компенсацией уплаченных предприятием вывозных таможенных пошлин за счет федерального бюджета в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов.
От крупной лесопромышленной компании «Союз» слово взял директор по лесозаготовкам Юрий Клочков. Проблемы, волнующие лесопромышленников, во многом пересекаются. Так, известно, что себестоимость заготовки древесины значительно зависит от стоимости древесины на корню. Однако постановление Правительства РФ № 310 от 22.05.07 не регулирует стоимость древесины на корню в зависимости от расстояния от места ее заготовки до железнодорожной станции или места переработки. Получается, что стоимость формируется по принципу: вывозка короткая - стоимость древесины высокая, вывозка длинная - стоимость древесины низкая. Кроме того, актуальна проблема неоднозначного понимания аренды одного и того же участка несколькими арендаторами с различными видами лесопользования. Каждый арендатор при этом независимо от других заключает договор аренды, оформляет проект освоения лесов на свой вид лесопользования. При этом доходит до серьезных конфликтов. Лесное законодательство эти вопросы пока не регулирует, так же как и вопросы о том, кто и за чей счет должен выполнять лесовосстановление на лесных участках по вырубкам, произведенным до передачи этого участка в аренду.
В завершение своего доклада Ю.И. Клочков отметил, что отсутствие лесной инфраструктуры, в частности лесных дорог, не дает возможности полноценно осваивать лесные ресурсы, и внес предложение о долевом участии государства в строительстве лесовозных дорог путем снижения платы за древесину на корню в размере 50% сметной стоимости этих дорог, аргументируя это предложение тем, что таким образом лесной бизнес получит хороший трамплин для развития.
Кроме представителей власти и бизнеса в слушаниях приняли участие и ученые. В частности, выступление Валентины Зозули, кандидата экономических наук, профессора РГТЭУ, в качестве основного предложения содержало введение лесного налога, который с недавнего времени выведен из налоговой системы. В выступлении также прозвучало утверждение, что прописанные в Лесном кодексе статьи по воспроизводству лесного фонда имеют противоречия и на практике малоэффективны. Для решения этого вопроса было предложено создать государственный воспроизводственный фонд и на условиях частно-государственного партнерства профессионально заниматься воспроизводством лесов. Формировать этот фонд предлагалось за счет налоговых средств, а также платежей и сборов за лесопользование и некоторых других поступлений, например государственных и частных инвестиций.
Нужны грамотные люди и персональная ответственность
Депутат Госдумы от фракции КПРФ Н.В. Коломийцев хотел услышать, почему вдоль границы РФ с Китаем построены и работают больше 30 деревоперерабатывающих заводов, а в России, по его утверждению, идет хищническое истребление леса. Депутат также задал вопрос, почему в лесном законодательстве нет пунктов, регламентирующих строительство заводов, производящих готовые изделия из дерева, а не кругляк, на нашей территории. Основная беда, как он считает, в отсутствии грамотных кадров из-за того, что утеряна связь поколений, а также потому, что для того, чтобы стать опытным эффективным управленцем, недостаточно окончить учебное заведение по этой специальности. В этой работе важен опыт. Нет персональной ответственности, а значит, никто ни за что не отвечает. При таком положении вещей массовый приток инвестиций весьма сомнителен. Н.В. Коломийцевым были внесены следующие предложения: сделать один ответственный орган, который должен отвечать только за лесопромышленный комплекс; обратить внимание на то, что не надо ждать инвестиций из-за рубежа, а надо переориентировать банковские структуры на кредитование лесной промышленности. Сегодня положение с кредитами очень сложное, получить кредит даже на пять лет неимоверно сложно, не говоря уже о кредитовании на более длительные сроки.
От Группы «Илим» выступил Дмитрий Чуйко, директор по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления. Поскольку регламент всех выступлений был достаточно жестким (не более 7 мин.), он привел лишь тезисы своего доклада. Этап коренного реформирования всех отношений РФ уже принес свои очевидные позитивные плоды. Однако существует часть и неотрегулированных ситуаций, создающихся в процессе реализации инвестиционных проектов. Это касается в первую очередь периода их рассмотрения, который в зависимости от региона колеблется от пяти (Красноярский край) до 37 (Архангельская область) рабочих дней. Учитывая то, что уже сейчас существуют более 180 заявок на реализацию инвестиционных проектов, а за три месяца работы лишь 7 из 180 проектов были включены в перечень приоритетных, с этим надо срочно что-то решать.
Кроме того, не определен порядок согласования в случае, когда перерабатывающие мощности инвестиционного проекта находятся в одном субъекте Федерации, а сырьевая база захватывает участок соседнего субъекта. Очевидно, что руководитель субъекта Федерации, на котором расположен участок, откажет в реализации этого инвестиционного проекта, поскольку при этом он понесет реальные убытки. Для создания полноценных и масштабных перерабатывающих мощностей необходимо решить этот вопрос в кратчайшие сроки.
Не определены и критерии, по которым следует делать выбор в случае, если на один участок претендуют два и более инвесторов. Кому отдать предпочтение: тому, кто обратился раньше, у кого выше экономический эффект, у кого более технологичная обработка или выше объем инвестиций? Существующее законодательство дает возможность разной трактовки положений в зависимости от субъекта Федерации, а такого быть не должно. Всего от Группы «Илим» были предложены 25 поправок.
На парламентских слушаниях были затронуты самые разнообразные проблемы лесного комплекса, причем не только прямо относящиеся к инвестированию, в частности вопросы страхования в области лесных отношений как одного из возможных направлений проведения экологической политики; восстановления структуры лесничих как эффективной меры сохранения правопорядка в лесных хозяйствах; низкой рентабельности лесопромышленного комплекса (проект в $2 млрд окупается 15 лет); угроза потенциальной нехватки лесного фонда в ходе активной реализации инвестиционных проектов и т. д.
Итог слушаний подвел руководитель Федерального агентства лесного хозяйства В.П. Рощупкин. Он дал краткие комментарии по всем предложенным дополнениям и рекомендациям к Лесному кодексу и отметил, что инвестиции должны решить основную задачу лесопромышленного комплекса - формирование хозяйственного отношения к лесу, ответственности за лесопользование в масштабах всей страны. Сегодня вся лесная промышленная политика базируется на одном постановлении Правительства РФ о приоритетных инвестиционных проектах, среди условий этих проектов цена (300 млн рублей), а одним из приоритетов является предоставление участков под реализацию проектов без проведения аукциона. Судя по тому, что в течение короткого времени промышленниками были предоставлены более 180 заявок, этих критериев недостаточно.
Государство должно дополнительно определить, какие производства необходимо развивать в первую очередь, в каком объеме. И вопрос инвестиционной привлекательности, видимо, должен стоять по-другому, нужно сделать акцент на производстве импортозамещающей продукции. Вот что должно стать приоритетом во вложении инвестиций. Оценить потребность в лесных ресурсах, планировать необходимое количество тех или иных производств - одна из важнейших задач, которую должно решать новое лесное законодательство.
Регина БУДАРИНА
Валерий Сайковский: «Лесопромышленный комплекс сегодня как никогда нуждается в стабильности»
Конфедерация ассоциаций и союзов лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности приняла участие в парламентских слушаниях по вопросам совершенствования законодательства. Ее представляли президент В.А. Сайковский и представитель НП «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Тверской области» Р.Л. Лебедев. По результатам слушаний свое мнение высказал В.А. Сайковский.
С учетом состоявшегося публичного обсуждения участники парламентских слушаний рекомендовали Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ учесть высказанные замечания и предложения по вопросам совершенствования законодательства в части привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс. В частности, рекомендовано разработать современные технические регламенты и стандарты в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности; выработать единые, признанные на международном уровне понятия и определения в сфере незаконной заготовки и оборота древесины; конкретизировать, уточнить нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, устанавливающие ответственность за хищение, уничтожение и повреждение имущества, контрабанду в целях применения их к противоправным действиям, связанным с незаконной заготовкой и экспортом лесных ресурсов; внести изменения в лесное законодательство в части создания на территории РФ системы обмера и учета заготовленной древесины, установления требований по составлению лицами, осуществляющими переработку древесины, баланса приобретенной и переработанной древесины.
Правительству РФ предложено разработать и утвердить типовое инвестиционное соглашение о реализации проектов создания производственных мощностей по глубокой переработке древесины, предусматривающее стимулирование инвестора в рамках заключаемых инвестиционных соглашений (создание инфраструктуры, налоговые льготы и т. д.); внести изменения в нормативно-правовые акты по таможенно-тарифному регулированию.
Конфедерация выразила свою активную позицию в вопросе сохранения системы управления лесами. Лесопромышленный комплекс сегодня как никогда нуждается в стабильности, последовательности предпринимаемых шагов, сохранении преемственности. Не революционные преобразования, а планомерная, ежедневная грамотная работа, задействование ресурсов и потенциала сложившейся системы позволят решить такие стоящие перед отраслью проблемы, как незаконная вырубка леса, низкая конкурентоспособность продукции, техническая и технологическая отсталость, серьезная изношенность основных фондов, ограниченность использования привлекаемых финансовых ресурсов, низкая инвестиционная привлекательность предприятий. Необходимо развитие и совершенствование работы структур управления лесами. Государство, с точки зрения членов конфедерации, должно взять на себя основную часть решения этой проблемы, усовершенствовать законодательную и нормативную базы.
Также конфедерация считает одним из важных вопросов, требующих решения в системе государственного регулирования использования лесов, создание в России национальной системы лесной сертификации и обеспечение ее международного признания, а также содействие признанию российской добровольной лесной сертификации на международном уровне.
Также важно осуществить меры по совершенствованию противодействия незаконным заготовкам и обороту древесины, рассмотрев целесообразность внедрения требований по осуществлению обмера, учета и транспортировки заготовленной древесины, учету приобретенной и переработанной древесины юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, связанную с переработкой древесины.
По мнению выступавших членов конфедерации, назрела необходимость принятия конкретных решений по созданию и реализации действенных механизмов частно-государственного партнерства в целях эффективного развития лесного сектора, обеспечения баланса интересов бизнеса, государства и граждан РФ. Наибольшее значение имеют для развития лесного сектора инвестиции инновационной направленности, обеспечивающие структурную и технологическую модернизацию отрасли.