Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Пора навести порядок в лесу

Николай Липатников

Вятская торгово-промышленная палата существует ровно четверть века – 1 марта 2018 года она отметила 25-летнюю годовщину со дня учреждения. Все эти годы большое внимание объединение кировских предпринимателей уделяет проблемам лесного сектора. Это и не удивительно – регион входит в десятку самых лесистых субъектов Российской Федерации.

О том, какие проблемы решают эксперты негосударственной некоммерческой организации в тесном взаимодействии с федеральными и региональными властями, корреспонденту журнала «ЛесПромИнформ» рассказал президент Союза «Вятская торгово-промышленная палата» Николай Липатников.

– Николай Михайлович, с чего начиналась история вашей организации?

– В начале 1990-х годов и Россия в целом, и Кировская область в частности оказались в очень сложной ситуации. Старые законы уже не работали, новых еще не было. Неразбериха полная, поэтому при создании Вятской торгово-промышленной палаты мы поставили перед собой задачу помочь предприятиям сориентироваться в тех сложнейших условиях.

Вместе с тем для предприятий открывались новые возможности – в том числе выход на внешние рынки. И, конечно, такие вопросы, как поиск надежных партнеров, разработка логистичеcких схем, оформление таможенных деклараций, составление внешнеторговых контрактов для многих ЛПХ стояли очень остро. Вятская ТПП пришла на помощь: мы открыли отделы по ВЭД, по таможенному оформлению, помогали готовить специалистов по этим направлениям в нашем учебно-деловом центре…

Неожиданным для многих оказался тот факт, что значительная часть продукции переработки древесины (и в первую очередь пиломатериалы), производимой бывшими советскими предприятиями, оказалась неконкурентоспособна, так как не соответствовала требованиям западного покупателя. Вятская ТПП начала активно приглашать в регион зарубежных производителей лесоперерабатывающего и лесозаготовительного оборудования для того, чтобы предприятия могли обновить свою техническую базу.

Встречи проводились у нас в рамках созданного комитета по промышленному лесопользованию, деревообрабатывающей промышленности. Он, кстати, активно действует и по сей день. Немало было организовано деловых миссий к зарубежным партнерам, участие в которых принимали все ведущие ЛПХ Кировской области.

– Вероятно, вашим экспертам пришлось заниматься и вопросами лесного хозяйствования?

– Они выходят на передний план, потому что лес – только на словах «наше богатство». На деле этот ресурс и по настоящий день, к сожалению, используется не слишком эффективно. Отрадно, что в последние годы предпринимаются серьезные шаги к исправлению ситуации. Конечно, с самого начала мы задавались вопросом: «Почему, живя, по сути, в лесу (а 63% территории области покрыто лесом), мы так мало от него получаем?». Расчетная лесосека в Кировской области сейчас составляет около 17 млн м3 в год, а вырубка – менее 80% этого объема. И мы постепенно пришли к выводу о необходимости строить работу на системной основе, постоянно анализировать ситуацию. Сегодня важно, во-первых, эффективное лесопользование, а во-вторых, сохранение природных ресурсов.

– Назовите, пожалуйста, наиболее острые проблемы, стоящие перед ЛПК области.

– Лесосека Кировской области имеет свои особенности. Хвойных пород менее 50%, при этом велик объем низкосортной древесины – осиновые и березовые балансы, технологические дрова и так далее. Все это очень сложно реализовать в другие регионы вследствие высоких тарифов на транспортировку, а собственных мощностей для переработки «низкосортки» у нас, увы, совершенно недостаточно.

Еще одна проблема, которую несколько лет назад озвучили нам лесники при одном из посещений северных районов (а вообще мы регулярно бываем на своих территориях), – это тотальная и циничная спекуляция лесом. Значительные по размерам лесные участки были переданы определенным компаниям по непрозрачным схемам и по льготным ценам – до нескольких десятков рублей за кубический метр на корню. А потом обнаружилось, что эти структуры, «не заходя в лес», перепродавали в районах ту же древесину по 400–450 рублей малому и среднему бизнесу, не имеющему доступа к лесным ресурсам. Вопрос для многих лесозаготовителей стоит достаточно остро, но нужно отдать должное новому руководству области – оно активно занимается поиском решения в этом направлении.

Важная тема, которая весьма активно обсуждается и на федеральном уровне, – это введение конкурсного распределения лесных участков, что позволит передать участок на определенных условиях, например, при наличии собственных производственных мощностей и выплаты легальной заработной платы. Мы считаем этот подход верным, поскольку он позволит малому и среднему бизнесу получить доступ к лесным ресурсам.

В последние годы неоднократно поднимался вопрос о проблемах транспортировки лесопродукции железнодорожным транспортом как в пределах РФ, так и за рубеж. Проведенная реформа создала определенные сложности в ситуации с железнодорожными грузоперевозками. Реальной конкуренции между частными операторами, которая привела бы к снижению стоимости аренды подвижного состава для нужд лесопользователей, не получилось. Этот факт я довел до Владимира Путина, в ту пору премьер-министра РФ. Я просил, чтобы государство не устранялось полностью от предоставления аренды железнодорожных полувагонов. Наши аргументы были приняты, значительная часть вагонов была оставлена в распоряжении АО «РЖД». Это позволило существенно снизить негативное последствие от сложившейся неразберихи, а лесникам – стабильно продолжать вести отгрузки.

В конце прошлого года ситуация с нехваткой вагонов опять обострилась: наши лесники вновь столкнулись с проблемой отгрузки. Федеральная грузовая компания лишилась нескольких десятков тысяч полувагонов и не могла оказывать услуги в прежнем объеме. Частные же операторы либо отказывались предоставлять вагоны для транспортировки в определенных направлениях, либо требовали двойную оплату, что делало отгрузку лесоматериалов экономически нецелесообразной.

– Какую поддержку оказывают сейчас лесному бизнесу власти региона?

– Новое правительство области начало предпринимать активные шаги для того, чтобы упорядочить, нормализовать ситуацию в сфере лесного хозяйства. Разрабатываются новые законы, хотя не могу не отметить, что в них имеются определенные недостатки в части правоприменительного механизма. Например, в конце 2016 года было принято решение об организации пунктов приема и переработки древесины на территории Кировской области. Мы изучили проект этого документа и отметили проблему, в частности, обратили внимание властей на то, что формы отчетности компаний перед проверяющими и контролирующими органами чрезмерно громоздки и усложнены и эти отчеты нужно сдавать в бумажном виде. На территории региона насчитывается более 1500 точек отгрузки сырья. Формирование их отчетности в бумажном виде – это огромный объем работы, а у малого бизнеса просто нет для этого рабочих рук. К нам прислушались: отчетность переведена в электронный формат, а вместо ежемесячных отчетов введены ежеквартальные. Конечно, и сегодня еще не все отлажено, но очень важно, что мы ведем продуктивный диалог с властями.

– Какую помощь ваши эксперты могут оказывать при реализации приоритетных инвестиционных проектов в сфере ЛПК?

– Сейчас в области реализуются восемь приоритетных инвестиционных проектов федерального уровня, в их числе новое производство фанеры, бруса, деревянных домов. В ходе их реализации предприятия обращались в Вятскую ТПП, например, за помощью в проведении технической экспертизы приобретаемого оборудования. Наши специалисты участвовали в подготовке материалов отчетности по проектам для правительства области. Мы также оказываем бизнесу помощь в поиске партнеров, например, по сбыту продукции, помогаем в подготовке кадров (в том числе на базе своего учебно-делового центра), распространяем лучшие мировые практики, рассказывая о них в нашем деловом журнале «Меркурий».

– Насколько необходимо бизнесу сотрудничество с муниципалитетами? Какую роль играют органы власти на местах?

– Безусловно, роль муниципальной власти на местах в развитии малого бизнеса чрезвычайно важна. Здесь многое зависит от личности руководителей в этих районах. Там, где они активные, и бизнес развивается: предпринимателям помогают подобрать участки под строительство лесоперерабатывающих производств, оказывают новым предприятиям содействие в обеспечении рабочей силы, в преодолении бюрократических барьеров…

– Насколько проблемы ЛПК Кировской области типичны для страны в целом? Можете ли вы назвать ситуации, когда необходимо изменение законодательства на федеральном уровне?

– Один из самых ярких примеров – работа надзорных органов. Иногда доходит до абсурда: проверяют, к примеру, сотрудники МЧС в леспромхозе наличие оборудования для тушения лесных пожаров и фиксируют отсутствие двуручной пилы в инвентаре. Штраф – 150 тыс. руб. В леспромхозе имеются современные импортные средства пожаротушения, техника, ранцевые огнетушители, а их наказывают за отсутствие примитивной пилы. Немало времени нам потребовалось, чтобы изменить эту ситуацию.

Актуальный вопрос – перезаключение прекращающих свое действие срочных договоров аренды лесных участков без торгов. Процедура определена статьей 74 Лесного кодекса, однако описана там весьма размыто. В частности, непонятно, что считать «неоднократным нарушением условий договоров аренды», вследствие чего арендатор лишается права на перезаключение договора без торгов. Сегодня в целом по России вряд ли найдется лесозаготовительная организация – арендатор лесного участка, который бы ни разу не подвергался взысканиям, в том числе и административного характера (иногда по крайне формальным поводам). В 2018 году у более чем 70 предприятий малого и среднего бизнеса в Кировской области закончатся 10-летние договоры аренды, и то, каким будет правоприменение в их отношении – по «букве» или по «духу» закона – волнует многих. По этому поводу мы обратились в правительство Кировской области, ведем системные консультации с прокуратурой. Нам крайне важна позиция Рослесхоза, вполне допускаем тот факт, что необходимо будет в оперативном порядке вносить поправки в 74 статью Лесного кодекса.

Отдельная эпопея – это так называемая борьба с вредителями леса. Около 10 лет назад в Кировской области и в ряде других регионов был введен карантин по жуку монохамусу. В свое время мы пытались доказать (в том числе и в суде) неправомерность введения данной меры, поскольку она ничем не обоснована: насекомое жило в наших лесах и 100, и 200 лет назад – и никакого роста его популяции не было зафиксировано. К сожалению, к нашим доводам не прислушались. На деле борьба с данным вредителем сведена к тому, что лесников заставляют оплачивать экспертные заключения для получения сертификатов, – при том, что первоначально сотрудники подведомственного Россельхознадзору учреждения даже не выезжали на осмотр отгружаемой продукции. Это дополнительные высокие затраты для предприятий. Возмущает лесников и тот факт, что приходится приобретать сертификат при транспортировке продукции в соседние регионы, где также установлен фитосанитарный карантин по монохамусу. При всем том десятки миллионов рублей, собранные с вятских лесников, идут не на борьбу с жуками в наших лесах, а на счет «головного» учреждения в Подмосковье. Но сколько бы мы эту тему ни поднимали на разных уровнях – воз и ныне там.

– Что можно сказать об экологический ситуации в лесах Кировской области?

– Безусловно, серьезную озабоченность вызывает наличие в лесах и особенно вблизи населенных пунктов мусорных свалок. К сожалению, средств на их ликвидацию выделяется мало, а борьба с нарушителями ведется весьма неактивно. Здесь важно экологическое воспитание молодежи, подрастающего поколения. Кстати, Вятская ТПП регулярно реализует проекты социальной направленности, в том числе и для юного поколения. В прошлом году, например, мы организовали фотовыставку «Времена года на Вятке», при личной поддержке главы Кировской области Игоря Васильева и провели областной конкурс мобильной фотографии «Вятка – родина моя». Уверен, что победители и участники этих проектов увидели свой край немножко с другой стороны и теперь не станут бросать мусор в речку или оставлять его в лесу. Что же касается древесных отходов, то здесь ситуация тоже начинает меняться. На сегодня в регионе запущено немало производств по их переработке, в том числе в топливные гранулы или пеллеты.

– Завершается подготовка Стратегии развития лесопромышленного комплекса России до 2030 года. Вы готовы принять участие в обсуждении этого документа?

– Мы слышали, что такой документ разрабатывается, но вниманию экспертного сообщества нашего региона он пока не был представлен. Хочу отметить, что в правительстве Российской Федерации и Государственной думе сложилась так называемая практика оценки регулирующего воздействия. Важные документы отправляются для предварительной оценки и рассмотрения представителями бизнеса, общества, экспертами. И это очень важная работа – чтобы не принимать дурных документов.

Беседовала Мария АЛЕКСЕЕВА

Другие статьи рубрики Регион номера: Кировская область

Новая концепция позволит повысить эффективность ЛПК
Инвестпроекты ЛПК Кировской области: к всеобщей выгоде
Фанера для танкеров
Информацию о лесном пожаре – через смартфон
Список предприятий ЛПК Кировской области

Кировская область – регион сбалансированной экономики
Пора клонировать леса
Льготы – не на пользу
Наиболее значимые предприятия ЛПК Кировской области

Край, где течет река Вятка
Кластеры лесного развития
Надо работать по Лесному кодексу, а не обсуждать его

Обзоры ЛПК регионов России