Экспорт леса
Счетная палата выявила многочисленные нарушения
Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела отчет о результатах проверки таможенного контроля и тарифного регулирования и сбора таможенных платежей при экспорте леса в 2015–2017 годах. Результаты проверки неутешительны.
Если обобщить заявления экспертов СП, то таможенное оформление экспортируемого леса осуществляется с массой нарушений, система ЕГАИС работает неэффективно, идентификация лесоматериалов фактически не ведется, а бюджет теряет значительные суммы.
Экспорт кругляка почти не снизился
Объектами проверки Счетной палаты стали Федеральная таможенная служба, Иркутская таможня Сибирского таможенного управления, Карельская таможня Северо-Западного таможенного управления и Минэкономразвития России.
По словам аудитора Счетной палаты Сергея Штогрина, проверка показала, что экспорт российских необработанных лесоматериалов, используемых в странах-импортерах как сырье для производства готовой продукции, по-прежнему продолжается в значительных объемах.
«В 2017 году доля экспорта обработанных лесоматериалов по отношению к необработанным по сравнению с уровнем 2015 года (48,5%) выросла незначительно и составила 53,2%», – заявил эксперт в ходе своего выступления на Коллегии.
Код, да не тот
В связи с решениями Совета Евразийской экономической комиссии об изменении кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) федеральные органы исполнительной власти должны были обеспечить внесение соответствующих изменений в постановления Правительства РФ. Однако до 20 марта 2018 года актуализация кодов не была осуществлена, что привело к многочисленным нарушениям таможенного законодательства.
Так, в двух таможнях осуществлялось оформление экспортируемых товаров по 44 кодам, не действующим с 1 января 2017 г. За 2017 год в ходе выборочной проверки было установлено 398 случаев неправильной классификации товаров.
В большинстве таможен осуществлялось таможенное оформление по кодам ТН ВЭД ЕАЭС, а взимание экспортных пошлин – в размерах, установленных постановлением 2013 года, не содержащим данные коды. Общая сумма вывозной таможенной пошлины в отношении указанной категории оформленных товаров составила 12,8 млрд руб.
Бюджетные потери
Так, из 208 деклараций на товары, оформленных в период 2015–2017 гг., по 24 декларациям вывозная таможенная пошлина была взыскана в размере 3,2 млн руб., а по 184 – не взыскана в размере 31,8 млн руб.
По данным проверяющих, товары, оформленные в Иркутской таможне по 307 декларациям, не соответствовали товарам, поименованным в 3 лицензиях, выданных Минпромторгом России. В итоге в федеральный бюджет недопоступило 154,7 млн руб.
Сумма невозвращенной валютной выручки по экспортным контрактам на вывоз леса и лесоматериалов с 2015 года по 2017 год увеличилась в 3 раза и составила 7,8 млрд. руб.
«Анализ экспорта лесоматериалов показал отсутствие единого подхода со стороны таможенных органов при осуществлении контроля таможенной стоимости экспортируемых лесоматериалов, что в свою очередь может влиять на полноту уплаты таможенных платежей», – говорится в заявлении СП.
О чем молчит ЕГАИС
В ходе проверки были также выявлены проблемные вопросы, связанные с использованием таможенными органами системы ЕГАИС, в том числе: отсутствие взаимодействия информационных систем ФТС России и ЕГАИС, отсутствие при декларировании древесины возможности при помощи портала ЕГАИС отслеживать объемы движения древесины применительно к объемам, указанным во внешнеторговом контракте.
Кроме того, в ЕГАИС отсутствуют сведения о сроках исполнения контрактов, но при этом отражается информация о заключенных «рамочных» контрактах, которые невозможно идентифицировать с конкретной товарной партией.
Таким образом, проверка показала невозможность обеспечения таможенными органами контроля источников происхождения экспортируемого леса на основании сведений, содержащихся в ЕГАИС.
Недостаток приборов и подготовки
Кроме того, согласно выводам проверяющих, в таможенных органах отсутствуют современные приборы, позволяющие эффективно и быстро производить идентификацию лесоматериалов. Портативные приборы идентификации лесоматериалов лиственных и хвойных пород древесины (ППИ «Кедр» и «Кедр-М») при таможенных досмотрах на таможенных постах зачастую не применялись, в том числе по причине отсутствия у должностных лиц таможенных органов специальной подготовки для организации работы с прибором.
«Выявлены существенные технические недостатки указанных приборов, а их применение характеризуется низкой степенью эффективности», – говорится в официальном сообщении Счетной палаты. Информация о неутешительных результатах проверки, согласно решению Коллегии, направлена в Правительство РФ и Минфин, соответствующие представления – в Федеральную таможенную службу и Карельскую таможню, и обращение – в Генпрокуратуру и Федеральную службу безопасности.
По материалам Счетной палаты Российской Федерации