Проблему с лесным образованием решить можно
В рамках проекта «Сценарии развития лесного комплекса России до 2015 года» рабочей группой экспертов из представителей федеральной и региональной структур власти, российских и транснациональных корпораций, банков, науки, отраслевых ассоциаций и союзов проведен мониторинг развития лесного комплекса России в 2004-2007 годах, в том числе целлюлозно-бумажной промышленности и производства плитных материалов. Проанализированы изменения, происходящие на внутреннем рынке страны, выявлены и сформулированы девять ключевых проблем, препятствующих развитию отрасли. Второй из них является неэффективная система подготовки квалифицированных кадров, отсутствие механизма развития науки и инновационного процесса.
- Владимир Аркадьевич, что же делать? Можно ли решить эту проблему, оправданы ли вложения государственных средств в такое количество лесных школ? Как совершенствовать образовательный процесс?
- Вы правы, выпускников много. А в отрасли остаются буквально единицы. Чтобы выпускник, закончивший лесотехнический колледж или вуз, стал высококвалифицированным специалистом, необходимо как минимум лет пять отработать на производстве. А это уже проблема. Даже те, кто приходит в отрасль, очень часто через некоторое время ее покидают. Ротация идет постоянная. Мы считаем, что у факультетов и центров повышения квалификации, переподготовки кадров хорошее будущее, они востребованы. Внимание к проблемам лесного комплекса растет. Кадры нужны будут всегда. А та двухуровневая система, на которую переходят сейчас вузы, готовит студентов по стандартным базовым программам. В ближайшей перспективе это наши слушатели. Государство в этом случае обязанности по подготовке высококвалифицированных кадров перекладывает на само предприятие. Приходит бакалавр на предприятие, фактически это выпускник техникума, и, чтобы полностью адаптировать его к работе, руководство должно принять решение о дальнейшем обучении молодого специалиста. И здесь нужна наша деятельность, это уже наша прерогатива.
- В чем же отличие ваших программ? Почему нельзя сразу же учиться по ним?
- Вузы - это достаточно инерционная система, которая не может быстро реагировать на все время изменяющиеся нужды промышленности или какой-то отрасли. У нас такая возможность есть, мы более мобильны. Мы можем привлекать любых специалистов, где бы они ни работали: в учебных заведениях, на производстве или в государственных структурах. Мы их приглашаем. В данной ситуации роль центров повышения квалификации будет возрастать. Требования к ним будут предъявляться более высокие. Потому что предприятие тратит свои деньги. И оно должно понимать, за что платит. Это накладывает большую ответственность, и мы делаем все возможное для того, чтобы готовить специалистов, которые нужны именно сейчас.
- Почему вы можете быть мобильными, а высшие учебные заведения нет?
- Задача вуза и не состоит в том, чтобы научить специалиста на всю оставшуюся жизнь. Повышение квалификации должно быть запланировано из расчета раз в два-три года. Нужны более укороченные программы, адаптированные к сегодняшнему дню. Необходимо иметь постоянную возможность выехать на предприятие. Мы с удовольствием идем навстречу в тех случаях, когда на одном предприятии набирается целая группа. Наши специалисты выезжают и проводят занятия прямо на производстве. Люди учатся и повышают квалификацию непосредственно на своем рабочем месте. Такой вариант предусмотрен в договоре и дает хорошие результаты.
- Научно-производственная база, где проводится обучение, постоянная?
- С ней связана большая работа. Фактически все наши сотрудники заняты поиском, установлением необходимых связей и контактов с предприятиями. Где-то 80% всех средств и трудозатрат идут именно на то, чтобы согласовать планы, собрать группы и организовать процедуру обучения. А в остальном процесс уже отработан. Летом у нас обучались специалисты по садово-парковому строительству. Практику они проходили на конкретном предприятии бесплатно. С данным предприятием у нас есть взаимопонимание и определенные договорные обязательства. Мы стараемся, чтобы учеба проходила без отрыва от производства.
- Людмила Васильевна, какие программы наиболее востребованы, существует ли какое-либо планирование численности обучающихся, сроков набора групп?
- За последние годы мы разработали более 40 новых программ. Это то, что мы предлагаем, с чем выходим на рынок образовательных услуг. Актуальными сегодня являются темы по новому лесному законодательству, лесной сертификации и лесоуправлению. Пользуются популярностью «Экспертная оценка лесоматериалов, пиломатериалов по количеству и качеству», «Производство клееных древесных материалов». Очень востребована интересная программа «Конструирование, технология и дизайн корпусной и мягкой мебели». Она составлена совместно с Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией им. А.Л. Штиглица (бывшее Мухинское училище). Интересны учебные планы с применением компьютерных программ, как, например, для деревянного домостроения Cadwork, «Проектирование автоматизированных систем управления на малых и средних предприятиях». По заказу одного из предприятий Ленинградской области была разработана программа «Промышленная безопасность и охрана труда на предприятиях лесопромышленного комплекса. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Из старых традиционных программ все так же нужны «Лесоинженерное дело», «Технология деревообработки», «Садово-парковое и ландшафтное строительство».
Сейчас совместно с крупнейшей компанией - Группой «Илим» - мы согласованно работаем над комплексом интересующих их программ, по которым сотрудники этой большой структуры также будут проходить обучение.
- Но у них же создан свой внутрикорпоративный обучающий центр?
- Для решения кадровых проблем совместные усилия образовательных учреждений и промышленных предприятий могут быть гораздо эффективнее. Понятно, что отрыв людей от производства создает определенные сложности. Мы говорим, что готовы приехать на предприятие. Но если обучение проводится здесь, в Центре повышения квалификации академии, то группы набираются небольшие, чем обеспечивается индивидуальный подход к каждому слушателю. Результаты получаются очень хорошие. В один месяц обучается до восьми групп. За год в среднем проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку до 300 человек. Причем менее всего приезжих из Ленинградской области. Запросы и заявки поступают из различных регионов страны, даже с Дальнего Востока и из Хабаровского края. Связи часто постоянные. Отучившиеся у нас руководители посылают в дальнейшем и своих специалистов, что говорит о многом.
- Расскажите, пожалуйста, о существующих формах обучения.
- Краткосрочное повышение квалификации предусматривает систематизацию и обновление профессиональных знаний по одной из выбранных программ. Срок обучения - от 10 рабочих дней. По окончании выдается удостоверение государственного образца. Для лиц с непрофильным высшим или средним профессиональным образованием, работающих в отрасли и нуждающихся в профессиональных знаниях, факультет предлагает профессиональную переподготовку по всем специальностям академии с получением диплома государственного образца, дающего право работать в этой сфере. Очень удобно заочное обучение. Оно длится 1,5 года, слушатели приезжают на сессии, проживают в благоустроенном общежитии. По окончании пишут дипломную работу.
- Показателем любой деятельности является прибыль. Владимир Аркадьевич, что можно сказать по этому поводу? Прибыльна ли деятельность вашего центра? Имеются ли у вас проблемы и какие?
- Из года в год рост прибыли, хоть и небольшой, но есть. Мы являемся структурным подразделением Лесной бизнес-школы, объединяющей все подразделения Лесотехнической академии, работающие на коммерческой основе. В итоге мы все являемся сотрудниками ЛТА. Проблемы, как и у всех, есть. Как же без них?! Основная, конечно же, по материальной базе. Несмотря на то что деньги мы зарабатываем, и не маленькие, создание необходимой нам хорошей учебно-технической базы тормозится организационными и государственными законами. Связано это с проведением аукционов на покупки каких-либо материальных ценностей и услуг. Надо срочно что-то купить, а мы не можем, так как необходимо ждать, пока соберутся сведения по всей академии. Ждем, кто выиграет аукцион, кто предложит самое дешевое (не значит, что лучшее), в результате выясняется, что купленное вовсе не подходит. То же самое и с ремонтом.
Но все-таки вернемся к общегосударственной проблеме. Главная проблема связана с «тормозом» в головах людей, в том числе и руководителей. Не все еще прониклись тем, что для того, чтобы зарабатывать деньги, нужны высококвалифицированные кадры. Сегодня лесной комплекс находится не в лучшем состоянии. И прибыль всех предприятий - в прямой зависимости от данного фактора.