Лесной хай-тек: разворот от сырьевой модели к технологической
Экологичность и технологизация стали центральными темами обсуждения на секции Петербургского экономического форума (ПМЭФ), посвященной российскому леспрому. В Минпромторге России считают, что в условиях биоэкономики необходимо уходить от традиционного акцента на наличие большого запаса ресурсов и переходить на принцип их эффективного и рационального использования.
«России следует продолжать развитие технологий глубокой переработки древесины, развивая химический сектор экономики, строя ЦБК, а также грамотно использовать вторичное сырье. Основные принципы этого движения вперед заложены в Стратегии развития лесной промышленности до 2030 года, которая сейчас рассматривается правительством РФ. Согласно документу, ключевые показатели отрасли должны вырасти относительно сегодняшних почти в два раза», – заявил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
Глава Минпромторга России добавил, что Стратегия, разработанная совместно с бизнесом, полностью отвечает тем вызовам, перед которыми сегодня оказался лесной сектор России. Причем речь идет не только о внутреннем рынке, но и об экспорте.
«Нам удалось во главе с Минпромторгом России создать полноценную Стратегию развития лесной промышленности. Этот документ должен стать базой на длительный период. Хочу напомнить, что наша отрасль сложная и, разумеется, в ней есть свои проблемы, но мы видим, что условия для движения вперед на рынке впервые за долгие годы благоприятные», – отметил председатель совета директоров АО «Группа „Илим“» Захар Смушкин.
По данным Минпромторга России, объем поставок продукции ЛПК внешним потребителям уже превышает $11 млрд, а к 2024 году, как прогнозируют эксперты, этот показатель вырастет до $17 млрд. Хорошие перспективы связаны с реализацией ряда крупных проектов создания целлюлозно-бумажных производств: к 2030 году потенциальный спрос на российскую целлюлозу может вырасти почти в два раза по сравнению с текущим. В связи с этим Министерство промышленности и торговли Российской Федерации намерено оказывать всестороннюю поддержку предприятиям, производящим целлюлозу.
«В проектах создания ЦБП мы не останавливаемся лишь на целлюлозе как на конечном продукте, – подчеркнул старший вице-президент, директор управления лесоперерабатывающего комплекса государственной корпорации „Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)“ Павел Билибин. – Например, вискоза, штапельное волокно также востребованы российской промышленностью. Мы намерены и дальше развивать проекты глубокой переработки древесины, работать над производством продуктов с высокой добавленной стоимостью».
Также планируется масштабное международное сотрудничество в этой сфере, в частности с Китаем. Об одном из проектов в ходе сессии рассказал генеральный управляющий компании China Chengtong International Investment Ltd Чжоу Лицюнь: «Мы начали реализацию проекта строительства крупного ЦБК на Дальнем Востоке. В регионе будет создано примерно 800 рабочих мест, планируется выпускать более 500 млн т продукции в год. В настоящее время вместе с российскими партнерами мы развиваем инфраструктуру будущего производства и надеемся на дальнейшее успешное сотрудничество».
Была отмечена и необходимость использования принципа рециркуляции: за последние пять лет мощности по переработке макулатуры в России выросли в пять раз. «Мы уверены, что в 2019 году в нашей стране возродится знаменитая система советского образца государственной поддержки за сбор макулатуры. Это очень важный шаг в направлении экологически грамотного поведения населения. Сейчас этот проект проходит парламентские слушания», – заявил член наблюдательного совета СРО «Лига переработчиков макулатуры» Денис Кондратьев.
Российские предприятия из бумажных отходов производят целую линейку продуктов. Чтобы и дальше продвигать сегмент, необходимо расширение внутреннего спроса. И здесь существенный потенциал связан с постепенным замещением полиэтиленовой упаковки экологическим бумажным аналогом. «Наша компания присутствует почти во всех сегментах ЦБП и лесной отрасли в целом. Сейчас мы заканчиваем разработку проекта „умной“ бумажной упаковки. В нее встроен чип, и производитель сможет проследить логистику товара, а покупатель – получить все данные через мобильное приложение. Бумажная упаковка – это бренд, и мы должны поддержать все меры, чтобы повысить ее востребованность», – подчеркнул старший вице-президент АФК «Система» Али Узденов.
Еще одно приоритетное направление леспрома на стыке экологии и экономики – деревянное домостроение. Российские предприятия выпускают современные, конкурентоспособные, в том числе на внешнем рынке, материалы, такие как LVL-брус, плиты OSB, фанера. Для стимуляции спроса на деревянные дома предусмотрены социальные программы по субсидированию кредитов на их покупку. В Москве и Подмосковье будут реализованы пилотные варианты многоэтажных деревянных экокварталов. За счет реализации подобного комплексного подхода планируется к 2025 году увеличить объем использования продукции деревянного домостроения в общем объеме жилищного строительства с 10 до 20%.
Одним из главных «зеленых» трендов российского леспрома стало производство биотоплива. У древесных пеллет наиболее емкий экспортный потенциал: объем их поставок на внешние рынки в последние годы растет бурными темпами, что выводит Россию в пятерку крупнейших в мире поставщиков этого биотоплива. Минпромторг России прогнозирует в ближайшие годы трехкратный рост объемов производства пеллет.
«Пеллеты не могут конкурировать с газом на внутреннем рынке, тем не менее в определенных районах нашей страны мы уже переводим котельные на этот экологически чистый вид топлива», – отметил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, комментируя ситуацию с использованием пеллет в России.